Кто из нас не помнит руссскую народную сказку " Кот, Лиса, Петух"?
Не помню читали ли мне в детстве эту сказку, но я её читала детям множество раз, а вот глубоко задумалась над этой сказкой впервые.
Эта сказка не так проста, как кажется на первый взгляд.
Размышляя о сказке «Кот, петух и лиса» глубже, я поняла, что в этой сказке скрыт код устойчивости к соблазнам и искушениям - прежде всего,устойчивости психологической к различным соблазнам жизни и очарованию соблазнителей.
Три героя сказки
Кот - умный, здравомыслящий, умудрённый опытом выступает в роли родителя (воспитателя, наставника, старшего...).
Петя-петушок - неискушённый скучающий инфант, вроде, и послушный, но каждый раз попадается в лапы лисы из-за своего любопытства, доверчивости и непослушания.
Лиса - манипулятивная, ласковая,льстивая,хитрая, красиво поёт, знает слабые места петушка, целеустремлённая, любого заболтает и уговорит. Именно таким и видится соблазнитель, который может сбить с пути истинного.
Сделав все домашние дела, Петя - петушок усаживался на жёрдочку ждать кота - ну, скучно же сидеть дома и ждать. Каждый день одно и то же, а тут и лиса со своим вниманием, лестью и соблазнительными предложениями. Ну, как же не соблазниться и не посмотреть кто там и что там?!
Несмотря на предупреждения Кота «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит», инфант Петя идёт на смертельный риск и наступает на одни и те же грабли три раза. Наверное, потому что знает, что надёжный кот его спасёт и выручит всегда.
Лиса в этой сказке выступает не только как искусительница, но и как социальный тренер для Пети-петушка, который пробует выйти за границы привычного общения и получает свои шишки и жизненный урок, приобретая опыт.
Жизненные аналогии с сюжетом сказки, с ролевым поведением героев так и напрашиваются сами собой: подросток и социум, ребёнок и педофил, человек и реклама, человек и запреты...
Например, для подростка в качестве искусителей-соблазнителей часто выступают одноклассники, приятели- ровесники. Реклама, неформальное общение, авторитеты-кумиры и групповое взаимодействие затягивает и очаровывает - хочется попробовать что-то новое, неизведанное,идти наперекор родительским установкам, получить свой новый опыт, почувствовать себя взрослым, наконец.
И очень важно, чтобы в этот момент рядом с подростком находился взрослый, который выступал бы в роли мудрого кота-родителя. Важно, чтобы у подростка и взрослых, которые рядом с ним уже сформировались к этому моменту доверительные отношения и родитель просветил его какие соблазны могут подстерегать подростка, предупреждать о возможном вреде, а также дать ему возможность принять решение самостоятельно.
Формирование нравственного иммунитета к соблазнам, умение распознавать понятия добра и зла, видеть под маской добродетели истинное лицо и намерения, отслеживать свои истинные желания - это мои желания или чужие, навязанные мне, анализировать последствия своих действий и нести за них ответственность - вот такие не детские смыслы несёт детская сказка "Кот, Петух и Лиса".
Как же мы можем пользоваться этими смыслами в своей жизни?
1. Слушать себя, а не внешних «сбивателей» с пути истинного - это трудно, но возможно.
2. Благодарить всех и вся за приобритённый жизненный опыт - каждый человек, пришедший в нашу жизнь, может быть учителем, социальным тренажёром.
3. Интегрировать очередной опыт и идти дальше по жизни, не наступая на одни и те же грабли.
Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам УРОК!