Продолжая разговор о способностях, которые должны развиться в норме у каждого человека, начнем с самой главной способности: БЫТЬ.
Сегодня люди стали настолько социализированными, цивилизованными, информированными, что им трудно не сравнивать свою жизнь с жизнью тех, о ком они узнают из средств массовой информации, но кого они на самом деле никогда лицом к лицу не видели и никогда не увидят. При этом потребительское общество переставляет акценты, и на первое место в оценке статуса отдельного человека ставится критерий, ЧТО ОН ИМЕЕТ. Способность ИМЕТЬ стала настолько более важной, чем способность просто БЫТЬ, что человек, который не имеет каких либо атрибутов социального благополучия считается обществом ненормальным. Например, если человек не имеет жены (мужа), детей, квартиры, машины, дачи, - то считается, что в его жизни много проблем.
Это приводит к распространенному заблуждению, что если человек что-то имеет, то он может (имеет право) что-то делать, а если он может что-то делать, то он может (имеет право) жить. Не нужно особенно задумываться, чтобы увидеть, что в этой иерархии ценностей все переставлено с ног на голову. Ведь если человека нет, то некому и делать что-либо и иметь.
Способность БЫТЬ вовсе не сложна для понимания. Любой человек в любой момент времени где-то находится, но если у него при этом отсутствующий, или мечтательный, или целеустремленный взгляд, то он может не очень хорошо ориентироваться в пространстве, времени и собственной личности. При этом его тело может быть в одном месте, а ум, мысли в другом, а по сути, в никаком – то есть, в воображении.
Чтобы эффективно действовать в окружающем мире (в реальности) и в результате что-то иметь, человек должен, прежде всего, быть там, где он действует. Если из-за напряженной мыслительной деятельности человек не замечает многих деталей окружающей обстановки или искажает их, то его способность БЫТЬ там, где он находится, нарушается, а это чревато нарушением контакта с реальным миром и следовательно рано или поздно приводит к проблемам и болезням.
Чтобы предупредить протесты любителей интеллектуального труда и отдыха, оговоримся, что речь идет не о том, чтобы не думать вообще, а о том, чтобы думать быстро, эффективно и при этом не застревать в своих мыслях, иметь способность в любой момент переключить свое внимание с мыслей на окружающую ситуацию. Подобным образом, быстродействующий компьютер можно применять для более сложных и «загрузных» игр, а можно использовать для экономии сил и времени при решении жизненно необходимых задач.
Несмотря на век информатики, психологический закон бытия остается прежним, жизнь зависит от того, на что мы обращаем внимание. Если мы сделали для себя какие-то мысли более важными, чем действительность, то нами начинают управлять фантомы, а жизнь становится бюрократической формальностью: «есть бумага (документ) – есть человек, нет бумаги…»
В какой же момент человек теряет способность быть? Как можно ее вернуть и развить?
Самое важное правило при восстановлении и развитии способности БЫТЬ, – искать свои энергию, силу, внимание там, где мы их потеряли, а не там где легче, безопаснее, привычнее и удобнее.
Если вы шли ночью, пьяный, по темному, незнакомому лесу и случайно обронили какую-то часть себя, то бесполезно искать ее у себя в квартире, в холодильнике, в ванной, на диване или на телевизоре, даже если включить все лампочки на люстрах. Но ведь именно этим мы чаще всего и занимаемся.
Некоторые, особенно утомленные поисками граждане, начинают вообще сомневаться: «А был ли мальчик?» Другие, не желая показать, что сдаются, но, желая получить от видимости поисков максимальное удовольствие, восклицают: «Ищите женщину!» Третьи в поисках истины доводят себя до исступления раскопками собственной личности. Четвертые не устают поражать мир ежедневными сенсационными заявлениями типа «Нашел!», забывая на следующий день извиниться перед научной общественностью за очередную ошибку. А зачем? – Ведь диссертация уже защищена! Таким образом, поиски превращаются в спектакль, весь мир – в театр, а люди в нем – в актеров.
В действительности восстановить способность БЫТЬ не так сложно, как кажется. Потеря этой способности происходит в любой момент, когда мы не хотим смириться с действительностью и начинаем фантазировать, где бы хотели быть вместо того, где находимся сейчас. Если это происходит часто, мы теряем способность встать лицом к лицу с настоящим и перестаем отличать реальный мир от своего воображения, то есть теряем способность БЫТЬ.
Получается, что для ее восстановления нужно всего лишь научиться «принимать себя и окружающий мир таким, какой он есть». Этот совет не нов, но беда в том, что мы уже не различаем, что настоящее, а что придуманное. И чем больше думаем на эту тему, тем больше запутываемся. Однако выход есть, и искать его надо не в размышлениях по поводу своих мыслей, а в собственном жизненном опыте.
Дело в том, что каждый из нас когда-то умел жить в настоящем. Любой ребенок делает это, не задумываясь. Любой ребенок смотрит на мир удивленными глазами, потому что ему интересно все, что он видит, слышит, ощущает вокруг. Наказанный родителями ребенок, ковыряющий обои в углу; ребенок, четыре часа сидящий со своими корабликами в луже; ребенок, разглядывающий рисунок мороза на стекле; ребенок, изучающий букашку на травинке, - самый разный ребенок, которым был когда-то каждый из нас, умеет БЫТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.
Да, мы становимся взрослее, нам необходимо учиться выживать, заботиться о своем прошлом и будущем. Но это вовсе не означает, что мы должны разучиться быть детьми. Давайте вспомним, как сияли наши глаза в те времена, когда мы не считали минуты, и мама не могла нас дозваться с улицы домой; когда мы не мерзли в сорокоградусный мороз и не понимали, почему родители боятся, что мы заболеем; когда мы умели радоваться каждому мгновенью, но не стремились его сфотографировать! Это и есть то место и время, где мы можем найти бесценную силу своей жизни. Надо только вернуться туда, взять самое лучшее и постараться больше не терять его.