Шизоидный радикал личности будущего психолога

     Это был не совсем ОПЫТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С КЛИЕНТОМ.

     Хотя С КЛИЕНТАМИ-ШИЗОИДАМИ, очень часто работа начинается именно так, и НАЧИНАЕТСЯ, так сказать, «ИЗДАЛЕКА», при этом носит осторожный, дистанцированный характер с позиции клиента.

Шизоидный радикал личности будущего психолога

     Как-то, в конце ноября, мне позвонила коллега с ВУЗа и попросила помочь пройти производственную практику студентам 4 курса психфака. Меня очень удивила ее просьба, поскольку мы с коллегами, всегда были открыты для студентов и прохождение практики у последних не вызывало никаких сложностей.

     За время работы в школе, через нас проходили студенты разных ВУЗов, разного уровня подготовленности, разной мотивации. Но, почему-то, больше всего, запомнилась именно эта группа и захотелось рассказать именно о них.

     Коллега, очень мягко, осторожно, словно боясь поселить сомнения в моей уверенности, сказала: «Там очень неоднозначный юноша, который очень отличается от других и не у всех получается найти с ним общий язык- он экстраординарный».

     За годы практического опыта работы с людьми, накапливается такой багаж и «ординарных» личностей, и «неординарных» личностей, и, даже, «экстра» (вне), что, подчас, личность кажется ребусом, только первые несколько минут.

     Наступил час «Х», в кабинет зашли трое студентов: две миловидные, скромные девушки и молодой человек, как выяснилось позже, единственный на психфаке.

     «Колючесть» была во всем его образе: настороженный, сконцентрированный, цепкий взгляд утопленных вглубь карих глаз; обрамление, из торчащих в разные стороны волос: на голове «ежиком», на лице щетиной; ассимметрия нижней челюсти; «рычащее «Р». Когда молодой человек представился, назвав свое нетривиальное имя, с греческими корнями происхождения, и звучную фамилию, с немецкими корнями, тут и собрался воедино весь экстраординарный образ, но не личность. Личность присматривалась, изучала, проявляя внешнюю дистанцированность, словно, выигрывая время для внутренного анализа, правильной стратегии дальнейших действий.

     Шизоидная личность подтвердилась в диалоге молодого человека. Гюнтер Хорн писал: «Чтобы выжить, шизоиду надо находиться «сверху». Позиция «сверху» символизирует успешность и силу. Шизоиды строят огромные башни, которые часто заваливаются, но они их снова строят, подобно мифу о Сизифе». Эти огромные башни молодой человек выстраивал из нагромождений профессиональной терминологии, подкрепляя данное строение, своей, понятной только ему терминологией. Я смотрела и видела перед собой рабство терминологии или защиту шизоида.  

     Был уникален не только молодой человек, было уникально все трио студентов-практикантов.

     Во время первой, установочной встречи, мы наметили план прохождения производственной практики студентами в нашем образовательном учреждении, проговорили специфику учреждения, нашей работы, выслушали и приняли во внимание пожелания студентов, и конечно, договорились о четких временных границах начала и завершения процесса.

     Каково же было мое удивление, когда к назначенному времени следующего дня студенты «потерялись». Позже, появившихся девушек, я попросила отыскать их сокурсника, на что получила ответ, что своих контактов он никому не дает. И это при том, что данное трио взаимодействует тесно друг с другом не один год.

     Это был очень необычный ансамбль из молодого человека-шизоида, девушек: эмотивного (чувствительного) типа и тревожного (боязливого). Со стороны было видно, что их внутригрупповое общение уже сложилось, они уже «подстроились» друг под друга, а их стратегии поведения в отношениях, очень напоминали стратегии семейных взаимоотношений.

     Некий папа-шизоид, отстраненный, занятый только своими ментальными процессами, если можно так выразиться, папа-мозг. Девушка тревожного типа, как еще говорят, с реакцией  «мнимой смерти» на состояние опасности, в роли печальной, жертвенной мамы. Помните, как у Толстого: «Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее болезненное, некрасивое лицо еще более некрасивым». При этом общались две эти личности только через девушку эмотивного типа, которая играла роль переходника, роль дочери, сглаживающая углы конфликта супружеских взаимоотношений.

     Производственную практику студенты проходили добросовестно. Постепенно направленность запросов студентов стала переходить из формальных рамок производственной практики к практико-ориентированному направлению. Стала меняться и атмосфера наших с ними взаимоотношений, варьируя от учебных к терапевтическим и обратно.

     Несмотря на интерес, у каждого из них была своя стадия готовности, открытости, гибкости.  Например, неоднократно мне приходилось чувствовать на себе интеллектуальную агрессию со стороны юноши. Помимо бесконечно сыплющегося потока профессиональной терминологии, он проявлял всю палитру человека, фиксированного на орально-агрессивной стадии (по З. Фрейду): любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему.

     Но, как сказал Пономаренко В.В.: «Замерзший шизоид в теплой ванне испытывает блаженство, что и любой ортодокс!» Так и у нас, молодой человек постепенно «оттаял».

     Первое открытие дверцы своего внутреннего мира произошло тогда, когда молодой человек, при сокурсницах, протянул вперед свои кисти рук со словами: «Посмотрите на мои пальцы, они все у меня обкусаны до мяса».

     Он стал приходить на практику раньше намеченного времени или  оставаться, для того, чтобы что-то спросить, поговорить. Незаметно от вопросов обработки тестового материала производственной практики, мы перешли к аналитическим беседам. Как говорят, психологическое сопровождение жизни шизоида- дело трудоемкое, но возможное.

     Мы затрагивали важные и болезненные для него вопросы: отрицание взаимоотношений с отцом, сложные взаимоотношения с отчимом, нескладывающиеся взаимоотношения в коллективе, с другими людьми, с собой. Но первоисток- взаимоотношения с мамой, был темой закрытой для обсуждения.

     Хочу продемонстрировать один фрагмент терапевтической работы с молодым человеком, как ярким представителем личности с шизоидной установкой:

     (Для диагностики психологического самоощущения человека, в собственной родительской семьи, была дана методика «Барашек в бутылке»- А.Я. Варга, В.В. Столина)

1. Способность к представлению образов у шизоидов в разной степени затруднена.

2. Предложение расслабиться для представления образа рассматривается шизоидами как угроза, так как недополучившие материнскую заботу шизоиды воспринимают такое предложение как попытку близости, которой они боятся. Известно, что шизоиды боятся как физической, так и эмоциональной близости. Тело во время представления образов напряжено, проявляется беспокойство.

3. Шизоидам трудно закрыть глаза для представления образов, а психотерапевту трудно «вести» по образу. Он «смотрит» на образы как бы со стороны, извне.

4. Человек с шизоидной структурой личности «видит» себя в образе отстраненно, эмоционально не вовлекаясь или воспринимая себя парящим, расплывшимся.

5. В образах шизоидов доминирует появление органов дистантного восприятия, таких как глаза, уши, так как шизоид получал мало информации контакт «кожи к кожи», и информация преимущественно ранее поступала с помощью зрения и слуха.

6. Для рисунков шизоидов также характерны большие глаза и уши. Часто присутствует расщепление на черное и белое, что свидетельствует об экзистенциальной проблематике страха смерти.

7. На рисунках шизоидов часто бывает изображена только одна часть тела, так как шизоиды обычно могут концентрироваться только на чем-то одном.

8. Рисуя, шизоиды часто избегают использование цвета, так как он символизирует эмоциональность.

     Безусловно, шизоидность никогда не встречается в чистом виде. Ее проявление сочетаются с проявлением других радикалов личности. Но, по определенным признакам, можно четко сказать о доминировании шизоидного радикала у молодого человека и о проявлении его в будущем в производственной сфере.

     Позже, всем своим составом, студенты проходили в нашем образовательном учреждении преддипломную практику.

     А еще позже, мне позвонила другая коллега из общеобразовательного учреждения с переполняющими ее эмоциями и надрывом в голосе: «К нам пришел ну очень странный специалист…»

     Да, характеризуя шизоидов, часто говорят- НЕ ОТ МИРА СЕГО.



Просмотров: 428
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Очень хочу жить так, как люблю, но.... что же скажет княгиня марья-алексевна?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Молчание – золото, а так как золото – это метал, то промолчать бывает очень тяжело
  • «Я был очень расстроен..., потому что родители назвали сестренку Аней, а не Ариэль, как я хотел…»
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Тайм-менеджмент для молодой мамы, или 5 советов, как все успеть?
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Не очень-то и хотелось" Как хотеть так, чтобы случалось
  • Как реагировать, когда вмешиваются в мои дела, а мне это очень обидно?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как решиться на изменения в карьере и смену работы [для мам в декрете и не только]
  • Как управлять собой так, чтобы даже ВРЕМЯ подчинялось
  • Почему так часто не хватает энергии для достижения целей?
  • Делайте все так хорошо, как только можете
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Что уже сегодня не дает вам жить так, как вы хотите. 3 мешателя чувствовать счастье
  • Деньги и как сделать так, чтобы они всегда были.
  • Как сберечь здоровье: наука знает ответ «Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как».
  • Холод всегда мне был по душе или как быть хорошей девочкой для всех
  • Только для женщин: еще одна важная инициация для нас ...
  • 50+. Что было так, а стало не так, или психологические боли.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь