Психоаналитиками давно изучается проблема роли отца, его отношение к детям, влияние на них. И, тем не менее, так и нет четких концепций, доказывающих и объясняющих это влияние.
Очевидно, что рождение долгожданного ребенка– это радость, но и большой стресс для семьи, поскольку равновесие, которое было привычным, нарушается, и члены семьи осваивают новые семейные роли. «Достаточно хорошие родители» [3] проходят этот этап вполне безболезненно. Еще до родов отец в защите и заботе о беременной жене создает тот эмоциональный комфорт, в который в дальнейшем окунется и новорожденный.
Позднее отец в играх способствует развитию ребенка. Игры с отцом отличаются от игр с мамой. Игры с матерью являются проявлением заботы и защиты, игры с отцом – это возможность развить моторику, познакомиться с возможностями своего тела и усилиться когнитивно[1].Отец служит тем объектом, который «оторвет» ребенка от матери и заинтересует его миром, а мать «вернет себе». То есть, активно участвующий в жизни ребенка отец– это и разрушитель диады мать-дитя, и человек, способный показать ребенку мир [2]. По словам Малер М., на фазе дифференциации, которая приходится на вторую половину первого года жизни ребенка, увеличивается дистанция с матерью и усиливается связь с отцом, как с человеком, который способен показать новое[5].
Влияние отца на сына и на дочь будет разным. Мальчик будет копировать поведение отца, что приведет к образованию полоролевоей идентичности. Строгий, и при этом участвующий в жизни сына, отец способствует идентификации сына с собой, формирует мужское поведение сына.
Семейное общение с отцом накладывают отпечаток на дальнейшие гетеросексуальные контакты дочери, являясь прототипом этих отношений. Хорошие теплые отношения помогают дочери принять себя, как женщину. Отношения отца и матери дают дочери здоровую модель семейного поведения.
Наиболее эмпатичные взрослые, хорошо справляющиеся с фрустрацией и менее тревожные, вспоминают своих отцов, как занимающихся с ними и включенных в семейное воспитание. Дети, которые были близки с отцом, в большинстве случаев имеют высокую самооценку и стабильный образ Я. Менее уверенные и общительные взрослые вспоминали своих отцов, как отчужденных [1].
В ситуации, когда отец так безучастен к жизни ребенка, что не остается в его внутреннем мире, можно говорить об «отсутствующем отце», тогда как реально отсутствующий отец может быть интроецирован в психику ребенка, поскольку мать говорит о нем. Или же отцовскую позицию занимает кто-то из близких родственников мужского пола. Если отец безразличен к существованию ребенка, то такой ребенок, когда станет взрослым, будет относиться к себе, как невнимательный родитель [4]. Скорее всего, взрослый субъект, чтобы компенсировать травму безучастного отца, или начнет заботиться о других, а не о себе, занимая депрессивную позицию, или будет искать аддиктивное замещение, такое как алкоголизм, работа на износ, крайне экстремальные виды спорта.
Сочетание «гиперопекающая мать - отсутсвующий отец» с большой вероятностью приведет к мазохистическому характерологическому расстройству у ребенка. Тоже самое произойдет, если оба родителя будут холодными и отвергающими [2]. При этом, в том, что отец устранен от заботы о ребенке, нередко виновата как раз властная «пожирающая» мать. С другой стороны, исходя из результатов исследования, проведенного в 1991 году в США, выяснилось, что около 50% детей после развода родителей ни разу не встречалось с о своими отцами в течение года, а каждый пятый не виделся с отцом более пяти лет. Тогда как в полной семье 25% детей ежедневно взаимодействуют с отцами не менее 1 часа в день. Растущие без отца дети хуже решают когнитивные задачи, а мальчики имеют проблемы с мужской идентификацией из-за спутанности гендерных ролей [1].
Конечно же, нам всем хотелось бы, чтобы у каждого ребенка был достойный отец, но, как упоминалось выше, важен не сколько сам отец, сколько то, какой внутренний образ о нем останется в душе ребенка. Поэтому в силах матери, которая любит своего ребенка, помочь сформировать ему хороший внутренний образ отца. В семейной жизни это может проявляться, как поддержание теплой атмосферы в семье, позитивное реагирование на желание отца общаться с ребенком. В случае плохих внутрисемейных отношений развод – это лучшее решение, нежели дальнейшее проживание вместе «ради детей». Потому как сформировать позитивный образ отца, видя постоянное напряжение и ссоры между родителями, достаточно сложно. Приходящий отец, занимающийся с ребенком, и мать, которая не мешает этим отношениям – это хорошая база для формирования психически здоровой личности.
Таким образом, согласно вышеизложенным теориям, отец крайне важен для развития как сына, так и дочери. Не участвующий в жизни ребенка отец приводит к депрессивности, аддикциям, склонностью к «не заботе о себе» у взрослого субъекта. При этом, если внутренний образ отца будет позитивным, этого вполне достаточно для гармоничного развития ребенка и дальнейшей благополучной жизни взрослого. Создание такого образа – это или работа фантазии «достаточно хорошей матери», или выполнение «отцовской роли» иным родственником мужского пола.
Пожарова Александра Анатольевна,
Психолог-психоаналитик
Россия, г. Санкт-Петербург,
тел/whatsapp 8 953 148-29-97
Библиографический список:
1. Борисенко Ю.В. , Портнова А.Г. Отцовство как фактор развития личности //Развитие личности №2, 2006. – с. 70 – 81.
2. Винникот Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя – Екатеринбург: Литур: 2004 - 400с.
3. Гайдученко Е. Ю. Мазохистические черты и самодиструктивное поведение. По мотивам лекций к.п.н. Баранова Ю.А., 2014
(дата обращения 18.04.2018)
4. Мак-Дугалл Д. Театры Тела – М.: «Когито-Центр», 2007 – 216с.
5. Малер М. Пайн Ф., Бергман А. Психологичекое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуция. М.: Когито-Центр, 2011 - 413с.