|
"Полноценность жизни" - как внутреннее состояние и фокус психологаАвтор статьи: Сон Михаил Александрович
Под «полноценной жизнью» мы понимаем не наличие благ, материального достатка или открытых возможностей для реализации личного потенциала, а самоощущение себя, как проживающего свою собственную жизнь такой, какая она есть и принимающего персональную жизнь, такой, какая она есть. Это не означает, что в данном самоощущении нет амбиций, целей, планов или желаний. Но они не стоят впереди, то есть потенции к деятельности человека – не являются основой или фундаментом «полноценной жизни», но могут являться сопутствующим её проявлением, а не деятельностью которую можно охарактеризовать, как постоянным «насилием себя» или «деланием того, чего на самом деле не хочется делать». Но даже в последних примерах деятельности можно ощущать «полноценность жизни», что только доказывает, что потенции к деятельности – не есть главное. Данная позиция ставится в противовес западного образа жизни современного человека, ключевыми словами которыми являются: успех, достижение, эффективность, гармоничность, целеполагание и т.п. Поскольку «полноценность жизни» это прежде всего самоощущение, то стоит определить какое это самоощущение. И фундаментальное переживание – это ощущение самоценности. Само-ценность не совсем тоже самое, что Само-оценка. Оно предполагает внутреннюю опору на безусловный факт своей ценности живого человека, который в отличии от само-оценки не нуждается ни в каком оценивании. То есть «я есть», а значит меня можно любить просто за то, что «я есть», а не только за то, что «я делаю». Но главнее – что «Я-сам» могу себя любить просто за то, что Я живу. Другими словами самоценность – это ощущение и искреннее признание ценности своей жизни, как таковой. Отсюда и фундамент «полно-ценности жизни» и прежде всего своей собственной. Поскольку мы знаем, что в основе у наших клиентов лежат неразрешенные жизненные дилеммы, которые накладываются и на характер личности и на типологию личности, паттерны поведения , копинг-стратегии (и зачастую их задают), то в классическом смысле мы сперва можем помогать решать проблему клиента (симптоматическую, эмоционально-волевую, когнитивную и т.д.), но в экзистенциальной призме – это может уводить нас от реальной личности клиента и того, как он целиком проживает свою жизнь, и того как он ощущает себя не только в проблеме, но и внепроблемы. Уводить от реальной личности клиента – означает жестко фокусироваться на чём-то одном: тип личности, механизмы защиты, акцентуацию личности, паттерны поведения как физические, эмоциональные так и мыслительные, способы построения и избегания контакта и т.д., и соответственно накладывать на замеченное (или явно выпирающее, или явно «зарытое») концептуализацию и стратегию консультирования/сопровождения/лечения. Поскольку в зависимости от подхода у нас «замеченное» будет разным, то соответственно будут разные и воззрения на проблему клиента. Или другими словами – наши личные фантазии о клиенте, и о проблеме клиента. Экзистенциальный подход предлагает задавать себе несколько вопросов, чтобы возвращаться к реальному человеку, а не к «нашим фантазиям»:
Это вечное возвращение в «здесь и теперь», что характерно для гуманистического подхода, и возвращение к «самому себе (в здесь и теперь)», что характерно для подхода экзистенциального и даёт окно к самоценности в практической работе, и возможность подсвечивать данное самоощущение. Другой базис «полноценности жизни» - аутентичное проживание (в экз. терапии: жизнь в ладу «со своей совестью», где совесть – не моральный судья, а про «не обманывать себя», т.е. соответствие с личной внутренней картиной мира). Это выстраивание своей жизни в ладу с самим собой, проблематику которой очень лаконично описал Карл Роджерс:
И третий базис «полноценности жизни» — это собственная чувствительность. Или внутренний ребёнок, термин, который мы долгое время произносим в профессиональных сообществах. Т.е. способность к жизни, спонтанности, ощущениям, витальности и т.п. И он по моему мнению важнее, чем осмысленная жизнь. То есть смыслы не лежат в основе данного самоощущения, но могут так же являться его хорошей производной. Мне видится, что эти три фактора являются основной к самоощущению «полноценной жизни». То есть ощущение проживания жизни так, когда ни один день не проходит «зря» (даже без деятельности). И той базой человека, с которой он может самостоятельно проживать многие кризисы и внезапные жизненные вызовы, при этом не разрушаясь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|