Материализация образа «Я»: значение своего места для ребенка.

Автор статьи: Светлана Федотова

Понятие «дом» для человека имеет много смыслов, слитых воедино и эмоционально окрашенных. Это и кров, и место жительства, это и символ жизни семьи – тяжко быть бездомным сиротой. Дом воплощает идею безопасности, интимно-личностного пространства, обиталища человеческого «Я». Потеря его по каким-либо причинам для человека может являться глубокой психологической травмой.

Дом – это всегда центр пространственного бытия ребенка, его Место. В детском познании предметного мира категория Места является первичной, для ребенка «быть существующим» – значит, занимать определенное место в этом мире. Наличие его является для детей необходимым и достаточным признаком существования. Для ребенка до трех лет чье-либо место является неотъемлемым его атрибутом: если место обозначено, а кто-то (что-то) временно отсутствует, для малыша его существование несомненно. Если же место занято кем-то (чем-то) другим, то этот другой начинает существовать вместо отсутствующего, замещая его, вытесняя его из жизни, лишая способности быть. Именно поэтому забота о собственном месте в доме, тревога и раздражение, которые возникают у ребенка, когда он видит, что кто-то хочет занять его место, – это попытка обеспечить свое существование, утвердить факт своего присутствия в жизни. Нередко взрослые плохо понимают эту детскую проблему: бывает, дразнят ребенка, что сядут на его стульчик, лягут в его кроватку. Дети очень злятся, пугаются. Они четко понимают главное: взрослый претендует на их законное место в мире, пытается выпихнуть ребенка неизвестно куда, в небытие.

Стремление обозначить, застолбить сам факт своего существования  присутствует в поведении малыша очень явно. Эта проблема для ребенка имеет особую остроту: поскольку неразвитое самосознание еще долго не будет давать ему достаточных свидетельств того, что «Я есть», ребенок нуждается во внешних подтверждениях факта своего существования. Ему необходимо постоянно быть в контакте с взрослым, получать от него обратную эмоциональную связь в ответ на свои слова и действия, обладать своими собственным местом в доме и собственными вещами, а также создавать их самому.

Все вещи, поделки, рисунки, которые ребенок делает своими руками, усиливают его чувство идентичности и уверенности в себе. Эти вещи становятся как бы их заместителями: везде в доме ребенок стремится оставить своих полномочных представителей, чтобы о нем взрослые помнили. Маленький оставит на стене «каляки-маляки», ребенок постарше – повесит свои рисунки, положит маме под подушку свою куколку. Похвалу и критику поделке ребенок воспринимает, как похвалу и критику самому себе: из отношения взрослых к детским творениям формируется самоотношение ребенка, что, в свою очередь, лежит в основе его жизненного успеха.

В недостаточно устойчивом чувстве собственного «Я» маленького ребенка лежит причина того, почему, например, маленькие дети долго не могут научиться играть в прятки. Суть не в том, что они не понимают задачи: тихо сидеть, а в том, что они не могут вынести эту ситуацию психологически. Им кажется, что, если они не видны, то они перестали существовать для других. Тогда в душу закрадывается сомнение – есть ли я вообще, – которое дети тут же разрешают для себя, высунувшись через несколько секунд из укрытия, чтобы показаться миру. Пусть их за это ругают более опытные и старшие участник игры: «Раз меня ругают, значит, я есть!»

Проживание ребенком проблемы Места происходит и в процессе общения с фольклором. Например, в «Сказке о трех медведях» дети очень волнуются не за девочку, которая попала к медведям, а за Мишутку – ведь именно его Место пострадало более всего. Малышам важно прочувствовать: несмотря на неприятные переживания, Мишутка легко отделался. В жизни многие дети, у которых появляются младшие братья и сестры, сталкиваются с проблемой занятого Места и болезненно это воспринимают. Родители должны заботиться о соблюдении личностных границ ребенка: нельзя без объяснений брать и передавать вещи и игрушки, принадлежащие старшим, младшим детям. В дружных семьях обычно помнят о том, где – чье место и где – чьи вещи: не станут наводить порядок без спроса и не сядут на любимый стул.

 

Статья написана по материалам исследований М.В. Осориной



Просмотров: 423
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое место психоаналитика и как его занимать?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Важные вещи, которые мы можем сделать для своего ребенка
  • Отдельное слово об архетипе Тень: Его место в структуре личности и способы проявления в жизни.
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Это место для траура и оплакивания, а не для успеха, денег и отношений.
  • Научите ребенка играть, чтобы развить его способности.
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Правильное место не дарится, его занимают.
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Место психотерапевта (психолога) и его клиентов – или в чем разница взаимодействия
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь