|
Позитивное отношение к телу с детства...Автор статьи: Владимирова Мария Борисовна
Почему это так важно?
Я с радостью замечаю, что в последнее время все чаще слышны призывы: - «Надо любить свое тело!» - «В здоровом теле - здоровый дух!» - «Ухаживай за телом, и ты почувствуешь, что твое настроение улучшается...» Но почему это так важно? Как любовное и бережное отношение к телу может помочь исправить настроение и поднять самооценку? И еще более важные вопросы - А что значит Любить свое тело? Как это сделать, если я себе не нравлюсь? Как так получилось, что я не Люблю себя? Эта статья поможет вам ответить на многие из этих вопросов, т.к. в ней мы рассмотрим происхождение и значение любви к своему телу. Также я попробую предложить вам некоторые пути для того, чтобы научиться относится к своему телу более позитивно. Западные специалисты-психологи предполагают, что отношение к своему телу проходит через последовательную смену ступеней развития. Каждая ступень развития имеет серию задач по освоению возможностей тела, которые соответствуют задачам психологического развития. Когда младенец появляется на свет, основным его органом чувств и восприятия окружающего мира является Тело. Если вы вспомните своих маленьких деток (или деток своих знакомых и родных), вы, наверное, обращали внимание на то, что у грудного младенца есть совсем небольшой круг потребностей, и все они связаны с телесными нуждами: еда/пищеварение, сон и тепло. Удовлетворение этих примитивнейших, на первый взгляд, потребностей закладывает базис будущей личности. И здесь от родительских установок во многом зависит ощущение телесного удовольствия малыша. Когда мама с любовью обнимает и прижимает к себе малыша, когда она заботится о его телесных нуждах с терпением и внимательностью, ребенок получает опыт и навык любви к собственному телу и его первичным нуждам. Именно из этой очень ранней стадии мы берем с собой безусловное принятие своего тела, удовольствие от нахождения в нем. Там же мы получаем первые навыки регулировки циклов сна-бодрствования и голода-насыщения. Наверное, каждый из нас уже во взрослом возрасте был способен оценить важность нормального функционирования этих циклов. Навыки, которыми человек овладевает на этой стадии: БАЗОВАЯ ЗАБОТА О СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ, а именно 1. Понимание потребностей своего тела (возможность чувствовать усталость, голод и др.) 2. Удовлетворение потребностей (голод - еда, усталость - отдых и др.) 3. Удовольствие от правильно удовлетворенных потребностей, другими словами удовольствие от своего тела. 4. На психологическом уровне во время данного этапа закладывается базис для самоуважения, принятия себя, внимания и доверия к собственным чувствам и ощущениям. В случае нарушений: 1. Могут быть очень сложные отношения с чувствами насыщения и голода, человеку сложно определять, когда он голоден или когда он сыт, есть достаточно высокий риск развития расстройств пищевого поведения (булимия и анорексия). 2. Нарушения циклов сна и бодрствования, человек не может понять хочет он спать или нет. Первое время сложно различить причину крика младенца. Что заставляет его требовать вашего внимания: голод, усталость или боль? От чуткости мамы зависит дальнейшая судьба ребенка, ведь это она учит его понимать, что когда голоден - нужно поесть, когда хочешь спать - укладываться в кроватку, когда болит животик - принять специальные меры... 3. Глубинное, сложно выражаемое и обоснуемое отвращение к собственному телу, и как следствие, отвергается возможность близких, интимных отношений. Тело такого человека, в детстве не наделялось позитивным отношением, оно отвергалось матерью или другими воспитывающими людьми. Естественно ребенок вынес из своего детства ту же отстраненность, отвращение или гадливость, которую транслировали его родители. Обратите внимание на тот факт, что такой человек никогда не скажет - я ненавижу свое тело, у него это как бы «в крови», на довербальном уровне. Для того, чтобы ненавидеть, нужно знать, что такое любовь. Но, к сожалению, такие люди не знают, как любить свое тело, их никто этому не научил. 4. Иногда люди, не получившие положительного телесного отношения (или недополучившие), могут переживать ненужность, никчемность. У них может возникать вопрос: «А имею ли я право существовать? Имею ли я право вступать в отношения с миром и другими людьми?» Тело - это вместилище «Я» - основной язык и инструмент младенца. Все остальное появляется гораздо позже. И когда грудной ребенок переживает отвержение или недостаточное принятие своей телесности, весь этот негатив может автоматически переноситься на все его существование. 5. На психологическом уровне низкая самооценка, отсутствие самоуважения, недоверие к собственным чувствам и ощущениям. Как это изменить? 1. Регулярная практика заботы о теле. Даже если вы считаете, что ваше тело не достойно, чтобы о нем заботиться, попробуйте начать это делать регулярно. Принимайте ванны, ухаживайте за кожей, носите удобную одежду, отдыхайте и др. Постепенно вы начнете замечать, что ваше состояние и отношение к телу меняются. 2. Найдите для себя подходящую телесную практику: йога, восточные танцы, единоборства, стрейчинг, плавание и т.д. Поставьте цель - узнать свое тело как можно лучше (а не изменить его быстрее). 3. Психологическая помощь. Овладеть НАВЫКАМИ описанного мной этапа развития во взрослом возрасте можно при помощи различных техник: телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, игровой терапии, поведенческой терапии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|