Роль метафоры в развитии личности

Автор статьи: Татьяна Демьяненко

Роль метафоры в развитии личности

Способность оперировать объектами внутреннего мира – психическое приспособление, уберегающее от импульсивного поведения. «Проигрывая» нечто внутри, мы способны предвосхищать результат, а, значит, планировать нашу деятельность, - с одной стороны. С другой же действие может замещаться прямым фантазированием или творчески перерабатываться в метафору. В социуме так обращаются с порицаемым общественными нормами конкретного сообщества поведением.

У младенца отсутствует «контейнер» - емкость для переваривания примитивных влечений, для воплощения их в социально одобряемую форму. Роль этого контейнера выполняет мать, и уже в самом раннем детстве в их взаимодействие может быть включена метафора – потешки, поговорки, короткие сказки, содержащие культурный код, становящийся материалом стен будущего контейнера наряду с объятьями матери, ее молоком, ее заботой, ее отношением. Если мать «обволакивает» младенца всем этим достаточно надежно, то «отношенческий кокон» становится атрибутом мира внутреннего, и далее проецируется вовне в виде переживания мира надежным и безопасным.

Стрессовые события, утраты, или появление новых объектов в близких отношениях влияют на структуру этого контейнера. Они могут быть проглоченными, переваренными, тем самым помогая убедиться в его прочности и надежности. Или «размер кастрюльки» может оказаться мал для того количества ингредиентов, которые одномоментно в ней оказались. На этом фоне растет беспомощность, неверие в собственную способность справляться с миром.

Не все, попавшее в контейнер, переваривается. Для размягчения какого-то опыта достаточно пяти минут, есть же такой, который годы остается в прежнем виде. И это даже не про то, что требуется больше времени. А про то, что необходимы специальные условия. Фасоль вряд ли когда-нибудь станет мягкой, если варить ее в кислом бульоне. Испытываемая ярость вряд ли когда-нибудь трансформируется, если никто и никогда не принимал ребенка в ярости. Она может становиться постоянным неиссякаемым источником творчества: превращаясь в песню, картину или роман, на время приносить облегчение. Но никогда не перевариваться до конца. Для этого процесса поначалу нужен другой человек.

Разговор на языке метафор – это, безусловно, детский способ. Собеседнику требуется прилагать усилие, чтобы перевести это послание на язык я-ты. Требуется участие и включенность. Метафору другого не всегда просто понять. Но на свете существует не так много людей, способных объяснить себя другому, не прибегая к ней. В данном случае наличие этого способа является возможностью для развития других способов диалога: например, через чувства и потребности.

Чаще встречается другое: вера в то, что возможно быть понятым другим, настолько порушена, что даже метафорического понимания себя у человека не существует. Способность проводить аналогии языком метафор – способность достаточно зрелой психики.

В этом смысле возможность говорить на это языке информативна для предполагаемой длительности терапии. Сложность понимания метафор свойственна для людей, травмированных в раннем, младенческом периоде развития, или переживших длительный абьюз, эмоционально спустивший их в младенческий опыт. Ведущие аффекты: ужас и ярость.

Метафоры понимаются, но не создаются о себе. Или не предъявляются другому. В этом случае речь может идти о «ложном Я» или «нарциссическом фасаде». Внутренний мир таких людей может быть очень богат, но к нему отсутствует доступ самого человека, или же «реальное Я» нельзя показывать никому, чтобы не быть осужденным, обвиненным, осмеянным. Ведущий аффект: стыд.

Метафоры понимаются, создаются, из них легко создается творчество, но практически любые действия производятся лишь во внутреннем мире, замещая реальность. Остановлены не только потенциально осуждаемые действия, но деятельность в целом. Расщепление на «ложное» и «реальное» Я тоже присутствует, но хорошо осознается. Ведущие аффекты: стыд и вина.

В терапии метафорический язык постепенно дополняется разговором «Я – Ты». По мере знакомства с собой, со своим внутренним миром, увеличиваются способности его описывать и выражать разными способами. А значит наращивается и способность опираться на себя: «Если я знаю о своих свойствах, то знаю, как о себе позаботиться наилучшим образом»



Просмотров: 458
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Уверенным в себе быть легко! Что для этого нужно?
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Одиночество или способность быть самим собой
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Этого не может быть!
  • И как рожать? Или почему женщине нужны для этого условия.
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Не нужно быть хорошим для всех, достаточно не быть плохим для всех
  • Что значит следствие для причины, или роль женщины в жизни мужчины.
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь