|
Творчество: творческие, креативные, нестандартные решенияАвтор статьи: Надежда Владимировна Братчикова
Творчество - это то, о чем много говорят, явно позитивная штука. Даже толком не понимая, что такое творчество, креатив, нестандартное решение, родители хотят, чтобы дети учились по творческим методикам, впустить творческое развитие в жизнь ребёнка; работодатели желают, чтобы каждый работник был креативный. Вот мы сейчас и разберёмся: что это за термины такие, чем друг от друга отличаются, и что надо развивать у детей дошкольного возраста, чтобы они вырастали творческими личностями. ТВОРЧЕСТВО, -а, ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. толковый словарь Ожегова. От рекламщиков пришёл термин: креативное решение. Если творчество - это некая область, то креативное решение - это хоть какое-то решение в области творчества, отвечающее одновременно двум критериям: 1) полезное и 2) новое. Игорь Леонадрович Викентьев на 51-й Встрече в ЦГПБ им. В. Маяковского привёл такой пример: Художник хочет сделать творческое решение и прибить кирпич гвоздём к потолку. Он забирается наверх, крошит кирпичи, долго этим занимается (это сложно) - наконец это получается. Теперь на потолке гвоздём прибит кирпич. Как понять: это творчество? Проверяем по критериям: кому в мире (или в аудитории) прибитый гвоздём к потолку кирпич принёс хоть какую-нибудь пользу? Творческая личность, по Г.С.Альшуллеру (основателю ТРИЗ), обладает шестью качествами: 1. Прежде всего нужна Достойная цель - новая (ещё не достигнутая), значительная, общественно полезная. Александр Калманович Звонкин в своей книге "Малыши и математика" дал такое определение: "Человек по-настоящему творческий умеет предложить неожиданное, нестандартное решение и при этом остаться в рамках задачи".
Пример нестандартного решения вне рамок задачи № 1: На одном из занятий математического кружка А.К,Звонкина, в рамках темы пересекающихся классов, было задание: даны 5 картинок (мяч, автомобильная шина, сапоги, пальто, шапка) и задан вопрос "Как поделить картинки на 2 равные группы по 3 картинки в каждой?" Один из мальчиков (3г.10мес.) доказывал, что автомобильная шина - это одежда, потому что а) её можно носить на поясе; б) её надевают на автомобиль. В этом ответе присутствует нестандартность, но отстаться в рамках задачи или хотя бы вблизи них, мальчик не сумел. Взрослые тоже буксуют при выполнении этого задания:
Правильное решение в рамках задачи: А.К.Звонкин в своём дневнике оставляет вопрос открытым: "Как суметь, не подавив нестандартность, развить творческие способности?" Пример нестандартного решения вне рамок задачи № 2: Летом 2015 года состоялся медитативный полнолунный дзен-ретрит, поставивший во главу угла творческие планы на год, под руководством Николая Михайловича Трушеля. Возникла рабочая ситуация. Участнику ретрита было предложено ответить на вопрос "Что это?". Словами "чайная ложка" отвечать нельзя. Как ответить на вопрос, не пользуясь словами? "Речь и слова не нужны. Вне мышления все вещи только такие, как они есть. Истина - просто как это." (c) Учение дзен-мастера Сунг Сана [Сунг Сан Соен-са. Посыпание Будды Пеплом. С-Петербург, "Карма Йеше Палдрон". 2006. 256 стр.] Участник предъявил нестандартное решение (чайной ложкой собрался заворачивать винты), но не смог остаться в рамках задачи. Ведь назначение ложки - держать её в руках, чтобы зачерпывать пищу (мешать варенье и т.д.). Пример нестандартного решения вне рамок задачи № 3: Мой математический кружок для дошкольников. Среди множества детей есть мальчик, который стабильно решает задачи нестандартно, но выходя за рамки задачи. Например, Как научить ребёнка генерить творческие решения (а) полезные; б) новые), и при этом оставаться в рамках задачи? Ребёнок дошкольного возраста - не взрослый. У него не разовьёшь быстроту абстрактного мышления (лобные доли головного мозга ещё не созрели), анализу сложных ситуаций его (по той же причине) не научишь. Решение 1. Дошкольнику нужно давать информацию о том, что такое творчество. 2. По мере сил (способностей, возможностей) дошкольника знакомить его с логическими рассуждениями, учить разным приёмам (сортировки, классификации, т.д.), грамотной формулировке мысли и другим навыкам, которые приобретаются в процессе таких игр, например, как головоломки (танграм, и т.д.), которые тренируют мозг, в игровой форме «заставляют» искать нестандартные решения и анализировать в рамках поставленной задачи. Дэвид Ф. Кертин заработал более $1 000 000, изобретя бумажный стаканчик. Он сделал это в 1910 г., имея в руках только ножницы и несколько листов бумаги. «...Пребывая в депрессии, он сидел в гостиничном номере, держа в руках стакан с водой. Тут он вспомнил, из скольких плохо вымытых стаканов и разных других сосудов он пил во время своих многочисленных путешествий. «Ничего удивительного, - продолжал размышлять он, - что люди после этого заболевают. А почему нельзя использовать одноразовые стаканы? Наверное, потому что нет ничего дешевле стекла». Решающий творческую задачу не всегда может указать точную цель решения нестандартной (!) задачи, но может выбрать примерное направление движения к этой цели. При этом полезно учитывать такой аспект достижения: «В условиях задачи, как мы видели, есть два указания: какова цель (что надо достичь) и каковы средства (что надо создать, улучшить, изменить). Цель почти всегда выбирается правильно. А средства почти всегда указываются неверно. Та же цель может быть достигнута и другими средствами». Альтшуллер Г.С., Основы изобретательства, Воронеж, «Центрально-чернозёмное книжное издательство», 1964 г., с. 34. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|