|
Стадия зеркала. Психоанализ Жака Лакана.Автор статьи: Рина Несмиянова
Лакан выделил следующие этапы стадии зеркала:
Этот утраченный объект, названный Лаканом а (от значения «иметь», avoir) оказывается в основе желающего субъекта, пытающегося дать наслаждению место в Другом, в Другом как месте означающих. Субъект опережает самого себя как желающего. Это выражается как запрет. Опережение, «еще не осуществившись, ... оказывается перед лицом зияющей между желанием и наслаждением пропасти» [21, с. 216]. Лакуна эта никак не означена - причина тревоги в этом. Точки желания и тревоги в этом месте совпадают: опережение желания не лишено объекта и, соответственно, тревога не без объекта. Другой удостоверяет отраженный образ нас самих. Но образ в Другом не может появиться, он не-существует в Другом, а поляризуется как желание. Желание, как потенция, связано с либидинальным резервом на уровне аутоэротизма. «То, что послужит орудием в отношениях с другим - другим, сформированным по образу мне подобного; другим, чья форма и чьи нормы, чей образ тела как инструмента соблазна, примут для нас облик сексуального партнера» [21, с. 58]. Воображаемая кастрация возникает при сближении с либидинальным образом в травматической сцене. Воображаемая нехватка, отсутствие отраженного образа может принимать все возможные формы. Эти формы служат материалом для функции тревоги. «Останавливается невротик вовсе не перед кастрацией, а перед перспективой сделать свою кастрацию тем, чего не хватает Другому. Иными словами, сделать кастрацию чем-то позитивным, гарантией функционирования Другого» [21, с. 59] - перед наслаждением.
Полнота присутствия Другого: «Сказать, что такой-то книги нет на месте, можно только в библиотеке. Поэтому нехватка в данном случае легко восполняется символом - он указывает на место книги, на ее отсутствие, он предъявляет то, чего нет в наличии» [21, с. 164]. Говорить о функции тревоги мы можем только в логике Символического порядка. В Реальном тревога представляет собой полную потерю ориентира на смысл и на символ.
Субъект, располагающийся на месте Другого, узнает себя в зеркально отраженной форме. Это расщепление позволяет отличить Я от не-Я: «Имеется, таким образом, а, объект охоты, и Другой» [21, с. 82]. Субъект появляется между объектом a и Другим. Это субъект неопознанного желания, прегражденного Другим.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|