Роль "нравственного иммунитета" в процессе конструктивной социализации личности

Кудзилов Д.Б., психолог, клинический психолог, судебный эксперт.

Вопрос наркотизации населения, неутешительная статистика наглядно демонстрирует рост числа наркозависимых среди молодежи. Причинам стремительной популяризации наркотиков посвящено немало научных исследований различной направленности. Создано огромное количество антинаркотических и профилактических программ. Однако, сложившаяся ситуация, по прежнему имеет негативную динамику. Возрастает потребность в поиске новых эффективных способов профилактики наркозависимости, создание программ, адресованных не только наркоманам, но и тем, кто еще даже не слышал о наркотиках.

По данным литературы [3,9] наиболее уязвимой для наркотизма является молодежь (12-22 лет). Рост наркозависимости более вероятен в малоимущих семьях, однако доля наркозависимых велика и в семьях с высоким благосостоянием. Имеется также прямая зависимость между наркотизацией молодежи и наличием проблем в семье.

Отсутствие сформированных нравственно-духовных и моральных ориентиров не позволяет преодолеть барьер социальных проблем. Несформированные механизмы защиты от психотравмирующих ситуаций актуализируют острую необходимость в поиске способов освобождения от имеющегося психологического напряжения и ухода от трудностей бытия, для многих молодых людей таким способом является потребление наркотиков и других ПАВ. По данным исследований Министерства образования, проводимых в 2001 г., молодежь показывает небывалый уровень информированности о наркотиках и способах их употребления, а также об эффектах, свойственных той или иной группе наркотических препаратов.

Одновременно с таким высоким уровнем развития в сфере потребления наркотиков молодые люди демонстрируют полную деградацию духовного и нравственно-этического облика, незнание собственной истории, традиций и потерю моральных ориентиров. Общечеловеческие ценности сводятся лишь к материальным благам и имущественной выгоде.

Истоки наркобеды в России лежат и в запущенных когда-то Западом, в том числе и через ООН, идеологемах холодной войны: либеральные ценности, западный образ жизни, полная свобода, обернувшаяся у нас свободой “слова и дела”, демократия (которая на поверку не очень-то похожа на власть народа), права человека без акцента на его ответственность, как за отдельные поступки, так и за поведение и за жизнь в целом. Все это и породило наш всеохватывающий беспредел [7].

На сегодняшний день новая история ознаменовалась появлением и развитием новых феноменов в культурной среде, таких как идеологическая война, культурная диверсия, возросла значимость активного привнесения в российскую культуру западных взглядов на жизненные ценности и патологическая экспансия в Россию данных элементов культуры. Ведущую роль в навязывании неприемлемых и агрессивных социальных явлений играют различные СМИ, посредством умелого создания псевдоценностных ориентиров и критики национального наследия.

В сложившейся ситуации лишь возвращение к культурным истокам, истокам нравственности и духовности способно исправить положение вещей. Необходимо осознать важность такого подхода к решению проблем наркотизации общества. Именно культура с ее богатым историческим наследием может выступить мощным барьером, препятствующим возникновению и распространению социального зла.

Человек – это субъект культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие, духовные и нравственные ценности; культура, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивает человека образцами и средствами решения личностных задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизован опыт, деятельность, общение и мировосприятие. Говоря иначе, культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, и служит базой для постановки и осуществления познавательной, практической и личностных задач [10,12].

Создание ценностных ориентиров, морального облика и нравственно-этических представлений являет собой длительный и сложный процесс [1], в результате которого формируется “нравственный иммунитет”, способный противостоять воздействию неприемлемых, социально-уродливых форм жизни.

Процесс создания личностной системы ценностей начинается тогда, когда индивид получает “сигналы” от общества, на основе которых он осознает ценности и выбирает из них значимые для себя [2,6,12]. Первые “сигналы” человек получает в своей семье, от своих родителей, которые заботятся о нем. Как подчеркивает великий русский философ И.А. Ильин, важно, чтобы родители сумели дать своим детям, кроме плотского существования, и духовный опыт, этот целительный источник для всех страданий души. Ребенок получает свою семью как некий дар судьбы, ему не приходится выбирать и решать: отец и мать образуют как бы ту предустановленную ему судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни изменить, ни отклонить, ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из него в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и, притом, самим этим детством. Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры. Ребенок может приобрести чутье и вкус к духу только у духовно осмысленного семейного очага. Только здоровая, нравственно обогащенная семья может дать человеческому сердцу накаленный уголь духовности, который греет и светит ему в течение его дальнейшей жизни [5,11].

Так, семья имеет призвание дать ребенку самое главное и существенное в его жизни.

Самое важное в воспитании – это духовно и нравственно пробудить ребенка, указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни, источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитывать будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать свое нравственное и духовное достоинство и свою свободу – духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны современного сатанизма [1,6,11].

Посредством, каких способов можно решить задачу нравственно-духовного воспитания в семье, каким образом привить ребенку важные ценностные ориентиры, как предостеречь его на жизненном пути и где искать источник духовной силы, который будет сопровождать его всегда? Эти вопросы возникают практически у каждого мыслящего человека и история, к счастью, не оставляет их без ответа. Богатая своими традициями, она указывает на единственный верный путь, это путь осознания и возрождения нравственных ценностей.

Однако не достаточно просто говорить и объяснять сами ценности. В формировании моральных убеждений исключительно важную роль играют эмоции. Без эмоционального переживания моральное действие становится либо случайным, либо формальным. Моральное убеждение становится эффективным руководителем действий лишь в том случае, если оно обладает как интеллектуальным, так и эмоциональным содержанием [5,12].

Именно эмоции являются таким элементом, который позволяет нам вступать в контакты с другими индивидами на иной основе, нежели та, которая характерна для рациональности. Эмоции так же позволяют классифицировать ситуации не так как это навязывают разум и чувства. Особого  внимания заслуживают два фактора эмоций. Во - первых возникающие на их основе связи и принимаемые на основе этих связей решения отличаются большим постоянством, во вторых эмоции позволяют отражать мир ощущений других людей в наших собственных ощущениях, что способствует процессу личностного развития, позволяет преодолеть барьер индивидуальных ощущений.

  Несомненно, что таким эмоциональным содержанием обладает язык, вмещающий в себя таинственным и сосредоточенным образом весь духовный уклад и все творческие заделы народа, песня – она превращает пассивный, беспомощный, и потому обычно тягостный аффект, - в активную, текучую, творческую эмоцию. Русская песня глубока, как человеческие страдания, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни она дает детской душе исход из грядущего озлобления и окаменения. Молитва – дает ему духовную гармонию, источник духовной силы, она научит его сосредотачивать чувства и волю. Былины дадут ему чувство сопричастности с героическим прошлым своего народа, придадут уверенность в своих силах. Особым свойством для восприятия обладают сказки. Сказка дает ребенку первое чувство героического, чувства испытания опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие “правды от кривды”. Она заселяет его душу национальным мифом, тем хором образов, в котором народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее. Именно в сказке народ сохранил свое вожделение, свое видение и свое видовство, свое страдание, свой юмор и свою мудрость. Нравственно-духовное воспитание не полно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отказывается от него и незаметно вступает на путь духовного обнищания [5,8]

Конечно, направляя свои силы на духовное воспитание маленьких детей, нельзя не помнить о детях того возраста, который уже сейчас подвергается риску быть затянутым наркотической трясиной. На профилактику их отношений к наркотику должно уделяться еще большее время, поскольку они оторваны от своих исторических, духовно-нравственных корней, нуждаются в экстренной подпитке души и немедленном насыщении нравственными и духовными ценностями.

Универсальность сказки, ее повсюдность, поразительна, благодаря своим качествам она становится незаменимым источником, который опосредованно и плодотворно, без прямых указаний и нравоучений, подпитывает и обогащает целительными свойствами души не только маленьких детей, но и людей любого возраста. Метод сказкотерапия - был создан на сонове этих свойств сказки.

Сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы, сохраняясь в живом виде тысячелетиями. Ее в такой же степени понимают не приобщенные к цивилизации представители народов, угнетенные коллонизмом, как и стоящие на вершине цивилизации, умы, такие как Шекспир, или Гете, или Пушкин [8]. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Свойственная ей поэтичность, задушевность и красота, глубокая правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие сочетаются с детской наивностью, глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь. Именно благодаря этим качествам, она беспрепятственно заселяет души людей, согревая и обогащая их. Сказка через разум, чувства и эмоции дает рост внутренней созидательной силе, от которой зависят цели человека, и насколько быстро, а возможно, и с какой затраченной энергией, они будут осуществлены.

В заключении необходимо отметить, что основная часть существующих на сегодняшний день программ, направленных на предупреждение наркотизации ориентируется на изменение поведения в тех или иных ситуациях. Такой подход, к сожалению, не может дать пролонгированного эффекта, и требует постоянного воздействия. Причина тому, как нам видится, в отсутствии нравственной, духовной составляющей. Того огонька в душе, который будет сопровождать его всю жизнь, давая возможность подсознательно или сознательно оперировать своим собственным опытом и опытом своих предков, запечатленным в его душе, для него станут доступны те ценности, которые чтили на протяжении многих веков и которые питали души многих людей, не давая поддаться жизненным искушениям.

 Формирования отношения к ПАВ не будут носить условно-рефлекторный характер лишь в том случаи, если в дополнении к нему формировать в душах моральные, духовные ориентиры и ценности. Которые призваны выработать мощный ресурсный барьер в виде “нравственного иммунитета” такого рода иммунитет направлен на постоянную поддержку и подкрепления уже выработанных навыков. Формирование  духовно-нравственной толерантности является единственным способом помочь ребенку и подростку противостоять прессу негативных социальных явлений, оставаясь гармонично развитым субъектом общества. В Санкт-Петербургской Мастерской Сказкотерапии созданы ряд профилактических программ основанных на методах сказкотерапии, песочной терапии. 

 

Список использованной литературы

1.          Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей – культурных символов в индивидуальном сознании.// Вопросы психологии. 1997, №5, с.44-56.

2.          Гульдан В.В., Корсун А.М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам. //Вопросы наркологии. 1990, №2, с.40-44.

3.          Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. /Межд. конф. “Подростки и молодежь в меняющемся обществе”. М., 2001.

4.          Денисов Н.А. Влияние криминальной субкультуры на преступное поведение подростков. /Преступность и культура (под ред. С.М. Иншакова). М., 1999.

5.          Ильин И.А. Путь духовного обновления.

6.          Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977, 206 с.

7.          Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозависимости (под ред. Гаранского). СПб., 2000.

8.          Пропп В. Русская сказка. М., 2000, 9 с.

9.          Профилактика злоупотребления психоактивными веществами /Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи. М., 2001.

10.      Романова О.Л., Иванникова И.В. Культурологические аспекты антинаркотического воспитания. //Вопросы психологии. 1993, №3, с.47-53.

11.      Семья и причины наркозависимости. /Православие и проблемы наркотизации в современном мире. СПб., 1997, с.2-5.

12.      Хайду П. Воспитание ценностных ориентиров. /Моральные ценности и личность (под ред. А.И.Титаренко). М., 1994, с.155-164.   



Просмотров: 713
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Жизненные ценности человека - время переосмысления и поиска новых ориентиров
  • Психолого-педагогические рекомендации для нравственно-духовного развития обучающегося медицинского вуза
  • Психолого-педагогические рекомендации для нравственно-духовного развития обучающегося медицинского вуза
  • Ложные ценности и депрессивные состояния у подростков и молодежи
  • Отвержение себя. Путь к собственной ценности и целостности.
  • Существует целых шесть способов разбогатеть. Нужно лишь выбрать тот, который подходит именно Вам!
  • Отношения основаны только на сексе. Нет ценности себя.
  • Ценности, мечты, предназначение. Самое главное в жизни.
  • Самое ценное, что только может дать общение
  • Образ жизни, который убивает или дает здоровье, каждый выбирает сам.
  • Анализ сочинений подростков с детским церебральным параличом «Мои ценности в жизни».
  • О ценности человека, об эффективности аутентичной личности
  • Про ценности, привязанность, боль и право на разные чувства даже в ситуации трагедии мирового масштаба
  • Как прожить свою, а не чужую жизнь или про истинные и навязанные ценности
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Суицид и ценности человека
  • Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников на «Уроках Победы"
  • Как избавится от чувства личной несостоятельности? Простая практика обретения собственной ценности
  • Вечные ценности - залог счастливой жизни.
  • Как принять решение или отказаться от него, опираясь на собственные жизненные ценности?
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида.
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Ценности предпринимателей: что мотивирует открыть свое дело?
  • О ценности мифов и сказок в современном мире и о преодолении трудностей.
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида и Прощение.
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • Статья для тех, кто находится в поиске собственной ценности.
  • Уверенность в себе 5. Убеждения и ценности, которые поддерживают неуверенность.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь