|
Стадия зеркалаАвтор статьи: Фрибус Ирина Андреевна
Стадия зеркала Лакана развивает представление о нарциссизме и начале идентификации в теории Фрейда. Этот момент полагает начало различных сюжетных линий во взаимоотношениях с Другим. Ребенок в определенном возрасте, от 6 до 18 месяцев, обнаруживает собственное отражение, свой образ в зеркале. Этот образ приводит его в восторг. Рядом с малышом, держа его за руку, находится Другой, взрослый. Обнаружив свое отражение в зеркале, ребенок оборачивается к Другому за подтверждением ценности увиденного. Этот зеркальный образ i(a) теперь навсегда связан с Другим, удостоверившим эту сцену. Зеркальный образ сам по себе это уже другой, только в этом отчуждении человек может овладеть представлением о себе, о своем теле. Теперь навсегда мое тело - тело вон там. Нарциссический образ тела, схватывающий аутоэротическую раздробленность, открывающий путь к социализации, созданный вне себя и навсегда отчужденный. Образ, который осложнил и запутал отношения с другим. Кто он другой – преследующий, желающий занять мое место, ненавистный или обожаемый? Сцена у зеркала – ребенок ликует, он увидел свой образ. Теперь и навсегда он пленен этим образом. Эта способность к овладению своим отражением, по мнению Фрейда, основывается на абсолютной беспомощности в начале жизни. Ребенок в 6 месяцев не способен контролировать собственное тело, но при этом способен распознать себя в зеркале. Недостаток моторной координации вызывает представление о своем теле как о теле фрагментированном. Тревога по поводу своей раздробленности и беспомощности сменяется ликованием и представлением о господстве в своем образе. Диалектика нарциссизма связана с либидинальной нагрузкой зеркального изображения. Одна из трудностей в понимании работы “Нарциссизм” заключается в различении функций Я-Идеала и Идеального-Я. Лакан обращает внимание на то, что Фрейд предваряет появление Идеального-Я словами “новая форма”, т.е. Идеальное-Я это новая форма Я-Идеала. Метафорой для различения этих двух функций служит замена зеркала стеклом. Если в зеркале отражается Я, удостоверенное Другим и разворачивается история субъективации, то глядя сквозь стекло можно увидеть собственное Я одновременно с другими объектами, расположенными по ту сторону. В этой второй ситуации “мы говорим об образах человеческого тела, об очеловечении мира и его восприятия, зависящем от образов, связанных со структурированием тела. Образу свойственно либидинальное инвестирование. Под либидинальным инвестированием понимается то, в чем объект становится желанным,т.е. в чем он сливается с образом, который мы по-разному и разной степени структурированности несем в себе”. 1 Такое положение дел, с одной стороны, разворачивает процесс объективации, а с другой - нарциссическое пленение, где Я-Идеал в качестве говорящего, попадает в мир объектов на уровне Идеального-Я. Одна из форм протяженности психического, которая сама не ведает об этом. Не ведает в результате радикального отчуждения, нераспознаваемости того, где Я, а где не Я. Сошедшее со сцены в мир, Я вселяется в двойников. “Я – это другой” Отчуждение - форма радикальной нехватки, при этом она является конститутивной характеристикой субъекта. Нехватка, отсутствие подразумевает, что появление неминуемо. Присутствие обнаруживает себя со стороны объекта (а), который оставаясь на уровне тела, на уровне первичного нарциссизма, аутистического наслаждения вторгаясь опрокидывает субъекта, вызывая тревогу. “Желание мое вселяется в от века предназначенное ему селение в форме объекта – объекта, в который я обратился, поскольку оно, желание, изгнало меня из моей субъективности, разрешив узы тех означающих, с которыми она была связана”. 2 Смятение, нераспознаваемость (meconnaissance) запутывают отношения с другим, а, по сути, с самим собой. Двойник отделяется от зеркала. Встреча с таким двойником вызывает различные чувства: от страстной влюбленности до чувства жути, а порой ненависть.
Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|