Образ значимого другого у современных подростков.

В советское время, оставляя за рамками всю неоднозначность этого исторического периода, одной из задач государства было продуцировать образы «значимого другого», которые существенно влияли на формирование системы ценностей подростков, их моральные установки, видение будущего и себя в этом будущем. Как писал после посещения СССР в своей работе Ури Бренфебреннер «Два мира детства», здесь «в воспитании участвует не только семья, но и коллектив». Для большинства подростков в тот период, отмечает Л.И. Божович, «характерным является увлечение героическими делами других людей, интерес к моральным проблемам, связанным с человеческими поступками, и увлечение высокими нравственными образцами поведения». Идеалы давали подростку некую почву под ногами, стержень и уверенность в том, что он делает и для чего, что в свою очередь формировало гармоничную я-концепцию и влияло на становление социальной позиции, которые, как известно, наиболее активно развиваются в подростковом возрасте.

Культурная парадигма сменилась, а новая система ценностей, обычаев и идеалов в постсоветское время так и не возникла. И школа здесь является отражением кризиса государственной системы, а непродуманные и не адаптированные под российскую действительность нововведения системы образования сверху лишь усугубляют ситуацию. В результате, довольно часто, школьная атмосфера веет нестабильностью и напряженностью и не транслирует необходимые для учащихся культурные и нравственные ценности.

В связи с этим возникает вопрос, на кого ориентироваться подростку сегодня? Казалось бы на семью. Однако в сложившейся ситуации с огромной статистикой разводов и нестабильной экономикой, родители все меньше думают о духовной стороне развития ребенка, считая, что вполне достаточно отправить свое чадо в хорошую школу, в какой-нибудь кружок и нанять ему педагогов и все больше транслируется сообщение, что «деньги решают все», совершенно забывая, что формирование личности в эти рамки не вписывается. В итоге, дети не принимают активного участия во взрослой жизни, оказываясь лишенными полноценного общения с родителями. Получается, что подросток сегодня в большей степени сам формирует свою я-концепцию из того, что он вырвет из культурного и социального контекста, не имея четкого представления, что именно ему нужно. И тогда он ищет на кого ориентироваться извне, или, в случае если такого идеала нет, он может подключать воображение и создавать себе мысленные ориентиры. В первом случае значимый другой будет какой-то конкретный человек, во втором случае – это будет некий воображаемый герой или образ.

И тогда становится интересным, какие же черты существуют у образа «значимого другого» сегодня, какой образ «значимого другого» важен и выбирается сегодняшним поколением и как этот образ может влиять на формирование я-концепции подростка.

Экспериментальное исследование было проведено в общеобразовательной школе г. Москвы № 587. Выборка формировалась из учеников 10-ых и 11-ых классов. В работе применялось несколько методов психологического исследования: анкетирование, методика Q сортировки, метод незаконченных предложений - эталонометрия, и проективная методика «Я» социально-символические задания.

Согласно полученным результатам, на сегодняшний день подростки достаточно мало читают и проводят много времени за компьютером и телевизором. Педагоги не являются для них «значимыми другими». Образцом для подражания в большинстве случаев для всех испытуемых стали близкие люди. У части испытуемых (27%) в этом качестве выступают родители или один из родителей. Авторитетом у школьников также являются конкретные люди из близкого окружения. Наиболее частыми ответами являются мама, папа, родители или друзья. Так же обстоит дело  с антиавторитетом, большинство испытуемых назвали здесь конкретного человека, на которого они не хотели бы быть похожи. Второе место занимает ответ Гитлер или Сталин. Также значимыми для подростков оказались популярные киногерои и актеры. Результаты, полученные с помощью анкетирования, показали, что на сегодняшний день 28% опрошенных назвали Джонни Деппа своим любимым киноактером, 11 % считают, что таковой является Меган Фокс и 9% указали Джима Керри. 8 % опрошенных написали в качестве своего любимого киногероя Шерлока Холмса. Школьники отметили, что Шерлок Холмс стал популярен у них после новой экранизации произведения Конан Дойля, где главную роль исполняет Роберт Дауни Младший.

По результатам устной беседы с опрошенными, основная часть тех, кто выбрал Джонни Деппа, связывают его с фильмом «Пираты Карибского моря», где актер сыграл пирата Джека Воробья и представил его в качестве комедийного актера, что, кстати, само по себе достаточно интересно, так как фильм вышел в прокат более 3-х лет назад. Меган Фокс запомнилась испытуемым по фильму «Трансформеры», где она сыграла роль Микаэлы, капризной девушки, которой надоели отношения с обеспеченным бойфрендом футболистом  и ей хочется новых и интересных приключений. С Джимом Керри испытуемые ассоциируют сразу несколько комедийных ролей и воспринимают его скорее как актера комедийного жанра, а не как какого-то конкретного героя, что может быть отчасти связано с тем, что Джим Керри во многих своих фильмах играет одного и того же персонажа, со схожими шутками, дурачествами и мимикой. Шерлок Холмс в исполнении Роберта Дауни младшего в новой экранизации представлен нам не как английский джентльмен, каким мы привыкли себе представлять. В фильме он постоянно ходит небритый, изрядно выпивает и употребляет наркотики, оскорбляет женщин, мучает зверюшек. А результата в своем деле добивается не за счет своего уникального детективного метода, а с помощью сноровки, смекалки и толики везения, которое постоянно ему сопутствует. Особо следует отметить, что те, кто выбирал в качестве любимого киноактера Джони Деппа, не называли любимым киногероем Шерлока Холмса. Интересным фактом по результатам проведения данного опроса оказалось, что большинство любимых киногероев и актеров подростков, будь то Джонни Депп, сценический образ которого в лице Джека Воробья  представляет собой остроумного, расчетливого, хитрого и желающего обманывать, чтобы достичь поставленных целей, человека; или Джим Керри, эксцентрично-кривляющийся перед экраном; или же Шерлок Холмс в исполнении Роберта Дауни Младшего в образе бесшабашного, развязного комедианта, некоего такого  детектива-пирата, -  все они, по сути, комические персонажи, которые валяют дурака, гримасничают, паясничают, и при этом в результате спасают мир и одерживают победу над злом.

Результаты проведенного исследования дают возможность предположить существование нескольких пластов образа «значимого другого»,  которые могут влиять на формирование я-концепции подростка и каждый из них по-своему важен: культурного и социального.

Культурный образ «значимого другого» достаточно архаичный, и именно поэтому вызвал у меня ассоциации или с карнавальной культурой Бахтина с его или с культурологической концепцией Проппа и его сказочным образом Ивана-дурака, который в своих поступках опирался на собственные решения, часто противоречащие любой логике, но приводящие при этом к абсолютному успеху. Образ этот – образ сказочный, мифический, обладающий некими сверхспособностями и уникальным везением, сродни волшебству, которые позволяют ему одерживать победу над злом и спасать духовные ценности, и пусть эти ценности предстают перед нами в современных фильмах в трансформированном виде, но они есть. Так, если придерживаться взглядов, что любое произведение есть своеобразное отражение духовной действительности, которая причастна реальному бытию, то Джек Воробей или новый Шерлок Холмс являются, с их насмешкой над нормами поведения, над рядом культурных ценностей и ориентиров, по сути релятивизацией официальных ценностей через их гротескное снижение. И в таком случае, данный образ «значимого другого» будет являться носителем культурных ценностей и традиций, необходимых для формирования своей собственной системы ценностей. Получается, если части испытуемых это близко, то в этом существует необходимость, и их увлеченность этими персонажами есть желание делать что-то по-другому. Хотелось бы отметить, вспоминая слова М.М. Бахтина, что в гротескную образность карнавала «вкладывались народные чаяния лучшего будущего, более справедливого социально-экономического устройства, новой правды». И с этой точки зрения такой выбор любимых героев является культурно обусловленным и вполне закономерным, а Джонни Депп есть уничтожение старых культурных паттернов существующего общества в момент отсутствия новых высоких ориентиров. И неважно, что эти киногерои пришли из американской кульутры, так как в наш век космополитизма культурные границы существенно трансформировались и перестали проходить в параллели с государственными.

Также, глядя на кумиров современных подростков, приходит на ум образ  Ивана-дурака, который в своих поступках опирался не на практический разум и здравый смысл, а на собственные решение, которые противоречат любой логике, часто абсурдны и фантастичны, но, как это не парадоксально, приводят к успеху. Знание и рациональность не есть здесь залог успеха, успех строится на каких-то иных, неподвластных стандартным законам принципах.

Все это ярко проявляется не только в предпочтениях школьников, но и в их поведении, в частности, желании подурачиться, покривляться, рассмешить какой-нибудь остроумной шуткой или высказыванием одноклассников и друзей, даже если за это последует выговор от учителя.

Социальный образ «значимого другого»  (обозначил себя в исследовании в ответах на вопрос об авторитете и образце для подражания, где ими выступили родители и другие конкретные людей из ближайшего окружения) создается или идеологией государства, как это было в советское время, и тогда ближайшее окружение транслирует позицию государства, или только ближайшим окружением – семьей, школой, в случае, если государство с этим справиться не может. Этот образ необходим подростку для того, чтобы легче и проще приспособиться к тому социуму, который его окружает. И если мы сегодня не можем повлиять на то, чтобы это делалось на макроуровне, то, по крайней мере, можем попытаться изменить ситуацию на уровне школы и семьи, чтобы за счет образа «значимого другого» сформировать у детей некую систему ценностей, которая бы помогла им успешно приспособиться в окружающем их социуме. И здесь необходимо в первую очередь задействовать родителей и учителей, которые могли бы взять на себя функцию «значимого другого», так как, хотя в ряде психологических исследований и говорится, что в подростковом возрасте дети больше тянутся к сверстникам, особую роль взрослого никто не отменял. Для того, чтобы подросток находил «значимого другого» среди ближайшего окружения, необходимо заинтересовывать его, менять систему общения, которая бы из надзирательной превратилась в совместное общение и совместную деятельность. Если государство не в состоянии создавать кумиров и героев, дети должны находить их в микросоциуме, вдохновляться ими, увлекаться и формировать за счет этого целостную и гармоничную я-концепцию. Не делая этого мы  рискуем получить неблагоприятный вариант развития событий, который может включать в себя как создание невротической личности, так и формирование девиантного поведения.



Просмотров: 499
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /1
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /4
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /2
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /3
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Образ матери и образ тела у женщин с наркотической зависимостью
  • «я образ» и «образ я в профессии" бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни
  • У ребёнка умерла мама. Детская потеря значимого объекта.
  • ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
  • Ресурсная Арт-терапия: Какими Мы видим образ своего ресурса и образ ресурса в групповом сознании?
  • Получить "плюнь и разотри" от значимого человека
  • После развода дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях другого родителя...
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Мужской образ - на примере персонажа Джека Ричера
  • Образ тела: что делать, если он нарушен
  • Образ жизни, который убивает или дает здоровье, каждый выбирает сам.
  • Когда есть желание изменить другого.
  • Яйцо как образ семейной системы
  • Кто Я, если мне изменили? (Образ-Я как ключ к преодолению болезненных переживаний в ситуации измены)
  • "Образ женщины. Образ мамы. Почему не ладится с мужчинами"
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • Не возможность «отпустить» ситуацию/другого человека, часть 1
  • Физики и лирики в типологии Юнга. Познай себя, чтобы познать другого
  • Как образ “секс-бомбы” может помешать девушке быть счастливой в любовных отношениях?
  • Кулинария как образ жизни или мужчина, который готовит
  • Родители хотели ребенка другого пола или без вины виноватые!
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Какой твой Я образ?
  • Поставьте себя на место другого человека
  • Образ врага, как ведущий принцип, как индивидуального, так и социального развития.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь