|
Тело или разум? Ценности и ресурсы телесностиАвтор статьи: Добромильский Виктор Викторович
Данная тема актуальна, так как в современном мире телесность, а именно взаимосвязь тела (живости человека) и души (разума) разделяются, и переживаются как отдельные ценности и человек взааимодействуют со средой так же фрагментарно. Здесь мы пытаемся дать понимание, которое будет является предпосылкой для целостной интеграции ценностей и состовляющих телесности, открывая новые смыслы и возможности для личности и тела. Проблема состоит в том, что большинство людей исключают осознании и проживании полярных чувств, эмоций – ценностей своего существования. Они слепы ко всей полноте жизни и выбирают только лучшие (надежда, свобода, удовольствие, счастье любовь), отбрасывая “ненужное”, опасное для их жизни (страдание, тревога, вина, страх, отчаяние, боль). “Ненужное“ хотя и выброшено, все же существует, оно неизбежно; причиняя беспокойство, забирая “без разрешения” психическую и телесную энергию, оно напоминает о себе у каждого по-своему. Такой человек живет прошлым, воспоминаниями он не может открыться настоящему, переживать ценности. Ведь переживание ценностей заключается в том, что они воздействуют на наше бытие, которое благодаря им становится другим. Ценности затрагивают меня и начинают изменять. Каждый красивый цветок, каждый восход солнца, каждое доброе слово делают это по-своему. Но для меня только то представляет собой ценность, что имеет ко мне доступ, затрагивает меня. [1] Специфика восприятия ценностей заключается в том, что их нельзя «думать», их можно исключительно чувствовать. Ценности — это результат чувственного восприятия. Это первичное восприятие, оно происходит через тело. [1] Переживание ценности самым тесным образом связано с телесностью человека. Из отношения к своему телу, из принятия своего тела вырастает та витальная сила, благодаря которой ценности и смыслы могут нас близко затронуть и вызвать эмоции. Предмет или событие могут быть пережиты как ценность только благодаря тому, что человек обладает телесностью, так как ценности вызывают физические вибрации в теле. Именно поэтому мы можем пережить впечатление как эмоцию. Переживание ценности связано с этой телесной вибрацией. Образ виолончели, струны которой, подобно смычку, касаются ценности. Их звучание возможно только при условии резонанса от затронутых струн в корпусе виолончели. Резонансный корпус виолончели, который придает звукам окраску и силу, — это тело человека. По аналогии с этим ценности только тогда могут «стать слышны» в качестве эмоции, когда они вызывают в теле колебания через нейрохимические и вегетативные связи. Конституция, энергетика, физическая тренировка и общее состояние тела создают условия переживания ценностей. Кто из нас не чувствовал после хорошего отпуска, что мир словно приобрел другие краски? Эмоция — это пламя свечи, которое питается воском тела. [1] Мы конечно можем расщеплять и отделять наше тело, от чувств, переживаний, используя для этого различные уловки нашего разума, и это у нас вполне успешно может получаться, но связь которая есть между телом и переживаниями, она не разрывна, и при расщеплении черевата психосамотическими симптомами с различной степенью проявлений и выраженности. Применительно к консультированию и психотерапии ставится задача способствовать развитию открытости ценностям и расширению отношений человека с самим собой и своим телом. В рамках консультативной работы человеку нужен толчок, лишь указание на то, где и каким образом может произойти его раскрытие ценностям. Однако следует предоставить человеку возможность самому пройти этот путь, если у него для этого достаточно сил и он готов начать “жить”. Вот в чем заключается дилемма человека, насколько он может раскрыться и позволить затронуть себя тому, что он первично и спонтанно ощущает как «плохое», - потому что это причиняет боль, внушает страх, отнимает у него то, что он хочет сохранить. У него такое чувство, что если он подпустит к себе жизненный опыт и полностью познает возможности своего тела, возможности жизни, это будет означать для него эмоциональную смерть. Поэтому он не подпускает переживания близко к себе, к своему телу, оттесняет опыт, уходит от реальных жизненных ситуаций, которые могли бы причинить боль. [1] Человек отделяет свой разум от тела, тем самым лишая себя возможностей собственной чувствительности, жизнености, активности. И до тех пор, пока человек вот так «сторонится жизни», желая защитить себя, он и не живет. Жизнь наполняет его недостаточно. Пока существует попытка не подпустить к себе жизнь, невозможно эту жизнь проживать, невозможно использовать те ресурсы тела, которые существуют “здесь и сейчас”. Можно только выживать. И вместо того, чтобы жить, человек впадает в невротическую пассивность ожидания начала «настоящей» жизни. Пока человек живет, он каким-то определенным образом относится к собственному бытию. Не спросив, его привели в этот мир, и однажды он обнаруживает себя находящимся во взаимоотношениях с миром и жизнью, не зная, хотел ли он их вообще. Постепенно под влиянием различных жизненных событий отношение к собственному бытию и собственному миру вызревает до уровня позиции. Восприятие жизни и отношение к жизни изменяется. Теперь человек не просто - жизнь, теперь он - тот, у кого есть жизнь, есть тело. Чтобы не просто быть живым, а распоряжаться своим телом, своей жизнью, а иметь силы пройти жизнь с собственным телом (быть благодарным ему!) до самой смерти, требуется решение - выбор человека. Возможности для выбора таковы: либо быть с телом «заодно» (принятие) и действительно жить, либо бороться с ним (например: пластическая хирургия) – жить в иллюзиях, либо избегать его (игнорировать) - отрицать жизнь. Как нечто среднее возможна позиция отстраненного созерцателя, который считает, что его «настоящее» тело и жизнь еще впереди, и тщетно ждет их. Позиция по отношению к собственному телу, к своей жизни — является “заземлением” с окружающей действительностью, с реальностью собственного существования. Мы обычно до конца не осознаем всю значимость своего тела. А ведь именно тело делает возможным наше бытие в этом мире и представляет собой связующее звено между миром и моим Я. Тело «несет» нас по жизни, в теле мы находим нашу опору и наше пристанище. Оно до известной степени составляет нас. И хотя мы представляем собой нечто большее, чем тело, оно имеет очень большое значение. Среди суеты и толчеи жизни оно остается константой, которую я могу видеть и чувствовать. Тело всегда занимает свое пространство. И, что является самым важным для существования, я узнаю свое тело всегда как свое – в этом факте коренится мое бытие самим собой. [1] Всегда существуют причины для беспокойства и страха, возможность неудачи или получения отказа, напряжение и боль. Но мы не можем быть счастливы, если боимся печали и страданий. Мы не можем по-настоящему смеяться, если не позволяем себе плакать. Давайте же впустим этот мир в себя, давайте вберем в себя в то, что нам близко, что нас касается и трогает, не будем изымать себя из жизни из-за страха, что чувства могут ранить. Конечно же, чувства могут приносить боль! Они и должны это делать, если меня что-то действительно затронуло. Это часть жизни. Но не ее суть. Когда я противостою своему телу, чувствам и переживаниям, я противостою самой жизни. Если я даю им быть, я позволяю жизни наполнить себя вновь. Я знаю, что это рискованно и страшно. Для нашей жизни гораздо хуже, если мы не чувствуем. Проходит время, а мы продолжаем жить, ничего не меняя, и то, что причиняет боль, может и дальше ранить нас, но мы не чувствуем боли. А годы проходят, я заплатил за свою бесчувственность тем, что просто изъял себя из жизни, обрек на бесчувственное, безрадостное, жалкое существование. [1] Реcурсы заключаются в том, чтобы не упускать смысл жизни, возможность жить целостно, что означает жить в соответствии с реальностью, в согласии с тем, что существует или может существовать в действительности. Нам следует воспринимать опасное и мучительное точно так же, как обнадеживающее и вожделенное. [1] И у вас есть выбор, стремится к большей целостности, а именно дополняющей взаимосвязи тела и разума. Это выбор использовать возможности (apriori - они есть у большинства людей) или нет и также это и его ответственность за использование или не использование потенциала, возможностей своего тела и своей жизни. Статья не претендует на исчерпывающее освещение данной темы. Но является попыткой осмысления проблем связанных с телесность, целостностью человека. Чтобы вы могли обратить свое внимание на жизнь, то как вы её выстраивает, как выбирает поступать с собственным телом, переживаниями, Если вы выбираете путь к целостности, гармонии тела и души, то придеться по трудиться, приложить усилия, осозновать себя. Телесность как целостность тела, души и разума дает полноту жизни, возможность быть чувствительным к себе, испытывать удовольствие, проживать телом чувства и эмоции, интенцию быть осознаным. Для этого как минимум вам стоит обратить внимание на то что происходит в настоящем стремящимся в будущее, а прошлое принять, осознать, что оно есть, со своими минусами и плюсами, не копаясь в нем “до седьмого пота”. Оно уже не изменится, но Ты (каждый из вас) способен изменить будущее, творя настоящее (склонить его к чему-нибудь прекрасному, к большей целостности) пусть даже и в незначительной степени, это зависит от того, какое решение ты примешь в этот самый момент - здесь и сейчас. От этого будет зависить ваше психологическое и телесное благополучие. 1. Альфрид Лэнгле. Жить аутентично: как, несмотря ни на что, стать самим собой? (Перевод Светланы Кривцовой) / Развитие личности №1 / 2005
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|