|
Становление границ телесностиАвтор статьи: Южанинова (Маркулес) Елена Алексеевна
В данном тексте сплетутся воедино такие понятия как: объект а, Я субъекта, образ тела, стадия зеркала, ортопедический каркас, форма, Другой/другой. Говоря о становлении границ телесности, невозможно не говорить о становлении Я, поскольку «Я прежде всего телесно, телесно, оно не только как поверхностное существо, но даже является проекцией некоторой поверхности». Но пока еще рано говорить об инстанции Я, поскольку она не дана нам от рождения. Человеческий ребенок появляется на свет крайне беспомощным, особенно это касается координации. По сравнению с детенышами животных он в большей степени зависим от своего окружения. Мать играет важнейшую роль в его развитии, в становлении его как субъекта. Оставаясь беспомощным и неспособным поддержать свою жизнь, малыш обретает потребность быть любимым и значимым. Разлука с матерью порождает чувство беспомощности. Зависимость от матери обусловлена не только недостаточным развитием, но и тем, что она является проводником в мир языка. Она наполняет смыслом сигналы, которые он посылает, она их интерпретирует. За счет этого потребности становятся многочисленными, а ребенком постепенно овладевает язык. Он окутывает его с рождения, постепенно означивая его существо, его тело, окружающий мир. Мать является тем первым значимым другим. Совершая первые шаги на пути к становлению, субъект постепенно нащупывает некую границу. Граница эта носит довольно условный характер, она связана с различением ощущений внешнего и внутреннего, с различением на основе удовольствия/ неудовольствия. То, что мое и приносит удовольствие, я помещаю внутрь, присваиваю, что несет неудовольствие я «выплевываю». Таким образом происходит становление некой грани между внутренним и внешним, Я и есть эта граница. Именно в этой череде впечатлений и событий, несущих с собою удовольствие/неудовольствие, субъект и конституируется. Так ребенок учится различать себя и другого. Так постепенно вырисовывается граница, которая отделяет меня от другого. В становлении собственного я важнейшую роль играет другой. Другой выполняет различные функции, и прежде всего он является образцом. Я – это некая проекция, т. е. образ себя приходит извне, он возвращен мне зеркалом. Здесь цепь нашего рассуждения вплотную подходит к работе, которая во многом продвигает нас в понимании становления я и границ телесности. Речь идет о работе Жака Лакана - «Стадия зеркала как образующая функцию Я, какой она открылась нам в психоаналитическом опыте». Ребенок переживает стадию зеркала в возрасте от 6 до 18 месяцев. Это происходит, примерно, после разрешения комплекса отнятия от груди, вследствие которого устанавливается имаго материнской груди. Имаго – это латинский термин, который отмечает субъективную окраску образа, представления. Имаго включает в себя и чувства, связанные с этими представлениями. «До стадии зеркала ребенок переживает свое тело как аутоэротическую автономию частей собственного тела» [9]. Встреча с собственным отражением вызывает у ребенка бурю эмоций. Свое отражение он встречает ликующей улыбкой. Опыт зеркала призван защитить хрупкое тело ребенка от угрожающего распада. Т. е. увиденный образ собирает тело, вырывает его из хаоса рассогласованности, помогает обрести форму: то от чего можно оттолкнуться, чтобы жить. Отождествляя себя с образом, приходящим извне, ребенок делает первый шаг к признанию собственного Я. Это признание всегда должно будет приходить. Стоит заметить, что единство собственного я носит воображаемый характер. Т. е. запечатленный однажды образ себя действует как опора, без которой я утрачивается, это можно наблюдать в психотическом неразграничении внутреннего и внешнего. Эта первичная идентификация стадии зеркала с собственным образом носит нарциссический характер. Лакан знаменует ее как идентификацию с Я-идеалом. (Далее он переименует ее в идеал-Я). Иными словами можно сказать, что стадия зеркала – это время появления нарциссического образа, который синтезирует единство тела и образа. Но эта целостность является иллюзорной, говорит об этом нарушение восприятия целостности тела при психозе. Говоря о стадии зеркала, Дольто, в свою очередь, подчеркивала, что для ребенка труднопереносимо, если рядом с ним перед зеркалом никого нет. Другой должен присутствовать не только для того, чтобы говорить, но и для того, чтобы ребенок наблюдал в зеркале отражение взрослого, отличное от его собственного, открывая тем самым для себя, что он ребенок. Ведь ребенок не знает о том, что он ребенок, что он меньше ростом, чем его родители и имеет вид ребенка. Чтобы узнать об этом, ему нужно смотреть в зеркало и видеть различия между ним и взрослым. В общении детей можно заметить много интересного, например то, что дети постарше часто толкают маленьких ребят, вырывают игрушки, заставляя тех плакать и падать. Вероятно это происходит от того, что ребенку, преодолевшему моторную разобщенность и владеющему своим телом необходимо удостовериться в том, что он не стал снова таким же малышом, иначе это грозило бы ему потерей своей личности. Таким образом мы видим, что все отношения между детьми детерминированы зеркалом. Возвращаясь к теме нарциссизма и идеального Я, стоит заметить, что происхождение идеал – Я связано с оптическими иллюзиями, а именно образом себя, сконструированным по образу и подобию другого. Этот идеал является источником воображаемой зеркальной проекции. Если говорить о другой оси – оси Я-идеал, то можно сказать, что появляется она за счет эдиповой идентификации. Т. е. она представляет собой усвоенный порядок отцовского закона, позволяющий субъекту обрести свое место в символическом. Таким образом можно подвести итог, сказав, что занять свою ячейку в символическом значит покинуть мир очарования образом. Хотя пытливый читатель может заметить, что мира чистого образа просто напросто не существует, этот мир всегда уже является миром различий, миром языка. Отсюда можно прийти к выводу относительно двойственного отношения субъекта к реальности. Можно выделить несколько примеров, в которых наиболее ярко выражена проекция своего Я-идеала субъектом. Речь идет о влюбленности, фантазме… Говоря о влюбленности, мы подразумеваем нарциссическую зависимость, которая порой оборачивается потерей собственного Я и агрессией. «Влюбленный, видит собственное Я в другом, он заворожен им». Нарциссизм стадии зеркала заключается в идеализации своего образа. Мой идеал находится вне меня. Т. е. взгляд оказывается не на стороне субъекта, а на стороне объекта. Взгляд – это объект скопического влечения. Быть может взгляд является проекцией, а внешний мир спроецирован взглядом. Скопческое влечение - это одна из ниточек, ведущая к пониманию симптома анорексии, того жуткого симптома при котором субъект вовлечен в смертельную погоню за зеркальным образом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|