|
Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процессАвтор статьи: Андрей Ин
Метод «песочной терапии» был интегрирован в цикл психологических консультаций с клиентом. Назовём его – Егор. Мужчина, 40 лет, среднего роста, худощавого телосложения. Работает водителем на грузовичке, развозит товары по торговым точкам. Алкоголь употребляет только в выходные дни, часто больше собственной нормы. Длинные, чёрные вьющиеся волосы, под глазами – тёмные круги, резко очерченные скулы, кожа бледно-серая. Одет чисто и сбалансированно по цветам и материалам, использует дорогую парфюмерию с терпким, немного горьковатым ароматом с нотками мускуса. Запрос клиента состоял в просьбе помочь ему избавиться от онанизма, которым он занимается с 15-ти до 40-ка лет, практически ежедневно и неоднократно в течении дня. Далее приведу рассказ, записанный с его слов на первой и последующих встречах. Егор родился и вырос в полной семье, есть младшая сестра (3 года разницы). Отец, по словам Егора, не уделял детям никакого внимания – приходя с работы либо пил, либо смотрел футбол, лёжа на диване. Отец работал забойщиком скота на мясокомбинате. Мать – санитарка в психиатрической больнице, глубоко (со слов Егора) верующая. Егор не видел между родителями моменты общения, теплоты и заботы друг о друге. Младшая сестра (сейчас – 37 лет) живёт с ними, ведёт замкнутый образ жизни, не работает, общается с внешним миром только в социальных сетях. Со слов Егора – девственница. В 15 лет отдыхал на даче летом, где и первый раз онанировал по совету старшего (18 лет) приятеля, который свой совет сопроводил словами «чтоб не застаивалась сперма» и «все нормальные пацаны – «дрочат»». К 18-ти годам приобрёл зависимость от онанизма, общение с противоположным полом заканчивались на этапе разговоров, любая попытка женщин продолжить общение и пойти дальше приводила в состояние ужаса и заканчивалась резким прерыванием контакта. Для стимуляции использовал порнографические журналы и видеоролики, к собственной фантазии, по его словам, не прибегал. Мать считала интимную близость вне брачных отношений недопустимой, использовала слова «грязь» и «грех», сама будучи маниакально чистоплотной (опять же, со слов Егора). В 25 лет, несмотря на протест матери, первый раз провёл ночь с женщиной вне дома, после чего мать «отреклась» от него, считая, что он её «предал». В период с 25-ти до 40-ка лет имел много половых контактов с женщинами разных социальных групп, нравилось общаться с проститутками. Перед интимной близостью всегда принимал разные фармакологические препараты, повышающие потенцию – преимущественно «Виагру». Без использования препаратов попытка интимной близости оканчивалась неудачей. В 38 лет встретил женщину, связь с которой продолжалась почти два года и закончилась по её инициативе. Разрыв переживал, и переживает до сих пор очень тяжело, постоянно в воспоминаниях возвращается к этим отношениям. Терапевтическая работа с Егором началась в сентябре 2016-го года, с периодичностью один раз в неделю. К посещению сессий относился очень ответственно, не было ни одного пропуска по его инициативе. На сегодняшний момент было проведено 60 часовых сессий. Что мы имеем на сегодняшний день, учитывая результаты терапевтической работы? Примерно после 15-ти сессий Егором было принято решение отказаться от онанизма, что предполагалось мной, но я не слишком надеялся на удачу, учитывая недостаточность ресурсов Егора к этому моменту для осуществления столь важного для него шага. Но принял его решение и обозначил вместе с ним те точки опоры, на которые он может рассчитывать в этом, непростом для него, периоде. Ремиссия длилась 2,5 месяца. В периоде ремиссии у Егора появился интерес к жизни, включая интерес к женскому полу, он набрал немного в весе, кожа приобрела здоровый вид, он стал уверенней в себе, расправились плечи, речь стала спокойной, шутки перестали нести фатальный контекст. Затем последовал предполагаемый мной срыв, который продолжался 3 дня. После этого зависимость перешла в относительно стабильную фазу – один, два раза в неделю он однократно онанировал. Эта фаза длилась около 4-х месяцев. В начале сентября 2017-го Егор порадовал меня, сообщив, что хочет совсем прекратить онанировать, но не используя внутренний запрет, а поняв то, сколько потеряно времени, сколько упущено возможностей для создания полноценных отношений. Он стал ходить в спортзал, удалил с компьютера все ролики и фотографии порнографического содержания, собирается начать учиться танцевать. Очень важно для меня также было и то, что Егор осознал (по его словам), что коитус теперь имеет для него гораздо меньшее значение, чем раньше, когда коитус был главной и единственной целью интимной близости. За время терапевтического процесса Егором было создано несколько «картин на песке». Для эссе я отобрал 3, с которыми и хочу познакомить вас поближе. Картина №1 – март 2017-го года, период отказа от онанизма, ремиссия - 2 месяца; Картина №2 – май 2017-го года, период срыва, онанирует несколько раз в день; Картина №3 – ноябрь 2017-го года, период повторного отказа от онанизма, длительность ремиссии – 4 месяца;
Картина 1 март 2017-го года, период отказа от онанизма, длительность ремиссии - 2 месяца;
Предложение построить картину было сделано Егору в конце очередной встречи. Он согласился, практически не раздумывая. Я знал, что Егору нравится, когда в процессе встречи мы используем методы арт-терапии, проективные и неглубокие трансовые техники. Делая это предложение, я почувствовал, что оно своевременно и воспринято с интересом. Егор спокойно встал, подошел к ящику с фигурками, неторопливо выбрал необходимые объекты для работы. Возникло ощущение, что он подготовился заранее к процессу. Все элементы композиции размещены в центральной части песочницы, ориентированы по вертикальной оси. С песком не «знакомился» и, практически, не контактировал в процессе работы, но нежелания касаться песка я не заметил. Песок использовал сухой, не прибегал к выравниванию, не готовил «поле» для себя, использовал то, что имелось. Выбранные фигурки расположил чётко под прямыми углами с чётко выраженной (на мой взгляд) осью начала координат. Фигурок выбрал 7 простых, а также использовал 10 маленьких ракушек, но разместил их в границах одной фигуры (только предположение). Фигурки расставлял спокойно и уверенно, сомнения в том, куда что поставить я не заметил. Масштаб композиции соответствует реальному, дисгармонии в размерах и пропорциях я не ощутил. Визуально я предположил для себя, что картина имеет центр, начало осей координат, который расположен между мотоциклом и пальмой. Все фигурки Егор расположил в пределах одной, относительно небольшой по своим размерам, локации. Глядя на эту сцену, у меня возникло ощущение относительно(!) спокойной Не использовал яркие, броские цвета, цветовая гамма картины - оттенки жёлтого, синего и зеленого цвета. Песка не касался в процессе работы, поэтому про желание коснуться собственных внутренних ресурсов говорить сложно. В динамическом контексте я бы отметил то, что в этой сцене, относительно(!) спокойной по цвету и наполнению, готов к динамическим изменениям левый нижний сектор композиции (это только по моим ощущениям, не больше)). Но здесь я чётко отследил свои проекции, поэтому это предположение смело отнесём в разряд субъективных, но «на карандаш» - возьмём). В правом верхнем секторе динамика, скорее, наблюдается внутри самих фигур. Мы наблюдаем здесь бытовую сценку из реальной жизни. Фигурки символически несложны, фантазийность локации, на мой взгляд, заключается во временном континууме – это картина из будущего Егора. Это предположение можно сделать, зная его сегодняшнюю жизненную ситуацию и его ближний круг. Интерпретировать эту картину я считаю возможным только в ситуационном контексте. По словам Егора, в этот период он себя хорошо чувствовал, был в тонусе, повысилась трудоспособность и желание что-то делать и чем-то заняться. Сначала я предположил, что женская фигура у дома – женщина, которая должна появиться в жизни Егора и стать хранительницей домашнего очага. Но, поразмыслив, пришёл к другому варианту – - это мать Егора, дорожка, ограниченная ракушками – его неразрывная связь с ней, его подчинение, его сабмиссивная роль в этом тандеме. Индюшка рядом с матерью может быть младшей сестрой. На картине для меня обозначились две, довольно чёткие по своим границам зоны: (дом+женщина+индюшка) и (два дерева+машина+мотоцикл). Зоны связаны между собой «дорожкой», ограниченной 10-ю ракушками и у меня создалось впечатление, что эти зоны существуют отдельно друг от друга, соединёные (а может – разъединённые) дорожкой (а может – границей ). Оба варианта имеют право на жизнь. Ещё можно предположить, что внутренний мир и сфера социальных интересов Егора ограничиваются только этими двумя малыми локациями. Ещё.... Хотелось, ох как хотелось бы увидеть в паттерне этой картины сепарацию от Родной Матери. Будем посмотреть. Из двух зон паттерна картины более интересной мне показалась зона с деревьями, машиной и мотоциклом. Малая локация («денежное дерево», спортивная машина и мотоцикл) дышат богемной эротикой, приключениями, покупкой удовольствий, реализацией своих сокровенных фантазий. В целом, в контексте всего процесса, интерпретировать данную картину хотелось бы следующим образом: за два месяца ремиссии организм Егора пришёл в относительно стабильное состояние, ресурсы, которые были задействованы на ежедневные мастурбации и провалом в фантазийный мир грёз, сейчас направлены на структурирование собственного существования в социуме. Прослеживается тенденция к получению удовольствия не в собственном фантазийном мире, а в реальной жизни.
Картина №2 – май 2017-го года, период срыва, мастурбирует несколько раз в день
Эта картина была построена в трудный для Егора период, когда после 75-ти дневного воздержания он снова стал мастурбировать по несколько раз в день. Когда я увидел его в кабинете, я понял, что мои предположения о возможном срыве подтвердились. Егор зашёл и, не глядя мне в глаза, сказал, что не смог удержаться от соблазна после изрядного количества алкоголя и телефонного разговора с бывшим партнёром той женщины, с которой у него были длительные и эмоциональные отношения. Я сказал, что не буду оценивать его действия, если он так поступил, значит – на то были причины. Глядя на Егора, я чувствовал, что он нуждается в моей поддержке и ждёт её. И, в тоже время, я чувствовал, что он хочет видеть во мне отца, ментора, наставника – но это никак не вписывалось в алгоритм моей работы с ним. Мне нужно вместе с ним найти те точки опоры, которые бы поддерживали его, высвободить ресурсы, которые сейчас задействованы на поддерживание разрушенных прошлых отношений и зависимости от мастурбации. По сравнению с первой картиной, фигуры на второй песочнице расположены чуть шире и их гораздо меньше: 4 против 17-ти. Центр не задействован, фигурки расположены как бы на стрелочном циферблате. Песок не трогал и не взаимодействовал с ним в процессе построения картины (у меня промелькнула мысль, что Егор опасается обратиться к своему бессознательному, вполне возможно, что там мы и отыщем ту важную фигуру, которая нам очень нужна в процессе терапии). Цветовое решение картины дополнилось доминантой белого цвета. Дно не обозначено, и не было попыток его хотя бы обнаружить. Относительно уровня дифференциации Эго – фигурки расположил наугад, либо после очень кроткого раздумья. На этой картине, в отличие от первой, мне ясно видны две диагонали: фигура в белом – дом и женщина в голубом – фигура в белом. Женщина в голубом отдалилась от дома с фигуркой домашней птицы, женская фигура в белом лежит на значительном отдалении от остальных элементов, у края песочницы. И на первой, и на второй картине я наблюдаю двухмерное изображение, ощущение объёма вызывает фигура в белом на второй картине. Заметен уход от реализма (фигура в белом – для меня это больше сложный символ). В процессуальном контексте можно поиметь смелость высказать свою интерпретацию, а именно: отчаяние, чувство вины, безнадёжность – мои ощущения от картины. Фигура в белом напоминает саван, в котором похоронены надежды на отношения, взрослую жизнь, удовольствия, которые планировалось получить от освобождения от зависимости. Арт-хаус с трагедийным финалом. Из центра картины слышится бессилие. Несмотря на наличие фигур, этот мир на песке кажется пустым и мёртвым. Дом выглядит заброшенным, фигура в голубом стоит поодаль, повёрнута лицом в сторону дома. И над всем этим доминирует песок, превративший мир Егора в пустыню. Ну что же, ситуация не так трагична, как её видит Егор. Я не буду искать с ним причины срыва, меня он не особо уже интересует. Будем настраиваться на долгую планомерную работу. Картина №3 – ноябрь 2017-го года, период повторного отказа от мастурбации, длительность ремиссии – 4 месяца;
На встречу Егор пришёл за 5 минут до начала, позвонив по телефону, прежде чем зайти. В пунктуальности ему не откажешь. 60 встреч, и ни одного пропуска. Как всегда, аккуратно и элегантно одет, дорогой парфюм. Выглядел спокойным и уверенным в себе. К написанию картины отнёсся с энтузиазмом, Егор любит эксперименты на сессиях. С одной стороны, можно было успокоиться и дать некоторую слабину в динамике наших встреч, но я почувствовал наоборот – надо закреплять стабильное состояние Егора, ещё и ещё раз делать акцент на то, что поддерживает его в данный период. Незаметно для него попытаться выяснить, как он относится к перспективе создания отношений с противоположным полом, как планирует будущее своё существование в социуме. В третьей картине Егор уже использовал практически всё пространство песочницы, оставив свободными только нижние углы (он строил картину, стоя со стороны фигурки спортивного автомобиля). На этот раз Егор разгладил песок, делая это неторопливо и аккуратно. Цветовое решение осталось такое же, как и в первой картине. Были использованы те же фигурки и в том же количестве. Чётко обозначился центр – дом+денежное дерево+фигурка домашней птицы. Прослеживаются две диагонали: дом – мотоцикл и дом – женщина в голубом и дерево. На этот раз фигурки ставил уверенно и быстро, как будто готовился и продумал всё заранее. Все фигурки расположены вокруг центра – локации «Дом» (дом+денежное дерево+домашняя птица) Появилась динамика – машина и мотоцикл повёрнуты в сторону от дома, камушки, до этого аккуратно выложенные в обрамлении дорожки, теперь якобы небрежно обозначают сильно утончённую связь между эротическим подтекстом образа мотоцикла и домом. Уровень символизма, на мой взгляд, ближе к реальности, хотя в недостаточности символообразования я Егора не упрекаю. Символическое содержание очень схоже с первой картиной, я так думаю. В процессуальном контексте можно сказать следующие предположения: - появились ресурсы: фигура матери (женщина в голубом) и мотоцикл (эротический вектор) разнесены довольно далеко от дома, около матери стоит пальма – локация, которую Егор отвел себе для отдыха от забот насущных; - «денежное дерево и домашняя птица рядом с домом могут символизировать достаток в доме, желание обустроить себе достойный быт; - машина символизирует, на мой взгляд, сферу профессиональной деятельности Егора; - в целом картина производит приятное впечатление на меня, чувствую желание Егора меняться и чувствую, что для этого у него достаточно ресурсов. - обнадёживает тот факт, что произошёл контакт с песком, что может говорить об уменьшении страха заглянуть в себя поглубже. Теперь можно и подвести некоторые промежуточные итоги. В результате интегративного применения метода «sand-play» при психологическом консультировании Егора мы имеем на сегодняшний момент такие вот результаты: - Егор отказался от полного воздержания, мастурбирует однократно один раз в неделю; - Он уехал от матери в свою квартиру, сделал там ремонт; - удалил все старые телефоны, порно-ролики, выбросил всю подобную литературу - ходит 3 раза в неделю в спортзал; - записался и посещает школу танцев; - резко ограничил себя в употреблении алкоголя; - думает о начале занятий психологией; Теперь уже можно начинать с ним работу по строительству отношений с женщинами. Если он этого захочет, конечно. Спасибо за внимание. Андрей Пулин, семейный психолог, тренер EAHP, песочный терапевт
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|