«Я вижу то,во что влюблен...во что влюблен, то я и вижу»
Пу́блий Ови́дий Назо́н «Метаморфозы» 2- 8 г н. э.
Фрейд в своих работах ввел определенную виртуальную модель психического аппарата - бессознательное, предсознательное и сознание. Лакан в свою очередь предложил свою топику, модель психического - Воображаемое, Символическое и Реальное. Лакан формировал свою теорию порядка 50 лет. (1932 до 1981). Топика Фрейда и Лакана - пространственная модель, не имеющая физического эквивалента. С 1930 и до середины 50 Лакан больше внимания уделяет Воображаемому, с 50 до 70 Символическому и последнее десятилетие представить Реальное. Исследования Лакана проходят под лозунгом "Назад к Фрейду" и его одна из его фраз на последнем семинаре в Венисуэле " Я знаю что вы может быть станете лаканистами, но я жил и умру фрейдистом". Свою топику Лакан визуально поместил в то, что называется боромеев узел.
Воображаемое непосредственно связано с стадией зеркала Лакана или концепции нарциссизме Лакана.
Общий смысл стадии зеркала заключен в психической конструкции зеркал, которые позволяют увидеть себя и сформировать свое Я. С одной стороны речь идет об образе - как мы можем видеть себя в отражении, с другой стороны - это размышления о себе - рефлекшн - рефлексия и в этом поле мысль и образ соединяются - воображаемое и символическое.
Концепция воображаемого берет начало в 1936 году на международном конгрессе в Мариенбабе и повторно, с новой версией, в 1949. Основное значение нарциссизма или стадии зеркала в становлении Я,как представления о себе, через Другого - появление формы. С самого рождения тело человека познается им фрагментарно - стадия аутоэротизма, и части собираются в цельное Я благодаря фазе нарциссизма или зеркала, то есть в этой фазе развития человек обнаруживает себя в другом человеке. Эта фаза развития соответствует где то 6 месяцев до 18 месяцев жизни ребенка. Ребенок обнаруживает себя не там где он есть, а там где он отражается - тот кто на меня смотрит. Затем ребенку небходимо присвоить это представление через идентификацию или отождествиться с ним - нарциссическая идентификация. Первые упомянания мифа о нарциссе в метаморфозах Овидия.
Работа Лакана о нарциссизме «Стадия зеркала как формообразущая функция Я, как нам она открылась в психоаналитическом опыте». Я обретает форму, психоаналитический опыт - опыт Фрейда, который в отличии от Декарта, децентрировал субъекта. Декарт предложил «я мыслю значит я существую» - основу прямой перспективы. Фрейд же сказал - есть бессознательное и мысль им детерминирована. «Я мыслю там, где не существую и существую там, где не мыслю» Лакан Ребенок застывает перед зеркалом - он захвачен своим собственным образом, но что заставляет его быть плененым - эротическая привязанность, любовь. В стадии нарциссизма ребенок еще не задается вопрос о своем поле и еще не говорит. Эта влюбленность приводит к заблуждению «люблю я то,что вижу и то,что вижу, то и люблю» - путаница между собой и Другим. Нарциссизм формируется в поле визуального, мы обретаем представление о себе в оптическом поле(если зрение доступно и с помощью слуха через речь, если нет). Если я обретаю себя в другом то тогда, не сто(ько я сиотрю на себя, сколько другой смотрит в меня, другой создает меня. Другой создает меня. Мое бытие отчуждено от меня, оно принадлежит другому, который конституирует меня, смотря на меня. Я смотрю глазом а на меня смотрит взгляд. Когда человек смотрит на картину - человек занимает в картине места. Исходя из нациссизма мы оказываемся в плену трех иллюзий - отражающих иллюзий 1 иллюзия целостности 2 иллюзия синтеза 3 автономия. Стадия зеркала актуализируют две фигуры Я и Другого. Целостность и автономия - это нарциссическое слияние Я и Другого. Есть собственное Я и возвратное Я и собственное Я может быть утрачено. Проблеманарциссизма в том, что если в зеркале Я то этот другой Я занял мое место и имеет что то такое, чем я не обладаю, следовательно я чувствую неудовлетворенность собой - тема вечного уподобления себя и другого - сравнивание. Все подобны и нет уникального неотчуждаемого, символического.(мои записи ВЕИП)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.