|
Одиночество 2: отличие от уединения; признаки человека, склонного к одиночествуАвтор статьи: Вахрамеев Владимир Евгеньевич
Продолжение интерьвю об одиночестве, другие части можно прочесть тут: 1. Одиночество: виды одиночества современного человека
О.З.: Как одиночество отличить от уединения? В первом вопросе ты уже про это говорил, получается, что это одиночество с удовольствием, но может ты еще как-то дополнишь мысль. Ну и уединение раз оно приносит удовольствие, к нему стремишься и всегда ли опасно сознательное стремление к одиночеству и желание его обрести?
В.В.: На мой взгляд, в уединении есть контакт с миром, соприкосновение с природой. Когда мы уединяемся мы слушаем какую-то хорошую музыку, созерцаем природу, может быть читаем книги, либо находимся наедине со своими мыслями и в этом есть контакт, в этом есть близость, если не с другими людьми, то в принципе с миром и какое-то восприятие этого мира и заинтересованность в себе и в том, чтобы быть. А если уединение становится вынужденным, вымученным и нет радости соприкосновения, то тогда это может быть дорогой к невротическим способом. Также важно отличать уединение от чего-то или для чего-то. Уединение от чего-то - это изоляция, а для чего-то – это развитие. Например, если у меня есть какие-то трудности в отношениях, я уединяюсь для того чтобы понять лучше себя и потом вернутся в отношения и что-то сказать другому человеку или разрешить какую-то сложность. Либо я хронически ухожу и мне только хорошо самому с собой и это способ избегать вот этого “плохо” с другим человеком и тогда это уже превращается в изоляцию.
О.З.: Грань здесь очень тонкая, мне кажется.
В.В.: Ну да, просто важно смотреть в сторону некоторого намерения про что это уединение.
О.З.: Как ты можешь сформулировать внешние признаки/ярлыки одиночества? Иногда, посмотрев на человека, возникает ассоциация с одиночеством. Особенно в фотографии такое часто бывает.
В.В.: С одной стороны, когда человек в своих ограничениях отличен от других людей и у него становится меньше возможностей, оно вроде на поверхности предположение про то что ему больно или плохо, это естественно. С другой стороны, зачастую, когда мы смотрим на фотографию, очень легко спроецировать какие-то собственные страхи, представления или собственное состояние. Это точно также как мы легко проецируем на животных, что с ними происходит исходя из каких-то собственных представлений или собственного состояния, кот смотрит на меня большими глазами и хочет сказать: «хозяин, мне так одинооко!», хотя на самом деле не известно, чего он так смотрит, но очень легко приписать ему что-нибудь. Тоже самое и в фотографии легко что-то приписать, но на самом деле, никогда неизвестно, что происходит внутри человека, потому что только в доверительном разговоре и при достаточном внимании и заинтересованности, можно создать условия, чтобы человек рассказал, как ему на самом деле на душе. Поэтому, для меня, когда мы смотрим на фотографию, это скорее больше способ понять себя, какие у меня появляются идеи и фантазии относительно того, что на этом фото, какие чувства, нежели других людей, потому что там внутри человека происходит это неизвестно.
О.З.: Мог бы ты выделить качества личности (особенности характера), "предрасполагающие" к формированию (развитию) стойкого одиночества, внешних признаков, указывающих на предрасположенность к одиночеству?
В.В.: Мне кажется, все мы так или иначе предрасположены, но если говорить о невротическом одиночестве, это некоторый риск для любого из нас - пойти по пути изоляции или пойти по пути слияния с другими людьми и чисто внешне это сложно выделить. Если человек в разговоре использует фальшь, ты и сам будешь чувствовать себя с ним не очень удобно, будет возникать ощущение некоторой скованности, неестественности. Общаясь с человеком, предрасположенным к невротическому одиночеству, можно заметить его состояние, ну то есть он как-то мается в этом разговоре, стремясь спрятать себя или спрятаться от собственного переживания, напряжения, включения. Подлинное Я там, где моё напряжение, там, где моя боль и моё подлинное желание, там всегда есть включение, волнение, возбуждение. Если человек идет в эту сторону, он тогда оживает в разговоре, он более энергичен становится, такой включенный. А если ты разговариваешь с человеком и вот он как-то постепенно загибается, ну либо делает вид что он включен, но это тоже всегда заметно, то тогда становится понятно, что человек скорее двигается в сторону одиночества. Тогда человек не верит, что его волнение, его включение, его возбуждение имеет значение, а значит и в отношениях он не ищет какого-то соприкосновения с собственным желанием. Там, где моё волнение и возбуждение, там подлинное желание, чем-то поделиться или что-то попросить, т.е. вступить в обмен с другим человеком.
О.З.: Получается, что из черт характера ничего нельзя выделить? Например, что пишут в интернете: высокий уровень тревожности; впечатлительность; романтичность; независимость; эмоциональность.
В.В.: Я считаю, что это достаточно опасные формулировки, потому что на этом часто и строится одиночество. Когда человек замечает в чем-то отличность от других людей он может решить, что какой я есть, я неважен и неинтересен, но на самом деле каждый из нас, внутри уникальный и в чем-то отличающийся и в этом то и состоит близость, подлинная близость, когда мы открываем собственную непохожесть, отличность от другого человека и рискуем ее предъявлять и показывать, и другой человек напротив нас, он тоже открывает себя в полноте своих чувств. А они с одной стороны в чем-то схожи, но и переживания их всегда уникальны. И вот когда два человека в своей уникальности оказываются открыты навстречу друг другу, тогда они переживают близость. А если есть некоторая идея, что для того чтобы быть с другими людьми надо иметь только определенный набор черт, а с другими чертами я обречен на одиночество, то это идея и становится поводом для изоляции или слияния.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|