|
Судьбы либидинозных влечений на примере героев сериала "Охотник за разумом"Автор статьи: Альперн Людмила Ильинична
Сериал "Охотник за разумом", хоть и основан на реальном бихевиаристском (поведенческом) исследовании и его практическом использовании по выявлению серийных убийц, предпринятых сотрудником ФБР, американским криминальным психологом Джоном Дугласом, и создан по его одноименной книге ( переведена на русский язык), интересен и для психоаналитика, в частности такого, как я - много лет беседовавшего с людьми осужденными по тяжелым статьям за насильственным преступлениям. Дуглас работал в этой области в 70-90 гг прошлого века и внес не сразу принятое его начальством предложение изучить психологические особенности осужденных серийных убийц ( термин был предложен его старшим коллегой Робертом Ресслером, в сериале - Биллом Тенчем) в откровенной беседе с ними, для описания особенностей поведения криминальной личности (психологическое профилирование), что помогало сужать круг поиска актуальных преступников. В дальнейшем ему удалось, применяя свою методику, обнаружить и задержать серийного убийцу черных детей в Атланте в начале 80-х, и множество других насильственных преступников, порой давая такие точные их описания, что в одном из первых случаев пораженные полицейские сочли, что он сам принимал участие в расследуемом преступлении. Дуглас,опираясь на свою вполне рациональную гипотезу, действовал как ясновидящий. Его и считали "психом", а кто еще может так глубоко, увлеченно и с понимаем беседовать с маньяками? Только практическая успешность его изысканий вынудила начальство по-иному взглянуть на странный интерес Дугласа к осужденным убийцам и в дальнейшем всячески поддерживать и даже стимулировать его. Но у маньяков Джон Дуглас сразу получил признание - "особые" люди со звериным чутьем и адской подозрительностью, обнаруживали в нем своего. Беседы с ним приносили облечение, давали смысл и чувство принадлежности к чему-то значимому, и, вместе с тем, позволяли оставаться собой. В этом как раз и усматривается психоаналитический эффект его работы: он хотя и "снимал информацию" со своих респондентов для продвижения поисковой работы ( и своей карьеры), но при этом не "грабил" их, не делал их тюремную жизнь еще более страшной и убогой, что бесспорно произошло бы, если бы он явно или тайно морализировал, а напротив, оставлял им место для раздумий и переживаний, обогащал их жизнь новым содержанием. Это стало его профессиональным ноу-хау, которым мог воспользоваться далеко не всякий его коллега. Во втором сезоне "Охотника за разумом" есть эпизод, в котором сотрудники отдела поведенческих исследований ФБР, в котором работал Холден Форд (имя персонажа который изображает Дугласа в сериале), делают попытку самостоятельно испытать его метод на встрече с молодым преступником Уэйном Хенли, осужденным на сотни лет тюрьмы без права на досрочное освобождение за участие в серийных убийствах мальчиков-подростков его подельника-покровителя Дина Корлла ( имена реальных преступников и их дения в сериале сохранены) - настоящего, а не книжного маркиза де Сада, которого он сам впоследствии и убил. Венди Карр, профессор психологии, и скрытая (closeted) лесбиянка, пытаясь устранить недоверие со стороны респондента, возникшего из-за неопытности ее партнера по работе, рассказывает Хенли свою юношескую историю гомосексуальных отношений с университетской преподавательницей, которая, как она теперь поняла, тоже использовала ее в своих целях, что сразу же пробуждает интерес у Хенли. Он, в отличие от коллег Карр, понимает, что ее история непридуманная и в свою очередь готов откровенно рассказывать о себе. Рассмотрим механизм этого феномена - в чем его смысл с точки зрения психологии бессознательного? Если внимательно присмотреться, мы увидим, что большинство серийных убийц, чьи судьбы и деяния описаны в сериале, имеют выраженные гомосексуальные влечения. Явные, если речь идет об убийствах подростков мужского пола, скрытые, когда речь идет о жертвах женского пола. Второе доказывается предварительным расчленением женских тел (например, в убийствах одного из самых активных респондентов Дугласа - Эдмунда ( Эда) Кемпера), как бы в поиске галюцинаторного пениса, отсутствие которого огорчает и злит убийцу. Сериальный двойник Дугласа - спецагент Холден Форд, обращает внимание на сильнейшие "фантазии" об убийствах и расчленениях, которые преследуют его подопечных с раннего детства, заставляя их приступить к тренировкам на маленьких животных. Именно поэтому один из трех "слонов", на которых держаться криминологические профили серийных убийц - жестокое обращение с животными в детские годы. Реальный Дуглас не обнаружил гомосексуальности в личной жизни - счастливо женился, родил детей, но режиссер сериала Дэвид Финчер психологически точно переносит его гомосексуальность - назначает лесбиянкой его коллегу профессора психологии Венди Карр, прототип которой в подобных влечениями не был замечен, выбирает на роль Дугласа/Форда идеально подходящего для нее открытого гея Джонатана Гроффа. Такой спецагент понимает и чувствует душевные движения своих подопечных, может включить в свой "контейнер" их фантазии и сделать нужные выводы о важных для него вещах без лишних обвинений. Почему же выраженная гомосексуальность несет так много особых качеств? Психоаналитический ответ на этот вопрос может быть таким: успешно вытесненная, согласно требованиям Сверх Я, гомосексуальность ( латентная) - признак мужской "нормы",и становится условием участия в массообразованиях (в роли члена массы), в том числе - в иерархических, приносит субъекту успешную жизнь в мужских сообществах. Невытесненная - превращает субъекта в "перверта" в психоаналитическом смысле - свидетельствуя о его способности отклонять требования интропсихической цензуры, обогащает его внутреннюю жизнь, в том числе - фантазию, позволяет избегать социального давления, в том числе - требований морали. гомосексуальное либидо является проводником для сублимации либидо, что в психоанализе считается его наилучшим применением. Именно такие особенности можно атрибутировать и маньякам, которых опрашивал Дуглас и, в определенной степени, - самому Дугласу. Отнюдь не все "перверты" становятся убийцами, напротив, среди них гораздо больше людей успешных, талантливых и высокопоставленных. Их гомосексуальность далеко не всегда используется по прямому назначению, но, избежав вытеснения, гомосексуальное либидо становится проводником для неподавленного мышления и нетривиальных поступков. Среди моих эссе, опубликованных на этом сайте есть рассказ о Леонардо да Винчи, которого вполне можно отнести к числу таких субъектов. Но вернемся к сериалу. Первый сезон показывает профессиональное становление спецагента Форда, который стремительно движется вперед, не останавливаясь ни перед какими трудностями, его кипучая энергия направлена на достижение цели, все его особенные качества включены и задействованы. Но достигнув цели, он достигает и предела своей "перверсивности" - включившееся Сверх Я вгоняет его в психический кризис, наделяя обычным в таком случае симптомом- паническими атаками. После припадка Холден Форд начинает менятся, становится более ригидным, лишается страсти к исследованиям и теперь упорно внедряет свою методику в расследования новых серийных убийств. Можно сказать, что он "сдулся"- потерял большую часть своей привлекательности и оригинальности (в сериале это отмечено тем, что от него уходит его подруга, Дебби), но это и выздоровление или "нормализация" перверта, его успешная социальная обработка. Теперь он сможет участвовать в "массообразовании" и занимать достойные места в иерархиях ФБР. Многим поклонникам сериала второй сезон поэтому показался скучноватым. На мой взгляд, они не правы. На фотографиях: Ресслер (слева) и Дуглас ( справа) с серийным убийцей Эдмундом Кемпером в Калифорнийской специальной психиатрической больнице ( тюремного типа)
Дуглас берет интервью у Кемпера Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|