Творчество: творческие, креативные, нестандартные решения

Творчество - это то, о чем много говорят, явно позитивная штука.

Даже толком не понимая, что такое творчество, креатив, нестандартное решение, родители хотят, чтобы дети учились по творческим методикам, впустить творческое развитие в жизнь ребёнка; работодатели желают, чтобы каждый работник был креативный.

Вот мы сейчас и разберёмся: что это за термины такие, чем друг от друга отличаются, и что надо развивать у детей дошкольного возраста, чтобы они вырастали творческими личностями.

ТВОРЧЕСТВО, -а, ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. толковый словарь Ожегова.

От рекламщиков пришёл термин: креативное решение. Если творчество - это некая область, то креативное решение - это хоть какое-то решение в области творчества, отвечающее одновременно двум критериям: 1) полезное и 2) новое

Игорь Леонадрович Викентьев на 51-й Встрече в ЦГПБ им. В. Маяковского привёл такой пример:

Художник хочет сделать творческое решение и прибить кирпич гвоздём к потолку. Он забирается наверх, крошит кирпичи, долго этим занимается (это сложно) - наконец это получается. Теперь на потолке гвоздём прибит кирпич. Как понять: это творчество? Проверяем по критериям: кому в мире (или в аудитории) прибитый гвоздём к потолку кирпич принёс хоть какую-нибудь пользу?

Творческая личность, по Г.С.Альшуллеру (основателю ТРИЗ), обладает шестью качествами:

1. Прежде всего нужна Достойная цель - новая (ещё не достигнутая), значительная, общественно полезная.
2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов.
3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов.
4. Хорошая техника решения задач.
5. Способность отстаивать свои идеи - «умение держать удар». 
6. Результативность.
Источник: http://vikent.ru/enc/132/

Александр Калманович Звонкин в своей книге "Малыши и математика" дал такое определение:

"Человек по-настоящему творческий умеет предложить неожиданное, нестандартное решение и при этом остаться в рамках задачи".

 

Пример нестандартного решения вне рамок задачи № 1:

На одном из занятий математического кружка А.К,Звонкина, в рамках темы пересекающихся классов, было задание: даны 5 картинок (мяч, автомобильная шина, сапоги, пальто, шапка) и задан вопрос "Как поделить картинки на 2 равные группы по 3 картинки в каждой?"

Творчество творческие креативные нестандартные решения

Один из мальчиков (3г.10мес.) доказывал, что автомобильная шина - это одежда, потому что а) её можно носить на поясе; б) её надевают на автомобиль.

В этом ответе присутствует нестандартность, но отстаться в рамках задачи или хотя бы вблизи них, мальчик не сумел.

Взрослые тоже буксуют при выполнении этого задания:

 

Правильное решение в рамках задачи:
1 множество - изделия из резины (мяч, автомобильная шина, сапоги)
2 множество - одежда (сапоги, пальто, шапка)
Резиновые сапоги, т.о., принадлежат обоим множествам.

А.К.Звонкин в своём дневнике оставляет вопрос открытым: "Как суметь, не подавив нестандартность, развить творческие способности?"

Пример нестандартного решения вне рамок задачи № 2:

Летом 2015 года состоялся медитативный полнолунный дзен-ретрит, поставивший во главу угла творческие планы на год, под руководством Николая Михайловича Трушеля.

Возникла рабочая ситуация. Участнику ретрита было предложено ответить на вопрос "Что это?". 

Словами "чайная ложка" отвечать нельзя. Как ответить на вопрос, не пользуясь словами?

"Речь и слова не нужны. Вне мышления все вещи только такие, как они есть. Истина - просто как это." (c) Учение дзен-мастера Сунг Сана [Сунг Сан Соен-са. Посыпание Будды Пеплом. С-Петербург, "Карма Йеше Палдрон". 2006. 256 стр.]

Участник предъявил нестандартное решение (чайной ложкой собрался заворачивать винты), но не смог остаться в рамках задачи.

Ведь назначение ложки - держать её в руках, чтобы зачерпывать пищу (мешать варенье и т.д.).

Пример нестандартного решения вне рамок задачи № 3:

Мой математический кружок для дошкольников. Среди множества детей есть мальчик, который стабильно решает задачи нестандартно, но выходя за рамки задачи

Например,
Если надо построить на полу башню из кубиков такой же величины, как на столе, он на полу строит две башни разного размера;
Если надо нарисовать план комнаты, он рисует охранника, который будет защищать комнату от бандитов;
Если надо на мозаике построить зеркальную симметрию относительно оси, он придумывает строить несимметричные армии.

Как научить ребёнка генерить творческие решения (а) полезные; б) новые), и при этом оставаться в рамках задачи?

Ребёнок дошкольного возраста - не взрослый. У него не разовьёшь быстроту абстрактного мышления (лобные доли головного мозга ещё не созрели), анализу сложных ситуаций его (по той же причине) не научишь.

Решение

1. Дошкольнику нужно давать информацию о том, что такое творчество.

2. По мере сил (способностей, возможностей) дошкольника знакомить его с логическими рассуждениями,  учить разным приёмам (сортировки, классификации, т.д.), грамотной формулировке мысли и другим навыкам, которые приобретаются в процессе таких игр, например, как головоломки (танграм, и т.д.), которые тренируют мозг, в игровой форме «заставляют» искать нестандартные решения и анализировать в рамках поставленной задачи.

Дэвид Ф. Кертин заработал более $1 000 000, изобретя бумажный стаканчик. Он сделал это в 1910 г., имея в руках только ножницы и несколько листов бумаги. «...Пребывая в депрессии, он сидел в гостиничном номере, держа в руках стакан с водой. Тут он вспомнил, из скольких плохо вымытых стаканов и разных других сосудов он пил во время своих многочисленных путешествий. «Ничего удивительного, - продолжал размышлять он, - что люди после этого заболевают. А почему нельзя использовать одноразовые стаканы? Наверное, потому что нет ничего дешевле стекла».
И вдруг его осенило — бумага! Одноразовые бумажные стаканчики! Весь тот день он потратил на то, что вырезал из бумаги разные формы и скручивал их в стаканчики. Некоторые из них протекали, некоторые оказывались слишком сложными. Наконец, ему удалось сделать стаканчик, который удерживал воду.» (c) Скрипюк Игорь Ильич "111 баек для тренеров"
Решающий творческую задачу не всегда может указать точную цель решения нестандартной (!) задачи, но может выбрать примерное направление движения к этой цели. При этом полезно учитывать такой  аспект достижения: «В условиях задачи, как мы видели, есть два указания: какова цель (что надо достичь) и каковы средства (что надо создать, улучшить, изменить). Цель почти всегда выбирается правильно. А средства почти всегда указываются неверно. Та же цель может быть достигнута и другими средствами». Альтшуллер Г.С., Основы изобретательства, Воронеж, «Центрально-чернозёмное книжное издательство», 1964 г., с. 34.
Источник: http://vikent.ru/enc/645/


Просмотров: 426
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секрет решения конфликтов на примере задачи из психологической игры "Мафия".
  • О высшей математике в решении задачи "Мать+ и -Дочь"
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии
  • Задачи психотерапии привязанности в диаде мать-ребёнок"
  • Задачи жизни и жизненные трудности. Пути решения.
  • Пример расстановки с Метафорическими картами "На какое решение указывает болезнь"
  • Есть такое слово "надо". Надо - кому?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Как устранить аноргазмию? "Хочу,чтобы исчезло отвращение к сексу".Решение сексуальных проблем
  • Как отвечают на вопрос "Как дела?" жены мужьям, и почему так отвечать не надо.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Жизнь в рамках "Что люди скажут"
  • Занятие с детьми в рамках психологической коррекции " В мире сказки"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Уйти или остаться? О принятии решения или "не знаю, что мне делать".
  • Работа с МАК " Опора - основа". Техника «Новое решение»
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Есть такое слово "не надо"
  • "6 сексуальных проблем, которые требуют немедленного решения"
  • Работа с МАК. Техника "Время и решение".
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Механизм воздействия сказок (в рамках метода "Архетипический фокус").
  • Привычка - сравнивать. Мышление в рамках "лучше-хуже".
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь