|
Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.Автор статьи: Татьяна Пустоозерова
Изменяется мир, изменяются требования к личности профессионала. И в связи с этим, профконсультант также должен адаптироваться в условиях рыночной экономики и предлагать новые формы своей работы по формированию конкурентноспособных качеств личности. Ориентиры, которые предлагаются обществом для подростков, как образы для подражания, вызывают зачастую много вопросов. Видя внешнюю успешность олигарха, «современного героя», подросток часто видит те пути, какими была достигнута данная успешность. А это не всегда пути морального, законного достижения успеха. Наша задача - сформировать у подростков представление о тех необходимых качествах личности, которые сегодня могут помочь достичь желаемой цели в профессиональном плане, при этом сохранить рамки нравственности и морали. Какие же качества необходимы подростку? В первую очередь - это коммуникативные навыки. Умение грамотно говорить, слушать и слышать собеседника, конструктивно выходить из конфликтов, устанавливать партнерские, деловые взаимоотношения. Подростковый возраст, как никакой другой возраст наиболее сензитивен к развитию данного навыка. Основное общение подростка осуществляется в среде сверстников, вооружив подростка необходимым навыком, мы даем ему прекрасную возможность практиковать и отрабатывать навык в привычной для него обстановке и отслеживать результативность его умений. Еще одним важным качеством личности профессионала является умение целеполагать и достигать поставленных целей. Подросток часто явно или неявно заявляет о своей взрослости окружающим. Выстраивая общение с подростком в рамках профконсультирования, и говоря о взрослости, необходимо понимать и об ответственности, которую «взрослость» на каждого из нас налагает. Ответственность с подростком мы будем понимать в контексте способности самостоятельно делать выбор, ставить перед собой цели и добиваться их. Ответственность подростка в данном случае будет заключаться в процессе самоконтроля за достижением поставленных целей. Анализом результативности достигаемых целей. С изменением и усовершенствованием компьютерных технологий нельзя забывать и про лабильность, как качество личности профессионала. Что мы понимаем под лабильностью - готовность и способность подстраиваться, адаптироваться ко всем происходящим изменением. Желание развиваться и изменяться как в профессиональном, так и в личностном плане. Очень важным компонентом личности профессионала является его «внутреннее содержание» - ценностные ориентации, направленности. Говоря о профориентационной работе с подростками в данном ключе, необходимо помочь подростку осознать те ценности, которые у него есть, и сформировать ценности, определенные в совместной работе профконсультанта и подростка. Хотелось бы отметить, что данные направления работы накладывают высокие требования как к личности самого профконсультанта, его культурному и нравственному уровню развития, так и к уровню его профессиональной подготовки. Все направления работы должны быть представлены в системе, прописана программа занятий, как индивидуальных, так и групповых (в форме тренинга). В реализации данной программы необходимо ориентирование на формирование внутренней мотивации подростка по освоении новых навыков. Процесс формирования и развития описанных качеств личности подростка как будущего профессионала представлен в разработанной нами программе «Я формирую себя», которая утверждена на методическом совете Центра психолого-медико-социального сопровождения №2. В данный момент программа находится на стадии апробации. Данная программа рассчитана на реализацию в течение одного года. Хотелось бы отметить, занятия в рамках этой программы проводятся в форме групповых (тренинговых) занятий. Так как процесс формирования определенных качеств личности требует не только достаточного количества времени, но и определенных индивидуальных внутренних ресурсов каждого человека, мы считаем, что одного года для полной реализации программы не достаточно. Успешная реализация программы неизбежно приведет к возникновению в сознании подростков большого количества проблемных вопросов о себе, о своей личности, о своих взаимоотношениях, о своих ценностях. Таким образом, логичным продолжением данной программы станут индивидуальные консультации по запросу подростков, с целью закрепления наработанных навыков и совместного поиска ответов на волнующие их вопросы.
В результате полной реализации программы, мы планируем заложить в подростков не только стремление к личностному развитию, но и осознание своей значимости, своих возможностей и приоритетов для дальнейшего осознанного выбора профессии и в будущем надеемся на то, что выбранные нами качества личности как базовые помогут ребятам быть конкурентноспособными на современном рынке труда. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|