|
Релаксационная игра "Веселые обезьянки"Автор статьи: Макаров Владимир Александрович
Давно замечено, что нервное напряжение влечет за собой напряжение мышц всего тела. Рассерженный ребенок сжимает кулаки, испугавшись, поднимает плечи. Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и, наоборот, расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению. Чем больше расслаблены мышцы тела, тем глубже состояние общего покоя. В основе наших занятий лежит игра на релаксацию «Обезьянки» из книги М.Л. Лазарева "Здравствуй" в последствии она трансформировалась в ряд игр-занятий. Для увеличения эффективности занятий мы используем музыкальное оформление, а также ароматизацию помещения эфирными маслами. Сюжеты занятий и персонажей мы подбираем в соответствии с основами сказкотерапии. В наших занятиях присутствуют архетипические образы: Героя (воин, ребенок), Мудрого старца (учитель, наставник). Добро борется со злом и всегда побеждает. При необходимости занятие можно скорректировать для оказания адресной помощи, когда сюжет направлен на воспитание определенного качества или нейтрализации проблемы конкретного ребенка. Так как сюжеты сказок всегда несет нравственное воспитание, они еще интегрируется с освоением определенного «внутреннего действия» - происходит закрепление архетипических образов с определенными психофизическими состояниями. Глубокие состояния релаксации актуализируют различные образы, которые всплывают из подсознания. Анализ выявленного психического материала позволяет судить о психическом благополучие ребенка без применения громоздких и утомительных тестирований. При желании можно трансформировать релаксационные занятия для развития образного мышления. Упражнения на релаксацию являются составным компонентом спецкурса по развитию эйдического мышления, который в дальнейшем проводится в 3 классе. Воображение является ключевым элементом развития сознания и лежит в основе успешной учебы. Опыт показывает, что занятия по развитию воображения с детьми имеющих ЗПР приносят хорошие результаты. Продолжительность времени занятия может колебаться от 10 до 45 минут в зависимости от поставленной задачи. Если нам необходимо между уроками восстановить силы учащихся, то перемены в 7-15 минут достаточно. В начале учебного года необходимо выявить тех детей, которые не умеют расслабляться. Неумение расслабится, говорит об излишнем перевозбуждении или невротическом состоянии ребенка. Как правило, такие дети будут иметь проблемы с дисциплиной или в межличностном общении со сверстниками. Некоторые дети долго не понимают, что они должны делать, как расслабляться - это может указывать на низкую познавательную активность или ЗПР. В конце релаксации следует расспросить о самочувствии, настроении и мыслях которые приходили во время занятия. Для оценки состояния можно применить цветные картинки или любую шкалу полярных состояний. Школьники, у которых снижается настроение после релаксации, имеют личностные и семейные проблемы. для них необходимо провести индивидуальную коррекционную работу.
Примерный вариант релаксационного занятия.
Мы сегодня будем играть в интересную игру «Охотник и обезьянки». Я буду злым охотником, а вы смелыми и веселыми обезьянками. Мне нужна смелая обезьянка. Выбирается ребенок, которого просят лечь на спину и расслабится. Психолог слегка поднимает руку ребенка и отпускает. Следует добиться, чтобы рука была расслабленна, когда ее поднимают, и падала без участия ребенка. Остальные дети наблюдают за обучением. После объяснения сразу начинается игра (включается динамическая музыка). Дети на ковре имитируют прыжки и игры обезьян. Пока охотник приближается к поляне, обезьянками следует рассказать сюжет игры. По сюжету охотник должен поймать зверей для зоопарка и ищет только живых обезьянок. Все кто делают движения, издают звуки и открывают глаза, будут пойманы и отправлены в зоопарк. По сигналу – «Пих-пах идет злой охотник», все падают на ковер и претворяются мертвыми. (имитируются выстрелы и шаги ) Первый раз производится пояснение. Ложимся только на спину ногами к краю ковра головой к центру. (включается музыка для релаксации.) Вы должны выбрать удобное положение, закрыть глаза и успокоиться. Если вы хотите обмануть охотника, то должны полностью расслабиться, а еще лучше заснуть, тогда охотник не поймет, что вы притворяетесь. Дыхание должно быть ровным, спокойным и медленным. Дышим тихо, как будто вдыхаем шелковую нить. Медленный вдох и выдох. И вот появляется злой охотник. Охотник удивляется, что обезьянки лежат, и начинает осматривать проговаривая: «Я смотрю, открыты ли глаза?! Шевелятся ли обезьянки? Они хотят меня обмануть! Сейчас я буду их проверять, поднимая руки и ноги». Психолог обходит всех детей, приподнимая и отпуская ноги и руки. Проходит обучение. Каждому ребенку говорится: «Рука расслабленна и болтается как веревочка. Я сам поднимаю руку не надо мне помогать. Поднимая руку за указательный палец можно её потрясти, добиваясь расслабления мышц.» После обхода всех детей включается бодрая музыка, и обезьянки могут прыгать и радоваться, что оказались, умней охотника. Психолог хвалит детей за хорошее выполнение и проводит повторную игру, обещая быть более строгим охотником. Во второй игре отрабатывается умение расслабляться, и управлять своим дыханием. После слов: «Пих-пах идет злой охотник» и началом проверки можно добавить формулы расслабления из АТ (аутотренинга) или ПРТ (Психорегулирующей тренировки) Обезьянки успокаиваются и расслабляются. Руки расслабляются все больше и больше. Мышцы рук становятся мягкими и тяжелыми. Наступает покой. Все тело расслабляется и отдыхает. Ноги расслабляются все больше и больше. На этот раз охотник наблюдает и за дыханием. Дыхание должно быть бесшумным и поверхностным. Приподнимается только живот.(Первый раз можно попросить детей положить руку на живот и понаблюдать за дыханием) Вдох и медленный выдох. Охотник проверяет степень расслабленности мышц и прислушивается к дыханию. Освоив эти навыки можно переходить к наблюдением за ЧСС (частота сердечных сокращений). Детям объясняется «секрет обезьянок». Чем реже и спокойней дыхание, тем реже и тише бьется сердце. Сердцу нельзя приказывать, но можно просить чтобы оно билось медленно и тише. «Сердце бьется все медленнее и медленнее в такт с дыханием. Мы обращаемся к нему: милое, доброе сердце бейся медленно и тихо. Наполнись светом и спокойствием». Охотник прислушивается к стукам сердца или касается груди ладонью, чтобы почувствовать его стук. При ощущении высокой ЧСС делается замечание: Успокойся, и расслабься, дыши ровней, не напрягай дыхание. Дыхание ровное и свободное. Попробуй заснуть, иначе опытный охотник услышит стуки сердца. Игру можно заканчивать, проговаривая мобилизующий вариант ПРТ; или подобрать слова для повышения самооценки и уверенности детей. Освоив эти базовые упражнения можно осваивать игры-сказки для улучшения межмышечной координации (при писчих спазмах или нарушениях осанки и т.д.) Например, игра «Воин-камень» учит детей долго и неподвижно сидеть «по-турецки», выключая лишние мышцы. Данная игра вырабатывает усидчивость и умение снимать излишнее напряжение в напряженных и стрессовых ситуациях. Доведя это упражнение до навыка, мы снижаем утомляемость учеников во время урока. Можно придумать множество различных занятий для развития воображения, или проводить оздоровление организма. Главное правило: «Не навреди». Предварительно следует ознакомиться с литературой по АТ и ПРТ и опробовать эти упражнения на себе. Перед началом групповой работы следует обучить несколько учеников этим упражнениям в индивидуальных занятиях, а затем перейти к работе в классе.
Использованная литература
1. Зденек М. «Развитие правого полушария»/Пер. с англ.; Худ. Обл. М. В. Драко. – Мнг.: ООО «Попурри», 1997 – 320 с. 2. Нижнегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе».- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256с.: 3. Романин А.Н. (автор-составитель) Р-69 Холистическая практическая психология. Уч. Пос. №1. Валопсихология. Раздел 1. Активная релаксация .- М.: Альтекс, 1999.-112с.4. Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание : Сб.- М.: «Олимп»; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 400 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|