Сказ о том "Как Треугольник Карпмана равнодушие породил" (то ли ложь, то ли намёк)

Автор статьи: Сергей Авдеев

Я с детства не люблю осторожность. Когда не она нам служит, а человек ей. «Не бегай», «Туда не ходи», «Сюда не залазь», эти и подобные окрики в детстве у некоторых родителей были выражением их осторожности. Вместо того, чтобы научить ребенка бегать, лазать, экспериментировать – его активность и любознательность приносились в жертву этой осторожности.

Эта гиперосторожность, в большинстве случаев, объяснима – есть страх не справиться с последствиями, есть лень самому быть активным и любознательным, есть слепое следование общепринятым правилам воспитания.

Один из неприятных результатов взаимодействия ребенка с такими родителями в том, что постепенно он научается быть таким же «осторожным».

И когда такой ребенок, уже будучи взрослым, вдруг знакомится с треугольником Карпмана (Преследователь – Жертва – Спасатель), то находит шикарную возможность для проявления своей сверхосторожности.

Отзывчивость? Человечность? Помощь, когда не просят? Это же Спасательство, это от Лукавого! Да, и как я буду выглядеть в глазах других, в своих собственных глазах, если (по своему выбору!) (даже на время, а не на всю жизнь!) решу просто от бессилия опустить руки и пожалеть себя, либо захочу кому-либо помочь без его запроса или хотя бы предложить помощь, либо если стану агрессивным и злым, чтобы сдвинуть с места себя/его/её? Нет, лучше в это дело не лезть, не помогать, не поддерживать, не участвовать, проходить мимо – не быть Спасателем! - спокойно ожидая, когда упавший сам найдет в себе силы подняться и сформулировать запрос на помощь.

Треугольник Карпмана, это всего лишь инструмент. Для понимания происходящего. Для выстраивания стратегии своего поведения. Инструмент серьезный, иногда с нелицеприятной стороны раскрывающий собственные поступки, обнажающий мотивы других людей. Это, как большие деньги – с одной стороны, испытание, с другой стороны инструмент. Кто-то пользуется, а кто-то обходит стороной.

Но, в арсенале еще есть и осторожность, сопровождающаяся страхом экспериментировать, не справиться с последствиями своих экспериментов, ленью, слепым следованием за правилами и тенденциями. И эта осторожность, после получения знаний о «Преследователе-Спасателе-Жертве», может легко сделать нас равнодушными в своей «осознанности». Вместо обучения тому, как свободно пользоваться этим инструментом, например, осознанно входить в эти роли и выходить, по своему решению. Легче включить осторожность и больше в эти роли «Не лезть», «Не ходить», «Не пробовать», «Не исследовать

Ну, это может быть только я вижу эту нарастающую тенденцию «чур меня чур – держусь подальше от ролей этого треугольника». Но я её замечаю – как «стоит человек в окне 5-го этажа», вы задумываетесь о том: «А не помочь ли ему?», а вам начинают задавать вопросы:
- Чего вы суетитесь, от него же не было запроса?!
- А, зачем вы хотите помогать, когда не просят?
- Зачем вообще вы ходите по этой улице?
- Кажется, это у вас проблемы, если хотите помочь незнакомому человеку…
- Этот человек напоминает вам кого-то в детстве? Может, нужно спасать вас, а не его?
- Он просто манипулирует всеми и вами, он хочет, чтобы вы стали Спасателем, взяли на себя ответственность за его жизнь. Разве вы хотите, чтобы вами манипулировали?
- ……

Что делать? Ответа общего нет. Решение может быть найдено применительно к конкретной ситуации.



Просмотров: 549
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Когда учитель не может помочь или кому и зачем нужен нейропсихолог
  • Как помочь человеку, когда он не может ответить сам на вопросы?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Как помочь себе справиться со страхом чего-либо. Упражнение для взрослых
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Три основные роли в дисфункциональных отношениях. Треугольник Карпмана: Жертва-Тиран-Спасатель.
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Вы НЕ хотите слишком многого - рядом с вами просто НЕ ваш человек
  • “Как быть, когда есть бессилие что-то изменить?”
  • Треугольник Карпмана. Преследователь. Спасатель. Жертва
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • В отношениях все может быть просто и легко
  • Треугольник Карпмана. Один и тот же человек?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Сказка про пьяные вишни. Когда трезвость становится в тягость, что делать чтобы не опустить руки?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь