Проблемы нравственно-духовного воспитания и развития личности рассматриваются в различных организационных формах, с применением всевозможных средств и методов, на базе использования многообразных психолого-педагогических и социальных технологий. Нравственно-духовное развитие личности зависит от природы социальных условий и воспитания, формирующихся для одухотворения и вживания человека посредством психолого-педагогических техник в социокультурное пространство. Важнейшая социально-психологическая проблема воспитания нравственного характера заключается в формировании устойчивых, доминирующих, определяющих поступок нравственных отношений. В рамках образовательного процесса навык построения отношений, а значит формирование духовно-нравственного потенциала может отражаться и в компетентностом подходе. Использование активных методов обучения в рамках конкретной учебной дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций, развитию личностных качеств будущих специалистов. Наряду с этим обучающиеся приобретают способность к поиску, умению эффективно реализовать поставленные задачи, работать в группе, шаг за шагом проходя ступени творчества. Активные методы обучения могут принимать разнообразные формы: научно-исследовательские работы, тематические конкурсы, олимпиады, конференции, деловые игры, КВН, а также принятие участия в тренингах личностного роста и переговоров, самостоятельные исследования в области коммуникаций, освоение основных принципов риторики (адресат-ориентированное выступление, разработка стратегии и тактики выступления). Инновационные воспитательные и психолого-педагогические социальные технологии могут оказать человеку неоценимую помощь в процессе саморазвития, формирования целостного мышления, интеллектуальных способностей, творческого воображения, то есть нравственно-духовного потенциала личности.
Так, Учебная деловая игра – это вариативная, динамично развивающаяся форма организации целенаправленного взаимодействия деятельности и общения всех её участников при осуществлении педагогического руководства со стороны преподавателя. Сущность этой формы составляет взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения или таковых профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблемности.
Деловые игры – один из методов активного обучения.
Очевидно, одной из основных задач педагогов является использование в своей практике процесс обучения как мощного воспитательного инструмента. В этом смысле образование и воспитание являются единым целым, так как учебная деятельность независимо от форм и методов ведет к изменению нравственно-духовного уровня человека. [4]
Определяющим условием становления и развития личности является ее познавательная активность. Формирование познавательной активности личности происходит тогда, когда цели своей жизни студент связывает с учебной деятельностью. Наличие потенциала компьютерных технологий может быть направлено на развитие умственных и личностных качеств студентов. [1]
Инновационные воспитательные и педагогические социальные технологии могут оказать человеку неоценимую помощь в процессе саморазвития, формирования целостного мышления, интеллектуальных способностей, творческого воображения, то есть жизненного потенциала личности. [5] Мастерство самого преподавателя высшей школы во многом определено его готовностью к использованию нововведений в учебном процессе и способностью к собственной творческой активности. Возможности раскрытия профессиональной компетентности преподавателя, опирающегося на достижения психологической науки по отношению к педагогической деятельности, в настоящее время может быть реализовано при психологическом сопровождении педагогов в вузе [7], что позволяло бы им получать интеллектуальное удовлетворение и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. [6]
Библиографический список
- 1. Ардовская Р.В. Роль индивидуализации в развитии личности в процессе применения информационно-коммуникационных технологий / Р.В. Ардовская // Гуманизация образования. – 2010. – № 4. – С. 72-79.
- 2. Берлева С.Ю. Психолого-педагогические рекомендации для повышения мотивации обучающегося медицинского вуза к устному ответу / С.Ю. Берлева, Л.Н. Цветикова, И.Е. Плотникова // Современная педагогика. – 2015. – № 9 (34). – С. 59-63.
- 3. Вавилова И.Н. К вопросу о духовно-нравственном развитии личности // Научно-информационный журнал Армия и общество / И.Н. Вавилова. – 2013. – № 1 (33). – С. 26-30.
- 4. Губарева Е.С. Экологическое воспитание в развитии духовно-нравственных качеств личности студентов-медиков / Е.С. Губарева, В.В. Солоненко // Академический журнал Западной Сибири. – 2015. – Т. 11. – № 4 (59). – С. 99-100.
- 5. Колосова О.Ю. Использование социально-педагогических технологий в духовно-нравственном воспитании и развитии личности / О.Ю. Колосова // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8-1. – С. 32-35.
- 6. Комова С.Ю. Реализация педагогических технологий как способ повышения мотивации в обучении взрослых /С.Ю. Комова С.Ю., Л.Н. Цветикова // Инновации в науке. – 2013. – № 26. – С. 73-77.
- 7. Цветикова Л.Н. Психологическое консультирование как сопровождение деятельности педагогов медицинского вуза / Л.Н. Цветикова, И.Е. Плотникова, С.Ю. Комова, Ю.Н. Черных // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 37-1. – С. 116-120.
Р.S. для решения обсуждаемого вопроса вы можете обратиться за консультацией к профессиональому психологу, психотерапевту или к следующим авторам статьи.
1. Берлева С.Ю. http://www.psyoffice.ru/svetlanaberleva/
2. Цветикова Л.Н. http://vk.com/id40188631