|
Особенности креативной личности и роль интуиции в творческом процессе.Автор статьи: Наталья Дефуа
Давайте рассмотрим особенности креативной личности. Пикассо считает, что главное различие между творческими и интеллектуальными личностями заключается во фразе: «Я не ищу, а нахожу». Но с другой стороны, совершенно ясно, что интеллектуальные и творческие качества должны сочетаться. Для того, чтобы «творческий дух» проявил себя в полную силу, необходим определенный уровень интеллекта. У людей интеллектуальные и творческие способности тесно связаны друг с другом; у человека с нормальным интеллектом обычно имеются нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит где-то в области IQ 120; дальше корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает (Getzels, Jackson, 1962). Также Kogan, Wallarh (Ж. Годфруа, 1992) исследовали соотношение творческих и интеллектуальных способностей у детей 11-12 лет. Творческое мышление проявляется во всех областях человеческой деятельности. Известно, что между мужчинами и женщинами в отношении творческих способностей различий нет.
Каждый человек обладает достаточно большим набором поведенческих реакций, обобщаемых в название — личностные черты. Теперь поближе познакомимся с личностными чертами, присущими креативным людям. Например, творчески одаренным людям характерны высокий уровень индивидуальной андрогении, т. е. Творчески одаренные мужчины обладают многими чертами стереотипно считающими «женскими» - интроспективностью, чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом и т. д. С другой стороны, творчески одаренные женщины проявляют многие традиционно мужские качества — независимость, самоутверждение, честолюбие (С. Спрингер, Г. Дейч, 1983). Независимость суждений позволяет творческим личностям исследовать пути, на которые из боязни показаться смешными, не осмеливаются вступить остальные люди. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. В то же время он мало догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков может быть весьма неоднозначными. Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремиться объединить данные из различных областей. Креативные люди предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым, и, голова у них полна всякого рода чудных идей. Их восприятие мира непрерывно обновляется. Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению. Обычно это мечтатели, которые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи», одновременно, принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения. Некоторые творческие люди склонны настолько увлекаться своими особыми интересами и способностями, что их поведение действительно эксцентрично (Ж. Годфруа, 1992). Или как пишет американский психолог Л.С. Кьюби: «Творческая личность — это такая, которая некоторым, сегодня еще случайным образом сохранила способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, быть может, потенциально являются в равной мере одаренными». Надо отметить, что нет единой точки зрения в отношении мотивационных характеристик креативности. Одни исследователи полагают, что креативные индивиды имеют общую тенденцию к самовыражению, достижению «соответствия своим возможностям». Согласно второй точке зрения, мотивация креативных личностей представляет собой тенденцию к риску, основанную на желании достичь и проверить свои предельные возможности (M. Dellas, E.L. Gaier, 1970). Кроме того, данными авторами исследовалась связь творческих достижений личности с неврозами. Они отмечают, что высоко креативные индивиды обладают большей силой духа, стойкостью к помехам окружающей среды, к разного рода конфликтам. В противоположность этим утверждениям Л. Кронбах склонен связывать проявление креативности с некоторыми патологическими чертами индивидов, заключающимися в плохой регуляции мыслительных процессов, неумение владеть качественным «просеиванием идей». Б. Олмо (Я.А. Пономарев, 1976) выделяет такие черты творческой личности:
Кохут (Г. Лейтц, 1993), в свою очередь, выделяет 5 креативных качеств:
Кроме того, неотделимой составляющей творческого процесса является интуиция, благодаря, которой человек отгадывает скрытые гармонии и соотношения. Происходит синтез частей в единое целое достигается с помощью интуиции. Само понятие «интуиция» достаточно древнее и существует множество его трактовок, но общим для всех его толкований является подчеркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличии от опосредованного, дискурсивного. Данное понятие по сравнению с понятием «интеллект» развивалось в противоположном направлении. По мере того, как понятие «интеллект» становилось все более предметным, конкретным и содержательным, понятие «интуиция», в свою очередь, становилось все более беспредметным и абстрактным (М. Вертгеймер, 1987). Итак, интуиция — специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода (Р.М. Грановская, 1988). Р. Декарт считал, что с помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания. В настоящее время считается, что переход от одной логической системы к другой при рассуждении, возможны лишь с помощью интуиции. Ж. Пиаже рассматривает интуицию как образное мышление, характеризующее, главным образом, дологическую стадию развития интеллекта. Он считал, что с возрастом роль интуиции несколько уменьшается и она уступает место более социальному типу мышления — логике (Р.М. Грановская, 1988). З. Фрейд полагал, что интуиция — это скрытый бессознательный первопринцип творчества. Он выделял также характерные черты для интуиции:
А. Маслоу (Интуиция, логика, творчество, 1987) утверждал, что логические и чувственные компоненты дополняют друг друга. Он выделил две фазы:
Создается впечатление, что за счет многократных межполушарных переходов творческий процесс решения сложной задачи имеет не однонаправленный, а как бы полуциклический характер. При этом, на каждом цикле вводиться новая информация и используются новые методы её анализа, и, тем самым, продвигается решение задачи. Вероятность каждого из переходов зависит от этапа решения и типа задачи. Таким образом, правое и левое полушария играют в процессе интуитивного решения каждое свою роль. То есть логика гарантирует достоверность и служит орудием доказательства. А правосторонняя обработка информации, способствует целостному восприятию, служит орудием изобретательства. Интуитивный и осознанный процессы выбора решений тесно переплетаются и представляют собой последовательность логических и подсознательных этапов. Существуют пять основных видов теорий на то, в каком полушарии происходит интуитивное решение «задачи», а поскольку интуиция на прямую связана с творческим процессом, то и на него:
Источник
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|