Покупавший в этом клондайке примеров, я для себя открыла следующее:
1. Есть примеры собственные и своих детей.
Собственные примеры про советский и ранний пост-советский период.
Примеры собственных детей после 2000 годов.
2. Никто из детей в примерах не ставил своих родителей в известность о том, что они собираются что-то организовать, продать, заработать деньги.
Дети просто это делали и все.
3. У родителей было 3 вида реакций на бизнес детей:
* так нельзя!
В 90% случаев это как раз советский период.
Здесь была самая разная аргументация.
- Это же наша бабушка для тебя старалась.
Бабушка испекла пирожка, а предприимчивая внучка их решила продать. Бабушка обиделась, хотя пирожки разлетелись как горячие пирожки и люди были в восторге от них:) И можно было сделать семейный бизнес.
Поэтому своим родным продавать неловко. Поэтому делаются огромные скидки для близких. Поэтому сложно сделать семейный бизнес.
- наши люди на машине в булоШную не ездят!
То есть мы не торгаши какие-нибудь.
В ранние 90гг начал увеличиваться разрыв между «мы не торгаши!» и «надо кормить семью, поеду в Турцию за барахлом!»
В институте одна из моих сокурсниц работала в макдональсе. Она об этом почти никому не говорила, потому что считала, что ее будут высмеивать. И она оказалась права. Я присутствовала при том, как ее высмеяла другая сокурсница, узнав о работе в маке. Это не престижно, это низко и тд, и тд.
А сейчас многие из тех, кто не может назвать цену своей услуги, своему времени , несут в том числе и программу «мы не торгаши!», поэтому умрем бедные, но гордые.
- великий коммунизм!
То есть продавать и наживаться нельзя. Можно только делиться и бесплатно.
Обращали внимание, что сложно назвать цену, когда обращаются свои? И так же сложно отказать и направить к другому специалисту, потому что там точно будет платно?
- социальный лифт
А как же учеба? Сначала выучись!
На курсах повышения квалификации я часто вижу людей, которые учатся годами, но свою практику не создают. Потому что сначала выучись!
А где критерии этого «выучись», как понять, что уже выучился?
И как потом прийти к тому, что в наше время принимается другая программа «учиться на протяжении всей жизни»
- ты что же круче нас???
Родители могут не выдерживать того, что МОЖНО Ребенку. Можно реализовывать идеи, можно получать деньги, можно получать даже больше, чем родители.
Родители могут высмеивать ребенка и его действия.
«да что ты там заработал-то , копейки, га-га-га».
- у детей должно быть детство.
Получается, что родитель решает за ребенка, какое детство у ребенка должно быть. Возможно, это потому, что родитель хочет прожить свое детство еще раз и таким, какого у него не было. А прожить можно только через ребенка.
Зарабатывать же деньги и вообще иметь дело с деньгами считается уделом взрослых, то есть детство закончилось.
Когда я рассказываю, что наша с мужем дочь в своем двухлетнем возрасте уже вовсю знакомится с деньгами, с ними играет, иногда расплачивается (я даю карту или купюру, чтобы она дала кассиру) , встречаюсь с недоумением, удивлением и подобным мнением.
* замереть
Родители не знают, что делать, как реагировать. Они замирают и ждут, обдумывая, спрашивая советы у других людей и тд.
Они не знают, как реагировать на смелость ребенка, на его предприимчивость, на легкий подъем ( придумал и тут же реализовал без многолетней рефлексии), на количество денег ( многие дети в примерах в 9 лет заработали за неделю больше, чем родитель за месяца), на легкую смену деятельности ( сначала девочка разрисовывала камни и продавала, а потом ей это надоело, и она стала сидеть с детьми соседей)
* восхититься, гордиться, поддержать
Таких оооочень мало, прямо очень-очень. Больше всех в первой категории «запретить!» и во второй.
Искреннего восхищения катастрофически мало, и оно приходится на родителей, которые родились либо в конце времени СССР, либо уже 90 гг.
Здесь хочу подчеркнуть, что среди тех, кто запрещает, не только советские родители, но и так же рожденные в 80-90 гг.
Среди сотен реакций очень мало реакций из третьего пункта и буквально 2-3 родителя предложили своим детям помощь в управлении деньгами, то есть повышение финансовой грамотности.
4. у детей свои реакции на заработанные деньги:
* отдать все маме!
В описанных примерах я увидела :
- дорогая мама, я принес деньги, тебе должно быть полегче, тогда дай мне больше любви
- дорогая мама, ты не справляешься, и на тебя нельзя опереться. У тебя повышенная тревожность, и мне тоже становится страшно. Вот тебе деньги, пусть тебе будет не так страшно, и тогда мне будет не так страшно.
- дорогая мама, я решил потихоньку брать на себя родительскую роль по отношению к тебе, я больше не ребенок. Вот тебе деньги на карманные расходы.
Таких примеров, кстати, весьма много.
* накупить конфет
Тоже немало детей, которые, заработав что-то, сразу спускают на мелкие и одномоментные цели типа конфеты, жвачки, чипсы, лизуны и и тд.
Как это похоже на то, что делают взрослые: получают зарплату и тут же спускают. Ни накопления на образование/пенсию/здоровье/крупные долгосрочные цели, ни вложений, ни чего-то еще.
То есть заработать могут, а вот грамотно распорядиться, удержать, вложить с пользой уже нет.
* использовать деньги с умом
Таких опять же очень-очень мало, но примеры воодушевляют.
Ребенок или сам ставит цель и копит на нее. Или спрашивает совета у родителя, как ему управлять деньгами, чтобы получить вот это и вон то.
Интересно, что родители таких детей не всегда сами финансово грамотны, как они сами признаются.
Например, одна мама сказала, что она впервые видит, как можно заработать столько денег и так грамотно их распределить (часть в развитие своего дело, часть отложить на интересный курс, которые не могут оплатить родители, часть на покупку дорогостоящей техники для себя). И что она начала учиться финансовой грамотности у своего сына, увидев, как он вдумчиво распорядился своими деньгами.
Моя же история такова:
- в пионерском лагере нас заставили работать, собирать ивовые ветки для лосей. Обещали заплатить, но не заплатили. Я помню это чувство злости, которую нельзя выражать, по поводу ненавистной работы. Не хочешь работать, но идешь.
А потом чувство злости и бессилия, что денег не получили. Взрослые распилили деньги, полученные за детский труд.
Подобная история, когда я работала в подростковом периоде в трудовом лагере, и деньги выплатили. Но маме, и мама распорядилась ими сама, без обсуждения со мной.
Программы:
- даже если работу ненавидишь, все равно работай
- высказывать недовольство начальством и менять работу нельзя
- деньги все равно не получишь, за тебя все решат
Прорабатывала, да:) Как думаете, сколько людей в нашей стране с такими же программами, судя по тому, что делает наше правительство?
- В 14 лет я захотела поучаствовать в создании семейного дела, у меня были мысли и идеи. Но мама сказала, что нечего детям здесь делать, сначала учиться и выучиться.
Надо ли говорить, что она потом очень удивлялась, что многие из ее знакомых студентов вовсю подрабатывали, а у меня был ступор и в институте я только училась? :)
Прорабатывая все эти программы и истории у себя, я наблюдала, как это у других, и пока прихожу к мнению, что здесь нужна средне- и долгосрочная терапия. Наскоком все-таки вопрос денег, финансовой грамотности не решишь.
Но через какое-то время терапии видишь качественные и достаточно большие скачки в развитии как мышления, так и прихода денег/материальных ценностей
Мне интересно, а какие у вас истории из детства про деньги и зарабатывание денег? Делали ли с этим что-то или пока так оставили? Как это влияет на вашу жизнь, на ваши деньги?