Стадия зеркала

Стадия зеркала  Лакана  развивает представление о нарциссизме и начале идентификации в теории  Фрейда. Этот момент полагает начало различных сюжетных линий во взаимоотношениях с Другим. Ребенок в определенном возрасте, от 6 до 18 месяцев, обнаруживает собственное отражение, свой образ в зеркале. Этот образ приводит его в восторг. Рядом с малышом,  держа его за руку,  находится Другой, взрослый.  Обнаружив свое отражение  в зеркале, ребенок оборачивается к Другому за подтверждением ценности увиденного. Этот зеркальный образ  i(a)  теперь навсегда связан с Другим, удостоверившим эту сцену. Зеркальный образ сам по себе это уже другой, только в этом отчуждении человек может овладеть представлением о себе, о своем теле. Теперь навсегда мое тело  - тело вон там. Нарциссический образ тела, схватывающий аутоэротическую раздробленность, открывающий путь к социализации, созданный вне себя и навсегда отчужденный. Образ, который осложнил и запутал отношения с другим. Кто он другой – преследующий, желающий занять мое место, ненавистный или обожаемый?

Сцена у зеркала – ребенок ликует, он увидел свой образ. Теперь и навсегда он пленен этим образом. Эта способность к овладению своим отражением, по мнению Фрейда, основывается на абсолютной беспомощности в начале жизни. Ребенок в 6 месяцев не способен контролировать собственное тело, но при этом способен распознать себя в зеркале. Недостаток моторной координации вызывает представление о своем теле  как о теле фрагментированном. Тревога по поводу своей раздробленности и беспомощности сменяется ликованием и представлением о господстве в своем образе.

Диалектика нарциссизма связана с либидинальной нагрузкой зеркального изображения.

Одна из трудностей в понимании работы “Нарциссизм” заключается в различении функций Я-Идеала и Идеального-Я. Лакан обращает внимание  на то, что Фрейд предваряет появление Идеального-Я словами “новая форма”, т.е. Идеальное-Я это новая форма Я-Идеала. Метафорой для различения этих двух функций служит замена зеркала стеклом. Если в зеркале отражается Я, удостоверенное Другим и разворачивается история субъективации, то глядя сквозь стекло можно увидеть собственное Я одновременно с другими объектами, расположенными по ту сторону. В этой второй ситуации “мы говорим об образах человеческого тела, об очеловечении мира и его восприятия, зависящем от образов, связанных со структурированием тела. Образу свойственно либидинальное инвестирование. Под либидинальным инвестированием понимается то, в чем объект становится желанным,т.е. в чем он сливается с образом, который мы по-разному и разной степени структурированности несем в себе”. 1

Такое положение дел, с одной стороны, разворачивает процесс объективации, а с другой - нарциссическое пленение, где Я-Идеал в качестве говорящего, попадает в мир объектов на уровне Идеального-Я. Одна из форм протяженности психического, которая сама не ведает об этом. Не ведает в результате радикального отчуждения, нераспознаваемости того, где Я, а где не Я.  Сошедшее со сцены в мир,  Я  вселяется в двойников. “Я – это другой”  Отчуждение  -  форма радикальной нехватки, при этом она  является конститутивной характеристикой субъекта.

Нехватка, отсутствие подразумевает, что появление неминуемо. Присутствие обнаруживает себя со стороны объекта (а), который оставаясь на уровне тела, на уровне первичного нарциссизма, аутистического наслаждения вторгаясь опрокидывает субъекта, вызывая тревогу. “Желание мое вселяется в от века предназначенное ему селение в форме объекта – объекта, в который я обратился, поскольку оно, желание, изгнало меня из моей субъективности, разрешив узы тех означающих, с которыми она была связана”. 2

Смятение, нераспознаваемость (meconnaissance) запутывают отношения с другим, а, по сути, с самим собой. Двойник отделяется от зеркала. Встреча с таким двойником вызывает различные чувства: от страстной влюбленности до чувства жути, а порой ненависть.

 

            Список литературы: 

  1. Лакан Ж. “Я” в теории Фрейда и в технике психоанализа (Семинары: Книга 2 (1954-55)). – М.: Издательство “Гнозис”, Издательство “Логос”, 2009. 
  2. Лакан Ж. Тревога (семинары: книга X (1962/63)). – М.: Издательство    “Гнозис”, Издательство “Логос”, 2010.


Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Рождение субъекта. Стадия зеркала - 6-18 месяцев жизни. Психоанализ.
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Образ матери и образ тела у женщин с наркотической зависимостью
  • Познай себя сам! Образ идеального Я.
  • Образ тела :: Как я себя вижу
  • Образ тела: что делать, если он нарушен
  • Образ жизни, который убивает или дает здоровье, каждый выбирает сам.
  • Кулинария как образ жизни или мужчина, который готовит
  • Образ жизни лиц с избыточной массой тела
  • Воображаемое - стадия Зеркала или концепция нарциссизма по Лакану
  • Образ тела
  • Образ тела
  • Образ тела
  • Как найти свой образ или познать себя (для женщин)
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • «я образ» и «образ я в профессии" бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни
  • Образ тела и пищевые нарушения
  • Образ тела и диетический марафон
  • Образ идеального родителя
  • Наследие детства: Бессознательный образ тела
  • Подростки: образ тела и представления о сексуальности
  • Измененный образ тела беременной женщины
  • Самооценка и образ тела в расстройствах пищевого поведения
  • Бессознательный образ тела в работах Француазы Дольто
  • Идеальный мужчина: образ, который мешает нам жить
  • Дао Любви: как правильно сформировать образ идеального мужчины
  • Кривые зеркала: ради чего вас вынуждают чувствовать себя плохой и держат в «чёрном теле»?
  • Как увидеть в своем зеркале истинное?
  • Занятие 3 Ребенок - это Другой.
  • Стадия зеркала. Психоанализ Жака Лакана.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь