Понятие телесности с точки зрения культурно-исторического подхода в психологии

Понятие телесности с точки зрения культурно-исторического подхода в психологии

В соответствии с культурно-исторической концепцией, ребёнок растет не только в ситуации тесного контакта с предметным миром, но в тесном взаимодействии с окружающими его другими людьми, которые для него являются своеобразным инструментом познания оуружающей действительности. Контакт ребенка с действительностью опосредован взрослыми, при этом для формирования осознанных и рефлексируемых представлений о собственном теле велика роль матери . Согласно культурно-историческому подходу, телесность и одна из его структур - образ физического «Я» являются культурными феноменами, развитие которых осуществляется путем превращения натуральных телесных функций в общественно-детерминированные действия . Телесность, а также образ физического «Я» есть высшая психическая функция, которая врастает в ход развития человека, приобретая символический характер.  Первичным носителем психосоматического развития является отношения «мать-ребенок», благодаря такой диаде знаковый план психосоматического феномена реализуется совместно с природным планом развития .

Л.С. Выготский указывает на то, что все изменения, происходящие в психике ребенка, возрастные новообразования связаны с социальной ситуацией развития, которая определяет строго закономерно весь образ его жизни и выступает основным источником формирования новообразований, свойственных данному возрасту .

Процесс становления телесности, в рамках культурно-исторической концепции, имеет два контура:

  1. Процесс окультуривания телесных функций (внешний план);
  2. Формирование представлений о теле в виде образов и отношений к нему (внутренний план).

Процесс развития внешнего и внутреннего плана проходит путем интериоризации совместно-разделенных действий и эмоций между матерью и ребенком. Позитивная оценка, поощрение матерью телесных действий и функций, забота, адекватное удовлетворение потребностей формирует позитивное отношение к телу и его функциям, адекватное отражение его параметров, высокую степень когнитивной дифференцированности .

Исходя из этого, становление представлений ребенка о собственном теле тесно связано с социальной ситуацией его развития. В исследованиях Н.В. Коваленко, выполненных в русле культурно-исторической концепции, было показано, что представления о теле детей с бронхиальной астмой обусловлены особенностями отношений ребенка и матери . В работах В.В. Николаевой было обнаружено, что формирование внутренней картины болезни тесно связано с отражением тела в условиях болезни, зависит от ведущей деятельности субъекта, обусловленной, в первую очередь, социальной ситуацией развития ребенка и матери. О.Г. Мотовилин, сравнивая детей, пребывающих в условиях интерната и в условиях семейной среды, отмечает заметное отставание в развитии соматических ощущений первых .

Л.С. Выготский считал, что через других мы становимся собой, т.е. отождествление является фундаментом возникновения всех свойств сознания, доказал, что высшие психические функции проходит через внешнюю стадию развития. Это является центром всей проблемы внутреннего и внешнего поведения . В данной части работы уместно говорить об идентификации, как механизме присвоения субъектом отношения к нему матери, которое определяет когнитивный и эмоциональный компонент образа физического «Я» особенно на более поздних возрастных этапах онтогенеза. Утверждение С.Л. Рубинштейна о том, что личность не только формирует свое «Я», смотрясь в другого, но что «Я» вообще не может быть раскрыто через отношение к самому себе, приобретает важное значение. Идентификация как процесс построения и обнаружения «Я» возможна только благодаря наличию «Другого». «Другой» позволяет ощутить для «Я» плотность бытия . «Другой» является мерой обнаружения, фиксации изменения собственной психической реальности. «Другие люди в их деятельности выступают как фокусы или центры, вокруг которых организуется мир человека» . Поэтому правомерно утверждать, что механизмом социализации телесности является идентификация, которая первостепенную роль приобретает при переходе от детства к взрослому возрасту, когда образ физического «Я» с ростом и созреванием субъекта приобретает новые качества. В.А. Мазилов, Ю.П. Поваренков используют близкий критерий принятия ценностей, рассматривая идентичность как принятие индивидом на социальном и психологическом уровнях ценностных позиций, нормативных для данного пространства. В этом ключе они обозначают ее как субъективный критерий развития . Важно подчеркнуть, что на данном этапе происходит самоидентификация личности на основе оценки тела и отношения к девушке матери, что приводит к формированию образа физического «Я».

В рамках психологии деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина процесс оформления физического «Я» осуществляется в совместно-разделенных действиях, где мать выполняет функцию означивания и наполнения смыслом витальных потребностей и телесных действий ребенка. Преобразование смысловой стороны психосоматических феноменов определяется этапами развития смыслового, интенционального компонента деятельности ребенка, сменой ведущей деятельности, возникновением психологических новообразований. Так, фундаментом существования осмысленных психосоматических феноменов является коммуникация с матерью: мать не только означает телесный феномен для ребенка словесно, но и раскрывает своим эмоциональным реагированием смысл и ценность каждого телесного явления. Так, боль до ее означивания и наделения определенным смыслом ребенок не отличает от дискомфорта, а значит и не получает своего специфического поведенческого эквивалента реагирования. Власть коммуникативного смысла над телесными феноменами ребенка настолько велика, что в самом процессе коммуникации феномен не только может проявляться, но и исчезать. Примером может служить магическая сила материнского поцелуя, «излечивающего» любую детскую боль, а по психологической сути – заменяющего смысл телесного явления: от страдания к любви .

Осознание своей телесной сущности формируется на самых ранних этапах онтогенеза и в норме остается достаточно стабильной в течение всей жизни. Теоретико-экспериментальные исследования в русле деятельностного подхода также показывают, что одним из факторов, определяющих развитие самосознания в раннем онтогенезе, является осознание ребенком своего «Я»-физического в результате манипулирования совместно со взрослыми. В сферу осознания «Я»-физического вовлекаются вначале отдельные органы чувств и части тела. Перцептивный и двигательный опыт ребенка при сопоставлении с действиями взрослого приводит его к оценке своих рефлекторных и моторных возможностей. Через синтез отдельных представлений, у него возникает первичный образ собственного тела и способность владения им в форме произвольных движений, что также свидетельствует о моменте выделения ребенком себя из того пространства, в котором он находится.

Наиболее обращенным к внешнему миру компонентом образа «Я» является представление человека о собственной внешности. Именно этот аспект физического образа непосредственно подводит исследователя к социально-психологической проблематике. Образ тела и схема тела формируются в непосредственном социальном взаимодействии. Данные процессы происходят на раннем этапе онтогенеза и   завершаются к началу сознательной жизни человека. Представление о собственной внешности также закладывается у ребенка относительно рано. Отличительной особенностью его формирования является связь с эмоционально-ценностным отношением к себе (самооценкой). Характер отношения к себе во многом определяется особенностями социального опыта человека . Согласно исследованиям Е.Т. Соколовой, выполненным в русле разных психологических отечественных школ (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Б.В. Зейгарник, А.А. Бодалев), самооценки закладываются в раннем детстве, и главным фактором при этом выступает характер детско-родительских отношений. Так, неприязнь, отдаленность, неуважение родителями ребенка переходят в дефект самооценки вплоть до неприязни к себе – своим чертам, физическому облику. В итоге самооценка внешности оказывается практически не связанной с объективными физическими данными ребенка, становится зависимой от позитивного или негативного отношения со стороны родителей и ближайшего окружения.

 В ряде зарубежных исследований относительно развития образа физического «Я» показано становление его важнейших структур в зависимости от отношения ближайшего окружения. По мнению М. Малер, возникновение чувства целостности собственного тела, четкости и определенности его границ тесно связано с периодически возникающими циклами соматосенсорной стимуляции, идущей от матери на ранних стадиях симбиоза с младенцем. Неспособность к интеграции этой стимуляции приводит к недоразвитию чувства целостности и ограниченности собственного тела, а также к проявлению различных перцептивных и когнитивных нарушений. М. Малер подчеркивает, что такого рода нарушения оказывают сильное воздействие на все последующее развитие физического «Я». С точки зрения исследователя, основным фактором, организующим шизофреническую патологию, является неудачная попытка сохранения интеграции телесного «Я» путем регрессии на стадию психосоматического симбиоза с матерью. Фишер, Кливленд отмечают, что если отношения ребенка с матерью основаны на четких, понятных, хорошо определенных ожиданиях и установках с обеих сторон, то границы этой интериоризированной системы будут четкими, хорошо определенными. Качества границ первичных интериоризацией распространяются на границы образа тела и определяют способы реагирования на стимулы внешнего мира. Если значимые для ребенка люди придают особый смысл какой-либо части тела или его функции, подчеркивая ее ценность или отрицательно реагируя, то у ребенка образуются ассоциативные связи между этой частью тела и ее функцией, с одной стороны, и особым к ней отношением или поведением – с другой [167]. Р. Бернс указывал на то, что человек видит себя так, как видят и думают о нем значимые люди.  «Я-каким-меня-видят-другие»=«Я-каким-я-сам-себя-вижу» .

Эти данные позволяют сделать следующее предположение: тип эмоциональной привязанности, сложившийся в детстве, определяет особенности образа физического «Я» во взрослости. Испытуемые с надежной привязанностью к матери проявляют положительное отношение к своему телу, характеризующееся принятием, тогда как неблагоприятная привязанность будет формировать отвержение тела. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью у ребенка формируются так называемые рабочие модели отношения к себе и другим людям. В дальнейшем они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать. Внимательные, чувствительные, заботливые родители формируют у ребенка чувство базисного доверия к миру, создается позитивная рабочая модель окружающих. Дисгармоничные отношения, для которых характерны нечувствительность к инициативе, пренебрежение интересами ребенка, навязчивый стиль отношений, наоборот, приводят к формированию негативной рабочей модели. На примере взаимоотношений с родителями ребенок убеждается в том, что другие люди, так же как и родители, не являются надежными, предсказуемыми партнерами, которым можно доверять. Результатом взаимодействия и общения с родителями является также рабочая модель отношения к себе. При позитивной модели у ребенка формируется инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, а при негативной – пассивность, зависимость от других, искаженный образ «Я». Центральным понятием в теории привязанности является внутренняя рабочая модель, которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения  к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

Таким образом, образ физического «Я» является устойчивым образованием. Формирование отношения к телу складывается на ранних стадиях онтогенеза и связано с социальной ситуацией развития ребенка. В подростковом возрасте особо уязвимой структурой образа «Я» становится внешность и ее самооценка, колебания которой могут оказать значительное влияние на общий уровень отношения к себе. В этой связи, представление человека о своем физическом облике и его оценка непосредственно связаны с типом привязанности к матери, сложившимся в раннем детстве, ожиданиями и прогнозами относительно реакций на себя матери. Опыт успешной или неуспешной привязанности формирует у индивида соответствующее отношение к своему телу, границы тела, «схему тела» и восприятие тела.

Нормальное развитие образа физического «Я», высокий уровень когнитивной дифференцированности, адекватность восприятия тела, непроницаемые границы обеспечивает безопасная привязанность к матери. Мать, через позитивные эмоции, поощрение телесных действий и функций, заботу и своевременное, адекватное удовлетворение потребностей, участвует в процессе формирования положительного образа тела субъекта.

В случае отсутствия положительных эмоций, замещения их родительской тревогой образ физического «Я» имеет негативные характеристики. Таким образом, результатом становится культурное тело, которое, пройдя социально-нормативные трансформации путем привязанности матери и ребенка, обретает тот или иной внутренний план регуляции в виде образа физического «Я».

Формирование частных самооценок образа физического «Я» может рассматриваться как результат усвоения, интериоризации ребенком определенных параметров отношения к нему родителей: неприязнь, отдаленность, неуважение переходят в дефект отношения к себе. Образ «Я» и самооценка в этом случае будут содержать черты, транслируемые через родительскую привязанность и воспитание.



Просмотров: 462
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отношение к образу физического Я лиц с разными типами привязанности к матери
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Когнитивный компонент физического Я испытуемых с разными типами эмоциональной привязанности к матери
  • Альтернативный взгляд на болезни физического тела
  • Человек 6-ой расы. 32 Системы физического тела
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Работа с отвергаемой частью тела как частный случай терапии образа тела
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Психометодика исцеления физического тела
  • Вернуть обиду физического тела
  • Образ матери и образ тела у женщин с наркотической зависимостью
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Феномен образа тела в психологии.
  • Образ тела: что делать, если он нарушен
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Диалог Яны и её тела или как внимательное отношение к себе дает силы
  • Образ тела :: Как я себя вижу
  • Материализация образа «Я»: значение своего места для ребенка.
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь