Про предпринимательскую жилку у детей и подростков: можно ли детям зарабатывать деньги

Автор статьи: Полина Федотова


Про предпринимательскую жилку у детей и подростков можно ли детям зарабатывать деньги

Покупавший в этом клондайке примеров, я для себя открыла следующее:


1. Есть примеры собственные и своих детей.

Собственные примеры про советский и ранний пост-советский период.
Примеры собственных детей после 2000 годов.

2. Никто из детей в примерах не ставил своих родителей в известность о том, что они собираются что-то организовать, продать, заработать деньги.

Дети просто это делали и все.

3. У родителей было 3 вида реакций на бизнес детей:

* так нельзя!


В 90% случаев это как раз советский период.
Здесь была самая разная аргументация.

- Это же наша бабушка для тебя старалась.

Бабушка испекла пирожка, а предприимчивая внучка их решила продать. Бабушка обиделась, хотя пирожки разлетелись как горячие пирожки и люди были в восторге от них:) И можно было сделать семейный бизнес.

Поэтому своим родным продавать неловко. Поэтому делаются огромные скидки для близких. Поэтому сложно сделать семейный бизнес.

- наши люди на машине в булоШную не ездят!

То есть мы не торгаши какие-нибудь.

В ранние 90гг начал увеличиваться разрыв между «мы не торгаши!» и «надо кормить семью, поеду в Турцию за барахлом!»

В институте одна из моих сокурсниц работала в макдональсе. Она об этом почти никому не говорила, потому что считала, что ее будут высмеивать. И она оказалась права. Я присутствовала при том, как ее высмеяла другая сокурсница, узнав о работе в маке. Это не престижно, это низко и тд, и тд.


А сейчас многие из тех, кто не может назвать цену своей услуги, своему времени , несут в том числе и программу «мы не торгаши!», поэтому умрем бедные, но гордые.


- великий коммунизм!

То есть продавать и наживаться нельзя. Можно только делиться и бесплатно.

Обращали внимание, что сложно назвать цену, когда обращаются свои? И так же сложно отказать и направить к другому специалисту, потому что там точно будет платно?


- социальный лифт

А как же учеба? Сначала выучись!
На курсах повышения квалификации я часто вижу людей, которые учатся годами, но свою практику не создают. Потому что сначала выучись!

А где критерии этого «выучись», как понять, что уже выучился?

И как потом прийти к тому, что в наше время принимается другая программа «учиться на протяжении всей жизни»


- ты что же круче нас???

Родители могут не выдерживать того, что МОЖНО Ребенку. Можно реализовывать идеи, можно получать деньги, можно получать даже больше, чем родители.

Родители могут высмеивать ребенка и его действия.
«да что ты там заработал-то , копейки, га-га-га».

- у детей должно быть детство.

Получается, что родитель решает за ребенка, какое детство у ребенка должно быть. Возможно, это потому, что родитель хочет прожить свое детство еще раз и таким, какого у него не было. А прожить можно только через ребенка.

Зарабатывать же деньги и вообще иметь дело с деньгами считается уделом взрослых, то есть детство закончилось.


Когда я рассказываю, что наша с мужем дочь в своем двухлетнем возрасте уже вовсю знакомится с деньгами, с ними играет, иногда расплачивается (я даю карту или купюру, чтобы она дала кассиру) , встречаюсь с недоумением, удивлением и подобным мнением.


* замереть

Родители не знают, что делать, как реагировать. Они замирают и ждут, обдумывая, спрашивая советы у других людей и тд.

Они не знают, как реагировать на смелость ребенка, на его предприимчивость, на легкий подъем ( придумал и тут же реализовал без многолетней рефлексии), на количество денег ( многие дети в примерах в 9 лет заработали за неделю больше, чем родитель за месяца), на легкую смену деятельности ( сначала девочка разрисовывала камни и продавала, а потом ей это надоело, и она стала сидеть с детьми соседей)

* восхититься, гордиться, поддержать

Таких оооочень мало, прямо очень-очень. Больше всех в первой категории «запретить!» и во второй.

Искреннего восхищения катастрофически мало, и оно приходится на родителей, которые родились либо в конце времени СССР, либо уже 90 гг.

Здесь хочу подчеркнуть, что среди тех, кто запрещает, не только советские родители, но и так же рожденные в 80-90 гг.

Среди сотен реакций очень мало реакций из третьего пункта и буквально 2-3 родителя предложили своим детям помощь в управлении деньгами, то есть повышение финансовой грамотности.

 
4. у детей свои реакции на заработанные деньги:

* отдать все маме!

В описанных примерах я увидела :

- дорогая мама, я принес деньги, тебе должно быть полегче, тогда дай мне больше любви

 - дорогая мама, ты не справляешься, и на тебя нельзя опереться. У тебя повышенная тревожность, и мне тоже становится страшно. Вот тебе деньги, пусть тебе будет не так страшно, и тогда мне будет не так страшно.

 - дорогая мама, я решил потихоньку брать на себя родительскую роль по отношению к тебе, я больше не ребенок. Вот тебе деньги на карманные расходы.

Таких примеров, кстати, весьма много.

 * накупить конфет

Тоже немало детей, которые, заработав что-то, сразу спускают на мелкие и одномоментные цели типа конфеты, жвачки, чипсы, лизуны и и тд.

Как это похоже на то, что делают взрослые: получают зарплату и тут же спускают. Ни накопления на образование/пенсию/здоровье/крупные долгосрочные цели, ни вложений, ни чего-то еще.

То есть заработать могут, а вот грамотно распорядиться, удержать, вложить с пользой уже нет.


* использовать деньги с умом

Таких опять же очень-очень мало, но примеры воодушевляют.

Ребенок или сам ставит цель и копит на нее. Или спрашивает совета у родителя, как ему управлять деньгами, чтобы получить вот это и вон то.

Интересно, что родители таких детей не всегда сами финансово грамотны, как они сами признаются.

Например, одна мама сказала, что она впервые видит, как можно заработать столько денег и так грамотно их распределить (часть в развитие своего дело, часть отложить на интересный курс, которые не могут оплатить родители, часть на покупку дорогостоящей техники для себя). И что она начала учиться финансовой грамотности у своего сына, увидев, как он вдумчиво распорядился своими деньгами.

Моя же история такова:


- в пионерском лагере нас заставили работать, собирать ивовые ветки для лосей. Обещали заплатить, но не заплатили. Я помню это чувство злости, которую нельзя выражать, по поводу ненавистной работы. Не хочешь работать, но идешь.

А потом чувство злости и бессилия, что денег не получили. Взрослые распилили деньги, полученные за детский труд.

Подобная история, когда я работала в подростковом периоде в трудовом лагере, и деньги выплатили. Но маме, и мама распорядилась ими сама, без обсуждения со мной.

Программы:
- даже если работу ненавидишь, все равно работай
- высказывать недовольство начальством и менять работу нельзя
- деньги все равно не получишь, за тебя все решат

Прорабатывала, да:) Как думаете, сколько людей в нашей стране с такими же программами, судя по тому, что делает наше правительство?

- В 14 лет я захотела поучаствовать в создании семейного дела, у меня были мысли и идеи. Но мама сказала, что нечего детям здесь делать, сначала учиться и выучиться.

Надо ли говорить, что она потом очень удивлялась, что многие из ее знакомых студентов вовсю подрабатывали, а у меня был ступор и в институте я только училась? :)

Прорабатывая все эти программы и истории у себя, я наблюдала, как это у других, и пока прихожу к мнению, что здесь нужна средне- и долгосрочная терапия. Наскоком все-таки вопрос денег, финансовой грамотности не решишь.


Но через какое-то время терапии видишь качественные и достаточно большие скачки в развитии как мышления, так и прихода денег/материальных ценностей


 Мне интересно, а какие у вас истории из детства про деньги и зарабатывание денег? Делали ли с этим что-то или пока так оставили? Как это влияет на вашу жизнь, на ваши деньги?



Просмотров: 705
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Деньги для жизни или жизнь для денег? Или почему семейные психологи решили сделать тренинг про деньги.
  • «Денег нет, но вы держитесь». Где взять деньги, когда они очень нужны
  • Деньги из ниоткуда. Как «найти» деньги, когда они очень нужны
  • Как можно заработать деньги, когда они срочно нужны?
  • Почему деньги «убегают» от вас? Хотя вы стараетесь изо всех сил (но денег больше не становится)
  • Хочу больше денег. Как сделать, чтобы он давал мне деньги? Как убрать ревность? Как перестать ревновать?
  • Мне надо учиться, чтобы потом зарабатывать деньги для мамы или маленькая жизнь с кредитом до гроба
  • Деньги. Что можно сделать прямо сейчас, чтобы стать богаче
  • Как перестать тратить деньги и начать копить? Хочу перестать бояться денег. Как получать деньги?
  • Можно ли давать детям карманные деньги
  • Можно ли давать детям карманные деньги
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Как понять, когда тебе можно иметь детей?
  • Страх денег. Чего боятся бедные люди? Как перестать отталкивать от себя деньги
  • Семья и деньги. Часть 1. Я, семья, деньги. Повышаем мотивацию к зарабатыванию денег.
  • Можно продавать за деньги что-то, но ни стоит – никого
  • Нет денег? Есть решение! Как «привлечь» деньги в свой кошелек
  • Своё любимое дело, много денег, чтобы легко, а я на эти деньги делаю что хочу. Хотите? Я - да )))
  • Лучше гор могут быть только деньги 2
  • Как именно деньги могут испортить отношения:«Куда у нас деваются все деньги?»
  • Деньги дают свободу | О позитивных установках, которые помогут больше зарабатывать
  • Деньги этого очень не «любят»! Но мы продолжаем их «отталкивать» от себя
  • Правило денег №1. Когда мы теряем свои деньги?
  • Почему у одних людей деньги есть, а у других — их нет?
  • Почему у одних людей есть деньги, а у других — нет?
  • «Все только начинается» - интервью Олеси Бережной о функциях денег для журнала «Наши Деньги»
  • Деньги есть только у тех, кто следует этим правилам
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Самое ценное из того, что можно купить за деньги



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь