Любовь: почему она так важна для развития ребенка

Любовь почему она так важна для развития ребенка

В середине прошлого столетия в Американской психологии доминировала идея бихевиоризма (буквально, наука о поведении). Бихевиоризмом пытались объяснить все, что только можно и нельзя.

Бихевиоризм радикально изменил взгляды учёных на психику, а предметом изучения в психологии стало не сознание, а поведение человека. (Они буквально в то время считали, что роль сознания минимальна, а вот поведение определяет все). Именно эти трудолюбивые психологи, изучающие поведение, пролили свет на вопросы любви и привязанности как важного фактора развития человеческой личности.

 


Photo by Daria Shevtsova from Pexels

 

Почему одни растут здоровыми и счастливыми, а другие нет

Бихевиористы проводили множество опытов над крысами, чтобы доказать взаимосвязь между окружающей средой и формированием мозга млекопитающих.

Считалось, что людьми движут их базовые потребности: голод, жажда, разрушение, боль и секс. Любовь и привязанность считались вторичными. В процессе воспитания детей на первый план выходило обучение. Детям необходим физический контакт? Нет, только не для бихевиориста.

Так считали многие, но психолог Гарри Харлоу был другого мнения.

Любовь маленьких обезьян

Гарри Харлоу проводил свои опыты на обезьянах, поскольку они наиболее близки к людям. Они похожи на нас в том, как обучаются, испытывают и выражают страх и чувство разочарования.

Первым, что увидел Харлоу, была привязанность маленьких обезьянок к мягким вещам, когда у них отсутствовал контакт с матерью. Обезьянки спали на мягких тряпках, и если эти тряпки убирали, детёныши обезьян испытывали приступы гнева, свойственные маленьким детям.

Он сделал вывод, что в отсутствии матери мягкие вещи, к которым можно было прижаться, были не вопросом комфорта, а главным фактором выживания.

Ранее считалось, что младенцы любят матерей за молоко, то есть потому, что их кормят. Но Харлоу заметил, что младенцы могут любить матерей за тепло и заботу, которые те дарят.

Мягкие и не очень мамы

Знаменитые опыты Харлоу (за которые его, кстати, считают садистом), были проведены с обезьянками и "суррогатными" матерями, сделанными из подручных средств.

Таких мам-кукол было две: одна только из проволоки, а вторая из куска дерева, обмотанного тряпками и со специальной лампой внутри, которая даёт тепло.

Для первой группы тряпичная мама давала ещё и молоко, а мама из проволоки - нет. Для второй группы всё было наоборот: тряпичная мама не давала молока, а проволочная была готова «накормить» кроху.

Ни смотря на подачу молока проволочной мамой, все обезьянки стремились к "мягкой" маме.

Было очевидно, что младенцы любят свою мать не за молоко. Они любят ее за телесный контакт, за "материнскую любовь".

Слепая привязанность

Когда детям страшно, они бегут обнимать свою маму. То же самое наблюдал Харлоу и с обезьянками. Только те бежали обнимать своих искусственных, мягких матерей. И даже тех, которые не давали им молока.

В любой ситуации обезьянки стремились к своим "мягким" мамам.

В первом эксперименте у искусственной мамы не было лица, только деревяшка. Детёныш прожил с ней полгода. Потом ему дали кукол с нарисованными глазами и ртом на лице. Обезьянка разворачивала головы так, чтобы не было видно лица - как у мамы.

Харлоу доказал, что для нас имеет огромное значение тесная связь, которую мы устанавливаем с нашими матерями, независимо от того, как они выглядят или насколько безразлично к нам относятся.

Несчастные обезьянки

Такие опыты закончились плохо. Обезьянки, выросшие с любыми куклами, не были социально адаптированы, не могли отличить неодушевлённый предмет от одушевлённого, проявляли агрессию и не могли ужиться с другими особями.

По мере нахождения с куклой, обезьянки не получали от нее никакой обратной связи, никаких реакций, и все время находились в изоляции.

У этой статьи есть продолжение. Подпишитесь на мой канал на B17 и на Яндекс.Дзен, чтобы регулярно получать ещё больше полезных и интересных статей.



Просмотров: 625
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Природа любви" - эксперимент Гарри Харлоу
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Релаксационная игра "Веселые обезьянки"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • "Как было бы, если было бы..."
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Вопрос расстановщику. "У матери было пять абортов..."
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • Как объяснить детям, что такое "любовь"?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Есть только миг между прошлым и будущим"....
  • Почему мальчики "любят глазами", а девочки "ушами"
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Из простой интрижки в эмоциональную зависимость или "не было печали"…
  • "У меня было два детства: плохое и хорошее..."
  • "В советском союзе психологов не было и ничего..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь