|
ОДИНОЧЕСТВО или УЕДИНЕНИЕ: способность быть одномуАвтор статьи: Свибильская Наталья Валентиновна
ОДИНОЧЕСТВО или УЕДИНЕНИЕ:
способность быть одному
«Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека» Дональд Вудс Винникотт (британский педиатр и психоаналитик)
Психоаналитическая теория зародилась на рубеже 19 и 20-го столетий. Люди обращались к психоаналитикам с жалобами на конкретный симптом, и лечение заключалось в избавлении от этого симптома. Однако, по мере расширения психоаналитической теории и практики, начиная с середины 20 века, в описаниях клинических случаев все чаще встречаются пациенты, сообщающие в ходе аналитического лечения о переживании чувства одиночества, доставляющее невыносимые страдания и порой оказывающее парализующее действие на жизнь пациента. Одиночество является одной из серьезнейших социально-психологических проблем людей современного общества. Представление об одиночестве связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, неприемлемый для человека дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует реальная изолированность. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изолированность от них, то есть одиночество. Попробуем разобраться, почему для кого-то одиночество – это желаемое состояния для отдыха, восстановления душевных и физических сил, а для кого-то это тяжелое психическое состояние, сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Способность к одиночеству представляет собой явление ранней жизни, заслуживающее специального исследования, она служит той основой, на которой развивается “умудренная опытом жизнь” без посторонней помощи. Приобретению этой способности содействуют разные формы опыта, но существует основной вид – опыт пребывания маленького ребенка в одиночестве в присутствии матери. Винникотт в своей статье “Способность к одиночеству” пишет: “…в основе способности к одиночеству содержится парадокс: она представляет собой опыт пребывания в одиночестве при одновременном присутствии кого-то другого”. Если младенец приобретает опыт пребывания в одиночестве при одновременном присутствии кого-то другого, то он может получить опыт нахождения в одиночестве, когда кто-то другой физически отсутствует, потому что внутри себя он, по сути, не чувствует себя одиноким. Давайте обозначим различие между такими понятиями, как “быть одному”, “быть в одиночестве”, “находиться в изоляции” и “наслаждаться уединением”. Итак, изоляция означает внутреннее “тотальное” отсутствие всех объектных связей, при этом человек может быть изолирован и в физическом присутствии других людей. Чувство одиночества – не так абсолютно. Это чувство выражает скорее “хрупкость и небезопасность” объектных связей, а не их полное отсутствие. Чувства изоляции и чувство одиночества в действительности не связаны с присутствием или отсутствием других людей. Понятие “быть одному” может означать одну из двух противоположных вещей: человек может “быть один” как с другими людьми, так и без них, в смысле наслаждение уединением. Однако, в некоторых случаях, “быть одному” может означать острое переживание своей изоляции, и, даже если присутствуют другие люди, они кажутся нереальными, и человек сам себя чувствует нереальным. “Способность быть одному”, является способностью наслаждаться уединением и чувством реальности внутри себя как в присутствии, так и в отсутствии других людей, без сепарационной тревоги, паники и чувства изоляции и нереальности. Винникотт считает, что такой “особый тип взаимоотношения” вначале устанавливается между маленьким ребенком, с одной стороны, и его матерью или заменяющей ее фигурой – с другой: “…Мать (или заменяющая ее фигура) присутствует и является олицетворением нежности, несмотря на то, что в какой-то момент ее может представлять кроватка, коляска, или созданная матерью атмосфера”. Таким образом, можно сказать, что индивид в состоянии вынести одиночество во внешней реальности, лишь если он никогда не находится в одиночестве во внутренней реальности. Поэтому, работая с пациентами с данным запросом, задача терапевта стать для пациента “материнской средой”. “Способность к подлинному одиночеству” будет основываться на опыте одиночества в присутствии другого. Этот опыт появится, когда незрелость эго естественным образом компенсируется поддержкой, оказываемой пациенту со стороны терапевта. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|