Механизм воздействия сказок (в рамках метода "Архетипический фокус").

Механизм воздействия сказок (в рамках метода "Архетипический фокус").


Работа со сказкой в реализации метода "Архетипический фокус" (как впрочем и в других психологических направлениях работы со сказкой) представлена в двух направлениях: исследовательской и практической.

Исследовательская форма связана с именами К.Г. Юнга и его ученицы–последовательницы, Марии-Луизы фон Франц. «Расшифровка» глубинной архетипической природы сказочных образов дает нам возможность понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов.

Исследование сказок погружает нас в древний символизм мифов, преданий, легенд, сказок, былин и саг. Оно позволяет узнавать психологический и философский смысл метафор, чувствовать архетипическую природу человеческих проявлений, исследовать происхождение многих изречений, выражений. Такая работа связана с мировым эпосом: античной, египетской, китайской, японской, персидской, индийской, африканской, индейской, англо-кельтской, славянской и северо-народной мифологией. Понимание ритуалов и традиций многих культур приводит к расширению обыденного сознания.

Символика сказочных сюжетов раскрывает нам запутанный мир детских фантазий, сопровождающих процесс индивидуации (К.Юнг). Само содержание практической работы со сказкой можно определить как рассказ зрителем своей личной. Через сказку можно понять природу глубинного структурирования психической реальности человека и выявить фантазийное содержание основных внутренних конфликтов и его инфантильного опыта. В определённом смысле наше бессознательное структурировано как сказка.

Сказки (и их архаичная форма мифы) описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они выполняют функцию древнего ритуала, то есть дают человеку опору и подготавливают его к кризисным переживаниям. Имеется единообразие и универсальность основных структур ритуала.

На сегодняшний день существует две противоположные гипотезы о происхождении ритуалов и сходстве их основных структурных элементов в разных культурах:

1. Существовал некоторый древний источник - Пра-ритуал, который распространился по всей земле.

2. Существует некая, более простая, универсальная общечеловеческая структура, которая обеспечивает сходство систем образов. Это непосредственный телесный опыт, особенно первого года жизни, возрастные психофизиологические кризисы.

Так как механизмы подсознательного воздействия сказки лежат на глубинном, доличностном уровне, то любое обращение к этим механизмам активизирует мощнейшие физиологические механизмы, отвечающие за адаптацию человека стрессу. Сюжет волшебной сказки соединяет в себе образы, которые обеспечивают доступ к этим механизмам. Каждая из известных волшебных сказок содержит свой «ключ», то есть информацию о типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса. Исследование глубинного восприятия сюжетов сказок людьми, находящимися в состоянии кризиса или дезадаптации показали, что основные сюжеты касаются, прежде всего, темы кризиса раннего детского возраста и связаны темой доверия к жизни и переработки символических страхов.

Слушая сказку, человек исподволь репетирует, тренирует свою способность в будущем проходить через кризис.

Глубинные (скрытые) функции сказки заключаются в следующем:

1. Подготовить человека к напряженным эмоциональным ситуациям (на бессознательном символическом уровне).

2. Дать человеку возможность символически отреагировать физиологические и эмоциональные стрессы, полученные в пренатальный период, в момент родов и в раннем детстве.

3. Помочь принять в символической форме свою физическую активность и способность в кризисных ситуациях осуществлять психическую регуляцию. В сказке акценты поиска конфликтных зон смещаются на проживание полноценного универсального процесса в символической форме, получение опыта прохода сквозь страх и возрождение. В сказках отражается проективный материал человека. Вспоминая образы знакомых с детства сказок, мы вызываем в своем внутреннем мире эмоциональный отклик и можем найти параллели в собственной жизни, которая пробуждается данной сказкой.

Воспринимая сказку, человек получает ответ, приходящий с трех разных по глубине уровней:

1. События сказки задевают эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой по ассоциации.

2. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах в жизни, в отношениях между людьми.

3. Сказка задевает глубинные механизмы подсознания, сохранившие архаические элементы, часто непривычные для разума.

Вся работа в сказочном окружении построена на субъективном уровне, в котором продуцированный материал человека рассматривается не только как содержащий объектные связи и смыслы, но имеющий, в первую очередь, отношение к самому субъекту, к его специфическим комплексам и архетипам.

Вся юнгианская психология сводится к ряду основных понятий: комплекс, архетип, энергия, символ, сознание, бессознательное и Самость. Эти базовые понятия являются центральными в концепции и техники данного направления.

Одной их основных задачей метода "Архетипический фокус" можно считать реализацию скрытого творческого потенциала человека, где конструктивный подход направлен на сохранение и усиление здоровой части личности, побуждая ее к личностному росту и развитию. Участник психологической работы в рамках которой реализуется "Архетипический фокус" получает знание о реальности своего бессознательного, учится понимать самого себя. Человек принимающий активное участие в процессе реализации архетипических фокусов получает возможность установить отношения между сознательной частью собственного "Я" и его бессознательным, идя навстречу своей Самости как новой точки опоры и приложения своих сил.



Просмотров: 495
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Занятие с детьми в рамках психологической коррекции " В мире сказки"
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Символика сказки или "Сказка как ресурс"
  • "Полноценность жизни" - как внутреннее состояние и фокус психолога
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? Три техники написания сказок
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Как мне понять, чем заниматься?" - "Пойми свою природу."
  • Ведьмы вовсе не злые, а смерть не так уж и страшна - рассказ из цикла "Сказки жизни"
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".
  • Номад и его индивидуация: на примере "пути хитрого человека" Остапа Бендера
  • Работа с метафорическими картами "Дерево как образ человека".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Доктор, я сломался": Как человеку починить человека?
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Технология работы с мечтой. Видео "Скрытые ресурсы человека"
  • "Сказка - ложь, да в ней намёк" или воспитание сказкой - 2
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • Обучающие сказки для дошколят "НОТЫ", "Про гигиену"
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Краткое руководство к ребенку или "Как воспитать счастливого человека и выжить самому"
  • "Я есть!!!" или как не исчезать из своей жизни.
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Он хороший, прямо подкаблучник - я его уже не хочу". Комплекс "рыцаря-развратника"
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь