|
О пользе чтения "Молодой гвардии" и не только....Автор статьи: Шилова Татьяна Владимировна
Предисловие Эту статью я написала два года назад, когда в разговоре с друзьями в День Победы мы заговорили о патриотическом воспитании. День Победы был недавно, юбилейный. и все чаще я чувствую, как в разных лозунгах и словах звучит то, что и два года назад вызвало в моей душу сильное отторжение и сопротивление: готов ли ты отдать жизнь за Родину? Все больше людей говорят, что никакой этот день не праздник. Это день памяти о боли, а празднование - маниакальная защита от нее. Я думаю, что эта статья - моя работа по преодолению патологической жертвенности. Той, что внушали нам , что жива и во мне. Это глубокий слой психики, и он вырос из гигантской раны Войны....
Фадееская "Молодая гвардия" была обязательной к прочтению старших классов школ бывшего СССР. Из того, что осталось от нее у меня ( Интересно, многим ли запомнилось то же?), в книге рассказывается о молодых юношах и девушках, некоторые из которых были еще школьниками, попавших под немецкую оккупацию Второй мировой, и организовавших подполье. Фашисты их вычислили, арестовали, жестоко пытали и казнили. Я не помню, чего добились молодогвардейцы своей деятельностью. Больше запомнилось то, что всех их пытали. Помню про пытки раскаленным железом молодой девушки. А еще помню, что, читая это, я про себя тихо думала: этого невозможно вынести! Кроме «Молодой гвардии», в списках обязательного чтения были и другие произведения на тему самопожертвования за Родину. Начиная с небольшого рассказа «Таня» о Зое Космодемьянской, в котором подробно рассказывалось о пытках и казни, и который мы проходили, кажется, лет в 12, до множества произведений в последних классах школы. Таким образом, у нас, молодого подрастающего поколения не раз была возможность задать себе вопрос, что бы мы сделали в подобных ситуациях, а, иными словами - готовы ли мы умереть за Родину? И не только умереть, но и принять мученическую смерть. Эти вопросы возникали не только при чтении. Их задавали учебники и учителя литературы. И не только задавали, но и отвечали : должны выдержать, обязаны - а иначе ты враг, ничтожный человек. Эти ответы давали линейки, комсомольские собрания, книги, газеты, телевидение. Если не говорили, то он шел по умолчанию. И для всех- от мала и до велика, и для девочек, и для мальчиков-правильным ответом было: Готов! И умереть, и выдержать пытку. Помню, что никогда в среде своих сверстников мы не разговаривали и не обсуждали этих произведений в то время. А если бы я тогда предложила «поговорить об этом», меня бы, пожалуй, стали сторониться. Сейчас, имея психоаналитическое образование, я понимаю, почему 15-16-летний человек не в силах ответить на подобные вопросы. Что происходит в душе, когда на такой вопрос не можешь ответить утвердительно, сомневаешься - а вдруг предам? Война ведь не идет, можно и соврать, или просто промолчать. Однако, получая готовый ответ от людей значимых (а такими для большинства из нас в то время и были школьные учителя, а с ними Родина и Партия), эти сомнения в душе молодой и неопытной будут ощущаться как вина. Такая вина незаметно живет в человеке, порой бессознательно. Вместе с виной образуется и стыд - за то, что умирать не хочется, когда жизнь еще только начинается. Эти стыд и вина делают человека очень управляемым. Человек, который пусть даже смутно чувствует вину и стыд, готов многое терпеть, чтобы их искупить перед значимыми людьми. На самом деле, стыд и вина являются универсальными механизмами воспитания. Стыдя своего ребенка, родители «отнимают» его от природы и вводят в человеческое общество. Можно, конечно, порассуждать о других механизмах воспитания, но по факту мы все воспитаны подобным образом. Вопрос только в мере и в той планке, которую ставят родители. Чем выше планка от реальных возможностей ребенка, тем больше вероятность, что ребенок с ней не справится и будет испытывать стыд и вину. Планка «Если что, отдай жизнь»- предельная для взрослого человека, а не только для начинающего жить школьника. Ее не преодолеют 80-90 процентов субьектов- пирамида Маслоу не только для меня определяет: сначала безопасность, потом – развитие…. Нужно ли задавать себе подобные вопросы - что я сделаю в такой жизненной ситуации? Способен ли я позаботиться о других, даже если мне будет что-то угрожать? Могу ли я забыть о себе? А иначе – пожертвовать собой? Или хотя бы чем-то своим? С моей точки зрения - конечно нужно. А иначе человечество быстро скатится туда, откуда все начиналось – в животный мир. Эти вопросы действительно задают напряжение, позволяющие человеку становиться Человеком. Если напряжения не будет совсем, человек не будет расти и развиваться. Однако, как было сказано, напряжение должно быть переносимым. Чтобы оно стало переносимым, на такие вопросы не нужно требовать ответа или давать ответы готовые. Может ли человек в 16-18 лет ответить, как он поступит в таких жизненных обстоятельствах, когда потребуется отдать жизнь? Можем ли мы сейчас, в 40-50 и более ответить на такие вопросы? Уверен ли каждый из нас в том, как будет вести себя в концлагере, на приеме в КГБ, попав в тюремную камеру? Ответом может быть лишь вся жизнь человеческая. И ответить на этот вопрос может лишь человек зрелый, понимающий: чтобы он не выбрал в такой ситуации, ему придется страдать. Нелегко быть героем, но и предателем быть не легче. Взрослый человек, понимая это, выберет тот груз, который сможет нести. Ребенок же схватит чужой, побоявшись потерять любовь к себе, либо потеряет ее внутри себя надолго, или навсегда. Так что воспитывается в нас, когда задается напряжение с разностью потенциалов «Герой - ничтожество»? . Когда на таком напряжении воспитываются целые поколения, которые в большинстве своем, войны не видели , то, во - первых, они в ней потенциально участвуют. И примеряют это напряжение к себе. Не выдерживающие напряжения «ничтожества» будут считать, что от них мало что зависит- ведь достойным всегда будет кто-то другой. Они будут жаловаться на судьбу, искать виноватых и искать врага, который судьбу испортил. Выдерживающий напряжение Герой будет искать, где погеройствовать, и – тоже искать врага, который, при желании, всегда найдется – сосед, начальник или подчиненный. И тот и другой становятся Жертвами, а воспитание на этом напряжении – это универсальный механизм их создания. Молодой гвардии сегодняшних дней важно для самих себя знать и помнить, что произошло 75 лет назад. Боль, которую испытали и несли в основном матери, жены, дети, невозможно пережить в одном поколении. Хотим мы этого, или нет, мы до сих пор ее переживаем. В помощь им. Пусть наши дети читают, смотрят фильмы, идут «Бессмертным полком». Но если зададутся внутри себя вопросом- сможем ли мы также? – ответ дадут сами и тогда, когда смогут. Тот, который смогут. Мне кажется, что на вопрос «Готов ли ты умереть за Родину?»,,возникает стойкая ассоциация с плакатом военных лет: «Родина - мать зовет!» и с памятником, на Мамаевом кургане. Она зовет нас уже три-четыре поколения, призывая сложить за себя голову. Чтобы бы вы сказали о матери, которая постоянно спрашивает у своего ребенка: «Готов ли ты умереть за меня?». Не в страшный час, когда обязана применить свою власть, чтобы спасти одних своих детей ценой жизни других. А на протяжении поколений, возвращая к себе в тот страшный час, чтобы тоже могли положить свои жизни.... ( Из реального: Конструкция памятника Родины-матери на Мамаевом кургане такова, что эта гигантская фигура стягивается сотней стальных троссов, от верху до низу, чтобы она стояла. Это очень неустойчивое сооружение, она испытывает колоссальное напряжение, и постоянно обслуживается большим количеством людей...)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|