Программа эмпирического развития личности в процессе интегративной сказкотерапии

 

В настоящее время существует 6 волн психологии: физиологическая психология, психоанализ, бихевиоризм, экзистенциально - гуманистическая психология, трансперсональная психология, коммуникативная психология и интегративная психология. Коммуникативная методология является необходимой стадией формирования седьмой волны - интегративной психологии (К. Уилбер, В.В. Козлов), которая предполагает  консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней  знаний о человеке в смысловом поле психологии. Можно сказать, что существуют пять базовых моделей психологии со своими принципами, методологией, предметом и пятью магическими кристаллами, пятью линзами, через которые воспринимают психологи каждого клана психическую реальность совершенно своеобразно.   И вот, усилия седьмой волны психологии, интегративной, направлены на то, чтобы  наладить взаимодействие этих «линз», магических кристаллов с целью сформировать, сконструировать совершенный объектив, адекватно отражающий психическую реальность. Интегративная психология предполагает максимальное использование возможностей диалога с представителями всех пяти направлений психологии, позволяющего расширить представления о подходах и исследовательских методологиях, применяемых к изучению психической реальности. Этот диалог предполагает включение механизмов идентификации, эмпатии и рефлексии, как условий понимания представителей всех пяти волн психологии и налаживания продуктивного взаимодействия между  ними, подчиненное общей цели, - углублению представлений о сути психического, нахождения путей и способов сотрудничества    [2, с. 89]. Другими словами, мы можем сказать, что интегративная психология - это система концепций, методов и техник, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей конфликтности и раздробленности в сознании, в деятельности и в поведении

А, интегративная психотерапия – ряд психотерапевтических подходов, как правило, авторских, ориентированных на интеграцию и восстановление целостности эмоционального, поведенческого, когнитивного, физиологического уровней функционирования, не исключая и духовное измерение [3, с. 23].

Наряду с этим, существует множество разнообразных психотерапевтических направлений: арт-терапия, сказкотерапия, телесноориентированная психотерапия, музыкотерапия и т.д. Все они являются системой  лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека, по средствам различных методик.  

По нашему мнению, необходимо стремиться к тому, что бы все психотерапевтические направления основывались на интегративном подходе и соединяли в себе свои первоначальные принципы, и принципы интегративного подхода, т.к. только целостный подход открывает успешные пути достижения психического здоровья, целостности, и как следствие гармонии личности, что является одной из важнейших проблем на современном этапе развития общества. В русле современной интегративной ориентации, основанной профессором В.В. Козловым, стремление укрепить позиции данного развивающегося направление является логичным и обоснованным шагом, который приведет в более глубокому осмыслению и пониманию того, что же такое интегративный подход, и какова его суть и предназначение для современного общества, для личности и для психологии как науки обладающей методологическим плюрализмом. Развивая данное направление, мы сделали попытку применения интегративного подхода к такому психотерапевтическому методу, как интегративная сказкотерапия и разработали методологические принципы интегративной сказкотерапии, как самостоятельного и на наш взгляд, более эффективного метода психотерапии, направленного на всестороннее и гармоничное развитие каждой личности. На основе анализа методологических позиций интегративной психотерапии и сказкотерапии, и создания принципов интегративной сказкотерапии, мы представляем свое понимание данного направления:

Интегративная сказкотерапия - направление в практической  психотерапии, которое, используя принципы интегративного подхода и методологические основы сказкотерапии способствует развитию гармоничной личности, посредством  дифференциации и объединения систем личности через постижения и трансформации природы человека, через сопровождаемое символическое и метафорическое интег­рирование, посредством волшебных, сказочных, мифологических текстов, историй, предметов силы и действий, имеющих трансперсональный потенциал и родовую архетипическую энергию. 

Для подтверждения эффективности данного метода, установления закономерностей и взаимосвязей динамики изменения личности в процессе данного метода, мы провели эмпирическое исследование, целью которого являлось установление динамики личности в процессе интегративной сказкотерапии. На основании составленных принципов, мы разработали развивающие программы для детей, каждая из которых, ориентирована на определенную структуру сознания, из которых состоит вся система личности. Мы представляем свое понимание личности в рамках данного исследования.

Личность - это система, состоящая из многогранного взаимодействие сложных и сбалансированных структур сознания, которые гармонично саморазвиваясь обеспечивают интегрированное развитие и функционирование личности.

Развитие личности - формирование сбалансированных структур сознания внутри системы, по направлению к их усложнению и совершенному саморазвитию,  для интегрированного  развития и функционирования личности.

Динамика развития личности -  это процесс формирования сбалансированных структур сознания внутри системы, по направлению к их усложнению и совершенному саморазвитию, для интегрированного развития и функционирования личности, через создание базовых устойчивых и гармоничных паттернов каждой структуры сознания.

Целью нашего исследования является проведение формирующего эксперимента, в котором будут участвовать два класса детей учащихся в предшколе (учащиеся  в "0" классе). С одним классом будут проводиться занятия, основанные на принципах интегративной сказкотерапии, второй класс будет являться контрольным.

Гипотеза исследования: интегративная сказкотерапия стимулирует динамику развития личности.

База исследования: КГУ (казенной государственной учреждение) школа № 24.

Выборка: экспериментальная группа состоит из 22 человек, 54% представлена девочками, и 46% представлена мальчиками, группа состоит из детей в основном 6 лет - 86%, 5 лет - 10% и 7 лет - 4%. Дети, имеющие клинические нарушения нервной системы - 14%, дети, не имеющие нарушений - 86%. Большая половина группы имеет полную семью - 64%, 36% группы из не полной семьи. Контрольная группа состоит из 26 человек, 50% девочки и 50% мальчики. Возрастная категория представлена в основном детьми 6 лет - 81%, 5 лет составляет 11%, 7 лет - 8%. Детей с клиническими нарушениями нервной системы - 4%, и 96% детей не имеют отклонений в работе нервной системы. Большая часть детей из полной семьи  - 96%, и 4% из не полной семьи.

Исследование данной проблемы будет происходить в рамках психоаналитической ориентации в соответствие со сказанным в параграфе 1.3 нашей работы. Нашей задачей будет являться выявление, каких либо проблемных зон в системах личности детей и дальнейшая работа с этими проблемами в экспериментальной группе. После проведения тренинговой работы, будет проведен сравнительный анализ полученных результатов в экспериментальной группе, в которой проводилась тренинговая работа и результатов контрольной группы, где такая работа не проводилась. Для полной оценки личности ребенка данного возраста существует множество проективных стандартизированных методик, которые дают наиболее полное представление о личностных особенностях и выявляют проблемные области в психике.  С учетом возрастной группы, для полноценной и всесторонней оценки личности нами были выбраны следующие методы исследования:

  1. Проективные методики.  Для проективных методик  характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт, что в данной работе будет целесообразнее. Нами были выбраны следующие проективные методики, для всесторонней диагностики  личности, которые будут проводиться на экспериментальной и контрольной группе в первом и втором срезе:

а) рисунок человека. Тест "Рисунок человека" разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф, с целью определения индивидуальных особенностей личности. Шкалы: представление о себе, коммуникабельность, тревожность, агрессивность, межличностные отношения, образ тела, полоролевая идентичность, патология развития, интеллект. Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я-концепции. Егопринимают запроекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального "я", выражение привычных действий. Он может быть выражением тогокак человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного [4, с. 145].

б) три дерева. Данный тест используется для диагностики внутрисемейных отношений. В рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz. Немецкий психотерапевт Эдда Клессманн  разработала тест "три дерева" в контексте Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы). Важно, что в тесте "три дерева" изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, где ребенку, например, дается задание сравнить каждого члена семьи с каким-то животным. Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти "цензуру", препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание. По наблюдениям Э. Клессманн, при непосредственной просьбе представить родителей в виде какого-нибудь животного или дерева дети часто "приукрашивают" выбираемый образ из-за определенной "лояльности". Иногда они даже блокируют появление соответствующей ассоциации [5, с. 56].

в) человек под дождем. Тест был разработан двумя психологами — Е. Романовой и Т.Сытько. Ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Цель проективной методики «Человек под дождем» -  диагностика особенностей совладения со сложными ситуациями, готовность человека справляться с трудностями, а также применяемые защитные механизмы. Все методики апробированы на детях и подростках 5-14 лет [5, с. 89].

2. Метод беседы. В данном случае будет использоваться нестандартизированная проективная беседа. Которая будет проходить в процессе диагностики проективными тестами для получения дополнительных сведений о жизни и личности респондента [6, с. 90].

3. Наблюдение. Данная методика направлена на субъективное оценивание наблюдаемой реальности, поэтому, не целесообразно выбирать чёткие критерии, которые не возможно увидеть с помощью метода наблюдения, т.к. в данном случае нашей основной целью является доказать что интегративная сказкотерапия как психотерапевтический, развивающий и коррекционный метод является более эффективным для развития всей личности, а не коррекция каких- то конкретных сторон или качеств личности. В наблюдение нами будут описываться проявление когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов личности [1, с. 231]. Все выбранные нами методы будут использованы на экспериментальной и контрольной группах.

Для статистической обработки полученных результатов в процессе диагностики, нами была введена 100 - бальная шкала и условно, разделена на три части: 0 - 49 (низкий уровень), 50 - средний уровень и 51 - 100 (высокий уровень), на которой отмечены полученные показатели по каждому ребенку, каждой подгруппы экспериментального и контрольного классов. Показатель уровня каждого негативного качества каждого участника возведен в процент. Формула для расчета процента представлена ниже:

Формула 1. Нахождение процента от числа:

n - 100 %

n1 - х % где,

n - общее количество критериев, изучаемого качества

n1 - присутствие данного критерия по изучаемому качеству у конкретного ребенка, отсюда:

Х% = 100 % × n1

                  n   

В подгруппы из экспериментального  и контрольного классов, попали дети, у которых уровень развития негативных качеств личности находился на отметке 50 % (средний уровень) и выше 50 % (уровень выше среднего). Для статистической обработки данных и сравнения полученных результатов контрольный класс мы разделили на подгруппы по такому же принципу.

 Таким образом, по результатам диагностики, для разработки более эффективных развивающих программ, нами было сформировано 4 подгруппы участников экспериментального класса, и 4 подгруппы участников контрольного класса с близкими, по своей природе проблемами. Один участник из экспериментального и контрольного классов может попасть как в одну, так и в три подгруппы.

Таким образом, мы осуществим комплексный подход в диагностики каждого ребенка в экспериментальной и контрольной группе. На основании полученных результатов, и выявленных проблемных зон в структуре личности каждого ребенка, будет составлена развивающая программа для участников экспериментального класса каждой подгруппы. После завершения тренинга, будет проведен контрольный срез в экспериментальной и контрольной группе, для установления динамики личности в процессе интегративной сказкотерапии.

 

Список литературы:

  1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Спб.: Питер, 2002. - 353 с.
  2. Мазилов В.А. Методология современной отечественной психологии / В.А. Мазилов // Седьмая волна психологии. - Ярославль,  2009. - 374 с.
  3. 3.                     Мазилов В.А. Современная российская психология: поиски новой методологии / В.А. Мазилов // В сб.: Психотехнологии в социальной работе / Под ред. В.В. Козлова - Ярославль: МАПН, 1998. - 194 с.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. - 234 с.
  5. Романова Е.В., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. - 304 с.
  6. Романова Е.В., Сытько Т.И. Проективные графические методики, часть 1. СПб.: Дидакт, 1992. - 251 с.

 



Просмотров: 455
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Какова цена представлений об устойчивости личности для человека?
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • О значении сказки для развития личности ребёнка
  • " Популярная психология " Познай себя. Векторная система типологии личности. ЧАСТЬ 1
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Возрастная психология – жизненный путь личности. Что влияет на развитие детей - физиология или среда?
  • Ценность символа "Дом" для личности и терапии
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Систематика неправильного воспитания, имеющего значение для формирования личности ребенка
  • Самогипноз. Психология развития личности.
  • Похвала как инструмент для формирования самодостаточной личности
  • "Картина". Проективная методика исследования личности. Просто, ёмко, информативно.
  • Развитие личности с нуля лет, психология раннего детства.
  • Как бизнесмену выбрать направление развития своей личности
  • Психологический подход к развитию современной личности(об элективном курсе "Мой выбор")
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Простые техники для достижения спокойствия и избавления от негативных качеств личности
  • Аннотация к учебному пособию "Психология личности: определение, схемы, таблицы", 2015
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Роль "нравственного иммунитета" в процессе конструктивной социализации личности
  • Дети с пограничным расстройством личности – шпаргалка для родителей.
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь