Развитие личности имеет много аспектов. Человеческая телесность есть одухотворенное тело, проявляющееся в динамике и статике (движении и форме), имеющее внутреннюю и внешнюю составляющие. Человеческая телесность является результатом процесса онтогенетического, личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа. В структуре телесности можно выделить внутренние и внешние компоненты. Внутренние компоненты (внутреннее жизненное пространство) познаются через интроцептивные ощущения и чувства. М. М. Бахтин, выделяя внутреннее и внешнее тело, полагал, что «внутреннее тело — мое тело как момент моего самосознания — представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира» Внешние компоненты (внешность и внешнее жизненное пространство) не только ощущаемы, чувствуемы, но и видимы. Большинство существующих психологических исследований посвящены именно видимому телу и внешности как компоненту образа "Я". Отношение как к собственному телу, так и телу Другого может быть как объектным, так и субъектным. При объектном отношении к телу отсутствует способность чувствовать единство телесной и духовной тканей. Каким образом отношение к собственной телесности, ее осознание связано с формированием целостного сознания? Обратимся к рассмотрению структуры сознания. Целостное самосознание характеризует развитость и взаимосвязанность всех его составляющих, взаимопроникаемость ментального и чувственно-двигательного. «Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию, что оно в силу принадлежности живому субъекту и реальной включенности в систему его деятельности всегда страстно, короче, что сознание есть не только знание, но и отношение. Иначе говоря, понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, а рассмотренное выше понятие значения — подключенность этого сознания к сознанию общественному, к культуре». Следовательно: формирование личностных смыслов, переосмысление происходит на основе чувственно-двигательной ткани. Составляя бытийный слой, эта ткань питает, наполняет жизненностью ментальность. Все составляющие важны для формирования целостного самосознания. Однако в процессе воспитания и образования основное внимание уделяется освоению значений, которые, необходимы для подключения к общественному сознанию, социализации. . Интериоризация подобных культурных аксиом в процессе онторазвития приводит к выстраиванию внутриличностной властной иерархии, в которой доминирует рациональное над чувственным, а душевные процессы противопоставлены телесным. Кроме того, общество, прежде всего, заботится о социализации своих членов, приучению их к нормам, и обучению знаковым системам, принятым в обществе. Сдерживание эмоций осуществляется благодаря микродвижениям, останавливающим выражение импульса. Эти микродвижения могут быть не заметны наблюдателю, и не осознаваемы самим человеком. Так, если мы хотим крикнуть (чувство), но считаем, что лучше промолчать (рацио), то мы сжимаем зубы; если хотим заплакать, но пытаемся сдержать слезы — напрягаем глазные мышцы и т. п. Чтобы получить принятие Других надо не показать страх, не выразить гнев, удержать любовь. Постепенно формируется мышечный панцирь (В. Райх), помогающий ребенку сдерживать свои чувства. Возникает внутриличностная властная иерархия «рациональное-чувственное», характеризующаяся пренебрежительным отношением к собственным чувствам. Нравоучения типа: «Чем ты думаешь? Думай головой» приучают к игнорированию чувственной сферы, задавливанию эмоциональной спонтанности. «Факт бессознательного переживания в большинстве случаев … вызван отсутствием соответствующего воспитания, направленного на осознание с самого раннего детства широкой гаммы внутреннего восприятия» — пишет А. Менегетти9. Подавление чувственного начала формирует усеченное самосознание. Особое внимание в данном контексте необходимо уделить такому понятию как произвольность поведения, которое характеризует одно из основных новообразований дошкольного возраста. Под произвольностью понимается умение выполнять действия по образцу, в соответствии с правилами т. е. умение делать то, что считает нужным Другой (произвольность — от слова произвол?). От ребенка требуется соотносить свои действия с чем-то внешним. При этом внутреннее «выпадает» из сознания, подавляется. Такая произвольность является внешней, ложной произвольностью. Действие, с моей точки зрения, является истинно произвольным, результатом саморегуляции, если оно соотносится как с внешним, так и с внутренним, чувствительно как к Миру, так и к Себе. Целостность становится осознанна и переживается как ценность, когда она является результатом внутренней работы. Такая работа начинается в подростковом возрасте и может длиться в той или иной степени всю жизнь. Внутриличностный конфликт «душа-тело» выражается в диаметрально противоположных вариантах: либо в непринятии телесности, ее игнорировании, либо в преувеличенном к ней внимании. Но в том и другом случае тело воспринимается подростком как объект оценивания, как средство, мешающее или помогающее достичь цели. Процессы осознавания и формирования отношения к внешним и внутренним компонентам образа тела имеют свою логику. Осознавание внешних компонентов образа тела происходит в процессе взаимоприкосновения собственного тела и тела другого, соотнесения видимого собственного образа с эталонным. При формировании внешних компонентов образа тела человек как бы смотрит на себя глазами Другого и тело выступает как обьект оценивания: хорошее-плохое, красивое-некрасивое, устраивает-не устраивает, привлекательно-непривлекательно и т. п. В процессе развития кроме возможности смотреть на себя со стороны, появляется возможность чувствовать себя изнутри, углубляется контакт с самим собой, увеличивается осознаваемое внутреннее пространство. Отношение к себе и к своей собственной телесности становится менее объектным. Отношение становится субъектным, когда человек позволяет себе быть самим собой, принимая себя во всем многообразии с достоинствами и недостатками. Такое отношение свидетельствует о расширении сознания и увеличении его реалистичности. Телесность становится чувствующей, неотъемлемой частью "Я", безусловной ценностью. Важным аспектом личностной идентичности является половая идентичность. Процесс формирования половой идентичности включает как внешнее (видимое), так и внутреннее (чувствующее) тело. В начале происходит идентификация по внешним признакам. Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: в процессе онтогенитического развития в первые годы жизни формируется чувственно-двигательное единство, затем оно распадается и возникает потребность формирования чувственно-двигательного единства на новом осознанном уровне, что и происходит в случаях позитивного развития. Необходимость оживления чувственно-динамической телесной ткани в процессе развития самоидентичности подчеркивает тот факт, что в случаях нарушения развития, распада внутренней целостности, потери себя всегда происходят изменения в восприятии собственного тела. Употребление словосочетания «оптимальное восприятие телесности» вместо нормы не случайно, поскольку наша норма, являясь результатом выстраивания определенной системы ценностей в процессе воспитания далека от оптимальной. Исследование студентов-психологов показало, что в той или иной степени отчуждение от собственного тела, отношение к нему как к инструменту достижения целей чрезвычайно распространено. Интересными представляются данные, полученные в результате изучения интерцептивного восприятия взрослых здоровых людей (А. Ш. Тхостов): в словаре здоровых испытуемых, обозначающем интерцептивные ощущения значительно преобладают слова, обозначающие отрицательные эмоциональные состояния и отрицательные телесно определенные ощущения. «Словарь отрицательных эмоциональных состояний значительно богаче словаря положительных: они образуют кластер, почти вдвое больший, чем положительные. Имеются различия и в качественном составе этих словарей: в словаре отрицательных состояний большую нагрузку несут метафоры (опустошение», «терзающий») наряду с отглагольными существительными; в словаре положительных состояний представлены, в основном существительные — определения («покой», «легкость», «удовольствие»)"14. Удивительно, но в перечне определений имеются такие слова, как «холодок», «вялый», «грусть», «голод», «опустошение», «плохо», «напряжение», и вместе с тем отсутствуют слова: «тепло», «бодрый», «радость», «сытость», «наполненность», «хорошо», «расслабленность». Мы привыкаем обращать внимание на внутреннее тело, прежде всего, когда испытываем боль или другие негативные ощущения. Можно встретить мнение, что в случае положительного самочувствия люди вообще не испытывают никаких интерцептивных ощущений. Такое мнение в науке, по-видимому, связано с тем, что интроцепция изучалась, прежде всего, в рамках клинической психологии, в частности при ипохондрических расстройствах. Но разве мало возможностей для позитивной интроцепции?! Когда вы, к примеру, в прекрасном сосновом лесу вдыхаете воздух, наполненный ароматом, как приятно ощутить этот воздух, входящий в себя! Можно продолжать и продолжать список подобных примеров. Если в интерцептивном восприятии преобладает негативный локус, то от него хочется максимально дистанцироваться. Если тело болит, то можно постараться вытеснить его из сознания, что часто и происходит. Однако такое отношение к интроцепции во многом определяется воспитанием. Наличие, прежде всего негативного словаря связано не только с тем, что он пополняется вместе с нашим опытом болезни, а с вниманием Взрослого прежде всего к болезненным ощущениям ребенка, что имеет культурологическую природу. Осознание внутреннего тела связано с развитием словаря, обозначающим телесные ощущения и чувства. Чувственно-двигательный опыт должен быть означен вербально. В определенной степени можно говорить о культурной алекситимии («без слов для называния чувств»). Из нашего разговорного языка практически исчезли прилагательные и наречия, в нем преобладают глаголы и существительные. Происходит фокусировка на действиях, фабуле, внешних событиях, при этом наши переживания, отношения, личностные смыслы упускаются. Время требует скорости… Безусловно, изменить это невозможно. Но возможно учесть значимость остановок, в том числе для речевой рефлексии в процессе воспитания, образования и коррекционно-развивающей работы. Подытоживая все вышесказанное можно констатировать, что в соответствии с культурно-историческими традициями для индивидуального сознания характерно: 1. дуалистичность духовного и телесного; 2. выстраивание внутриличностной властной иерархии, в которой духовное превалирует над телесным, рациональное над чувственным; 3. усеченное восприятие собственной телесности, игнорирование сенсорных возможностей, подавление чувств; 4. отношение к телесности как к средству достижения целей; Вместе с тем, способность чувствовать изнутри свое тело, свои движения, отношение к своему телу как к телесности является необходимым условием переживания радостности, энергонаполненности, стремления взаимодействовать с реальным миром здесь и теперь. В свою очередь переживание энергонаполненности и радостности можно рассматривать как один из критериев внутриличностной целостности. Расширение осознавания и оптимизация отношения к собственной телесности, обретение состояния внутреннего комфорта, когда человеку приятно и спокойно быть внутри себя не только самоценно, но имеет стратегическое значение для развивающей работы. Это значение как минимум состоит в следующем: 1.Увеличение степени контакта с собственным бытийным слоем дает материал для рефлексии, его осознания, создает условия для изменения всей внутриличностной структуры, дает возможность в большей степени опираться на внутренний мир и быть менее зависимым от внешнего. 2. Опыт переживания собственной телесности является основой субъектного отношения к телесности другого человека, понимания его жизненной реалии и установления межличностного диалога. Понимание Другого предполагает способность разотождествления с собой, т. е. отстранения от себя, смены позиции, возможность посмотреть на мир как бы не из себя, а с различных сторон мира на мир, где Я является его частью. Чем больше вы свободны от себя (от тревоги по поводу себя) тем больше вы способны к разотождествлению, а следовательно к смене позиций и пониманию Другого. Вы не боитесь потерять себя, потому что уверены, что вы есть. 3.Мы постоянно спешим, бежим по жизни к целям, которые часто являются чуждыми для нас. Для того, чтобы понять куда и зачем мы бежим, где находимся сейчас, необходимо остановиться, отрефлексировать собственную позицию. Б. Д. Эльконин пишет: «Необходимо отказаться от одного неверного допущения, гласящего, что образ строится вследствие напряжения нужды. Как раз наоборот — нечто может быть видимо лишь в период отстранения от нужды и снятия ее напряжения»15. Снятие напряжения необходимо для того, чтобы увидеть что-то новое, иное, открыть для себя другие позиции относительно Мира и Себя. 4. Для формирования оптимальной границы и формирования истинно произвольного действия необходима двоякая чувствительность: внутренняя, со стороны внутреннего тела и внешняя, возникающая в процессе соприкосновения с миром. На важность ощущаемости движения изнутри для формирования произвольных движений обращал внимание А. В. Запорожец: «предпосылкой перехода реакций из непроизвольных в произвольно управляемые является превращение их из неощущаемых в ощущаемые…»16. Все вышесказанное обосновывает необходимость проведения личностно-развивающей работы телесно-ориентированными методами со здоровыми людьми всех возрастов в целях профилактики, коррекции и помощи в самореализации. Особое значение такая работа имеет в подростковом и юношеском возрасте, а также в периоды кризисов развития. Для студентов-психологов она необходима также в плане профессиональной подготовки. В течение ряда лет я веду работу, направленную на развитие личности студентов-психологов телесно-ориентированными методами17. Общим в механизме воздействия на личность телесно-ориентированных методов является увеличение степени жизненности внутреннего тела, содействие формированию чувственно-двигательного единства, ведущего к более реалистичному и целостному осмыслению себя в мире, возможности действовать в соответствии со своим "Я". В разработанной мной системе используются техники различных методов психотерапии (биоэнергетика А. Лоуэна, «осознавание через движение» М. Фельденкрайза, «работа с телом» Г. Вернера, биосинтез Д. Боаделлы, арт-техники, инициальная терапия К. Дюркхайма, аутентичное движение и др.), а также авторские техники, направленные на развитие саморегуляции в системе «Я-МИР». Подборка техник осуществляется в соответствии с задачами развивающей работы. Основными средствами развития выступают движение и форма. Принципиальным моментом построения такой работы является комплексное использование техник, задействующих разные модальности восприятия — кинесику, цвет, форму, звук. Перед началом, в конце и через полгода после окончания развивающего курса проводится диагностическое обследование с помощью батареи методик. Диагностический инструментарий состоит из следующих методов и методик: • наблюдение за походкой, позами и другими движениями; • двигательный эксперимент; • беседа, проводимая с целью выявления личностной динамики; • анкетирование, позволяющее оценить личностную динамику с точки зрения участников группы; • методика исследования самоотношения Пантелеева; • проективный рисунок человека; • авторская модификация методики «неоконченные предложения», позволяющая исследовать отношение человека к собственному телу; • авторская модификация цветового теста отношений, позволяющая исследовать самоотношение и отношение к собственному телу; • модификация методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. • авторская методика «Исследование интерцептивного восприятия» и др.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.