|
Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьиАвтор статьи: Драгилева Наталья Анатольевна
Большинство из нас родились в семье и прожили в ней минимум до совершеннолетия. И каждый из нас в определенные моменты жизни задает себе приблизительно такие вопросы: - Как нам жилось в родительской семье все это время? - Какими были отношения с родителями, братьями, сестрами? - Какие отношения были между самими родителями? - Хорошо ли мне было в этой семье или я ждал совершеннолетия, чтобы поскорее уехать? Семья закладывает все основы физического и психического здоровья, формирует мировоззрение. Семья организует жизнь человека в целом. Каждый имеет право на теплые и доверительные отношения, и если нам нужна поддержка, хочется иметь того, на кого мы можем опереться в трудные минуты нашей жизни, а такие минуты наступают у всех и всегда. И этот кто-то может быть родитель, который всегда тебя примет, ошибся ли ты, оступился или потерял жизненные ориентиры. Но чтобы иметь такой тыл и поддержку, мы должны знать законы развития семьи, чтобы вовремя исправить ситуацию, если что-то пошло не так, чтобы обрести собственную силу. Согласно закону развития, каждая семья должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи – последовательность стадий, которые проходит любая семья. Семья как система должна создаться и завершиться, так же как человек должен родиться и умереть. Итак, стадии жизненного цикла семьи: 1. Монада – это одинокий, финансово самостоятельный молодой человек(девушка), живущий отдельно, реализует правила, усвоенные им в родительской семье, проверяет их на приктике, а так же вырабатывает свои, полученные из нового опыта жить самостоятельной взрослой жизнью. Это - очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития будущей семьи. 2. Диада - молодой человек начинает встречаться с девушкой и вступает с ней в брак. Это - первый нормативный кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Цель этой стадии - обозначить границы своей семьи, организовать правила и наладить общение. Решаются обычно следующие вопросы: - кто берет на себя ответственность за все, что происходит в семье; - как партнеры выражают любовь друг к другу; - как распределяются обязанности в семье; - как решаются вопросы, связанные с согласованием взаимных ожиданий и приспособлением друг к другу, и меняющимся обстоятельствам; Если этого не происходит, то отношения становятся проблемными, происходят частые конфликты, которые тяжело гасятся. Главная задача диады: пройти нормативный кризис -два человека должны начать действовать согласованно, для того чтобы стали возможны получение удовольствия от брака и безболезненный переход к следующей стадии, когда рождается ребенок. 3. Триада – рождение ребенка, на одного члена семьи прибавилось. Теперь партнеры не только муж и жена, а еще мама и папа. Конечно, безболезненный переход невозможен, появляется много новых задач, ролей и обязанностей. Это очередной нормативный кризис семьи. Задача этой стадии: опять передоговариваться, потому что должны измениться функции и обязанности супругов. Возникают следующие вопросы: - кто за что отвечает в процессе выращивания и воспитания ребенка? - кто, как, кому помогает? Вплоть до решения вопроса, кто к нему ночью встает? И так далее, и так далее И если партнеры не наладили диалог на предыдущей стадии, представьте, что с ними будет происходить… Допустим, супруги прошли и этот кризис, они всё решили, и ребенок у них растет. Кризис пройден. 4. Рождение второго ребенка и последующих детей. Начинаются новые проблемы, новый кризис. Новорожденный ребенок выталкивает старшего из уютного домика родительской любви, в этот момент начинается ревность и соперничество детей. Это новая задача для партнеров. Задачи этой стадии: - наладить отношения между детьми - выработать иерархию (кто в доме главный) - выработать правила А если не решены задачи предыдущей стадии, если до сих пор взрослые не договорились… У детей на этом фоне начинаются разнообразные проблемы – физические и психические. 5. Дети выходят во внешний мир - детский сад, школа. Как проверить семью на эффективность воспитания ею детей и правил, которые они получают? Если ребенок идет в школу и справляется со всеми школьными требованиями, семья функциональна, т.е. задачи всех стадий выполнены. Если ребенок не справляется с этими требованиями, значит, семья дисфункциональна, задачи не выполнены, что влечет за собой ряд проблем: неуспеваемость в школе, частые болезни… 6. Подростковый кризис. Задача подростка: - исследовать мир - понять что-нибудь про себя: Кто я? Куда иду? Зачем? Узнать, найти какие-то новые модели жизни ребенок может, только уйдя за пределы семьи. Он может легко это сделать, если в семье надежный тыл. И если в семье большой уровень безопасности(«иди, сын(дочь), мы за тебя): он идет - рискует – приходит и реанимируется в семье, семья дает ему эти возможности. Это функциональная модель, которая успешно прошла задачи предыдущих стадий. Но часто бывает, что взрослые не решают задачи стадий и тянут свои проблемы из одной стадии жизненного цикла в другую. Такой семье трудно создать ребенку надежный тыл, потому что за время жизни ребенок стал выполнять определенные функции в семье. Например, если подросток стал медиатором между своими конфликтующими родителями, или маминым «дружочком», или папиной «подружкой», шансов покинуть семью у него практически нет. И далее круг замыкается порочным образом. Подросток должен повзрослеть и стать самостоятельным независимым молодым человеком, о чем мы говорили ранее, чтобы начать новый жизненный цикл развития своей новой семьи. Но, с нерешенным багажом проблем его родительской семьи, даже если он и создает свою семью, даже если физически отделяется, все равно эмоциональные проблемы будут переходить в его семью, и тянуться из поколения в поколения. Если родители проходят через все вышеописанные стадии жизненного цикла, то, достигнув определенного возраста, происходит отделение ребенка от семьи, он становятся эмоционально и физически независимыми и начинает свой жизненный путь. Ребенок и родители остаются в близких, родственных отношениях, любят друг друга, но это не отношения маленького ребенка с родителями, это, скорее, дружеские равные партнерские отношения. И тогда у супружеской пары есть шанс остаток жизни провести в заботе друг о друге, получая удовольствие от общения друг с другом, делая совместно какие-то дела – «пожить для себя» что называется. 7. Это стадия «опустевшего гнезда». Задача этой стадии: отпустить детей во взрослую самостоятельную жизнь, поработать над собой, над построением отношений со своим партнером, чтобы у детей было хорошее будущее, чтобы старость не тяготила, а приносила радость. 8. И тогда, когда умирает один из партнеров (это стадия завершающая цикл), тоска по нему не разрушает личность другого, а дает силы достойно доживать до положенного конца. А на какой стадии жизненного цикла находитесь вы? Как вы себя чувствуете в своих семейных отношениях? Что можно сделать прямо сейчас, чтобы цикл проблем не замыкался? На какие вопросы нужно ответить, чтобы прервать цепочку повторяющихся ситуаций, передающихся из поколения в поколение? У каждого из нас есть шанс сделать по-другому, нужно только рискнуть и увидеть этот шанс… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|