Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи

Задачи семьи и их решение Стадии жизненного цикла семьи

Большинство из нас родились в семье и прожили в ней минимум до совершеннолетия.  И каждый из нас в определенные моменты жизни задает себе приблизительно такие вопросы:

- Как нам жилось в родительской семье все это время?

- Какими были отношения с родителями, братьями, сестрами?

- Какие отношения были между самими родителями?

- Хорошо ли мне было в этой семье или я ждал совершеннолетия, чтобы поскорее уехать?

Семья закладывает  все основы физического и психического здоровья, формирует мировоззрение. Семья организует жизнь человека в целом.

Каждый имеет право на теплые и доверительные отношения, и если нам нужна поддержка, хочется иметь того, на кого мы можем опереться в трудные минуты нашей жизни, а такие минуты наступают у всех и всегда. И этот кто-то может быть родитель, который всегда тебя примет, ошибся ли ты, оступился или потерял жизненные ориентиры.

Но чтобы иметь такой тыл и поддержку, мы должны знать законы развития семьи, чтобы вовремя исправить ситуацию, если что-то пошло не так, чтобы обрести собственную силу.

Согласно закону развития, каждая семья должна пройти свой жизненный цикл.

Жизненный цикл семьи – последовательность стадий, которые проходит любая семья. Семья как система должна создаться и завершиться, так же как человек должен родиться и умереть.

Итак, стадии жизненного цикла семьи:

 1. Монада – это одинокий, финансово самостоятельный молодой человек(девушка), живущий отдельно, реализует правила, усвоенные им в родительской семье, проверяет их на приктике, а так же вырабатывает свои, полученные из нового опыта жить самостоятельной взрослой жизнью. Это - очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития будущей семьи.

 2. Диада - молодой человек начинает встречаться с девушкой и вступает с ней в брак. Это - первый нормативный кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить.

Цель этой стадии - обозначить границы своей семьи, организовать правила и наладить общение. Решаются обычно следующие вопросы:

 - кто берет на себя ответственность за все, что происходит в семье;

- как партнеры выражают любовь друг к другу;

- как распределяются обязанности в семье;

- как решаются вопросы, связанные с согласованием взаимных ожиданий и приспособлением друг к другу, и меняющимся обстоятельствам;

Если этого не происходит, то отношения становятся проблемными, происходят частые конфликты, которые тяжело гасятся.

 Главная задача диады: пройти нормативный кризис -два человека должны начать действовать согласованно, для того чтобы стали возможны получение удовольствия от брака и безболезненный переход к следующей стадии, когда рождается ребенок.

 3. Триада – рождение ребенка, на одного члена семьи прибавилось. Теперь партнеры не только муж и жена, а еще мама и папа. Конечно, безболезненный переход невозможен, появляется много новых задач, ролей и обязанностей. Это очередной нормативный кризис семьи.

 Задача этой стадии:  опять передоговариваться, потому что должны измениться функции и обязанности супругов.

Возникают следующие вопросы:

- кто за что отвечает в процессе выращивания и воспитания ребенка?

- кто, как, кому помогает? Вплоть до решения вопроса, кто к нему ночью встает?

И так далее, и так далее

 И если партнеры не наладили диалог на предыдущей стадии, представьте, что с ними будет происходить…

Допустим, супруги прошли и этот кризис, они всё решили, и ребенок у них растет. Кризис пройден.

4. Рождение второго ребенка и последующих детей. Начинаются новые проблемы, новый кризис.

Новорожденный ребенок выталкивает старшего из уютного домика родительской любви, в этот момент начинается ревность и соперничество детей. Это новая задача для партнеров.

Задачи этой стадии:

- наладить отношения между детьми

- выработать иерархию (кто в доме главный)

- выработать правила

А если не решены задачи предыдущей стадии, если до сих пор взрослые не договорились… У детей на этом фоне начинаются разнообразные проблемы – физические и психические.

5. Дети выходят во внешний мир - детский сад, школа.

Как проверить семью на эффективность воспитания ею детей и правил, которые они получают? Если ребенок идет в школу и справляется со всеми школьными требованиями, семья функциональна, т.е. задачи всех стадий выполнены. Если ребенок не справляется с этими требованиями, значит, семья дисфункциональна, задачи не выполнены, что влечет за собой ряд проблем: неуспеваемость в школе, частые болезни…

6. Подростковый кризис. 

Задача подростка:

- исследовать мир

- понять что-нибудь про себя: Кто я? Куда иду? Зачем?

Узнать, найти какие-то новые модели жизни ребенок может, только уйдя за пределы семьи. Он может легко это сделать, если в семье надежный тыл. И если в семье большой уровень безопасности(«иди, сын(дочь), мы за тебя): он идет - рискует – приходит и реанимируется в семье, семья дает ему эти возможности. Это функциональная модель, которая успешно прошла задачи предыдущих стадий.

 Но часто бывает, что взрослые не решают задачи стадий и тянут свои проблемы из одной стадии жизненного цикла в другую. Такой семье трудно создать ребенку надежный тыл, потому что за время жизни ребенок стал выполнять определенные функции в семье.

Например, если подросток стал медиатором между своими конфликтующими родителями, или маминым «дружочком», или папиной «подружкой», шансов покинуть семью у него практически нет. И далее круг замыкается порочным образом.

Подросток должен повзрослеть и стать самостоятельным независимым молодым человеком, о чем мы говорили ранее, чтобы начать новый жизненный цикл развития своей новой семьи. Но, с нерешенным багажом проблем его родительской семьи, даже если он и создает свою семью, даже если физически отделяется, все равно эмоциональные проблемы будут переходить в его семью, и тянуться из поколения в поколения.

Если родители проходят через все вышеописанные стадии жизненного цикла, то, достигнув определенного возраста, происходит отделение ребенка от семьи, он становятся эмоционально и физически независимыми и начинает свой жизненный путь.

Ребенок и родители остаются в близких, родственных отношениях, любят друг друга, но это не отношения маленького ребенка с родителями, это, скорее, дружеские равные партнерские отношения. И тогда у супружеской пары есть шанс остаток жизни провести в заботе друг о друге, получая удовольствие от общения друг с другом, делая совместно какие-то дела – «пожить для себя» что называется.

7. Это стадия «опустевшего гнезда».

 Задача этой стадии: отпустить детей во взрослую самостоятельную жизнь, поработать над собой, над построением отношений со своим партнером, чтобы у детей было хорошее будущее, чтобы старость не тяготила, а приносила радость.

 8. И тогда, когда умирает один из партнеров (это стадия завершающая цикл), тоска по нему не разрушает личность другого, а дает силы достойно доживать до положенного конца.

А на какой стадии жизненного цикла находитесь вы? Как вы себя чувствуете в своих семейных отношениях? Что можно сделать прямо сейчас, чтобы цикл проблем не замыкался? На какие вопросы нужно ответить, чтобы прервать цепочку повторяющихся ситуаций, передающихся из поколения в поколение? У каждого из нас есть шанс сделать по-другому, нужно только рискнуть и увидеть этот шанс…



Просмотров: 627
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как наладить отношения в семье или что делать, если появилась привычка в отношениях?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Повторение жизненного сценария родительской семьи, в семье клиента. Работа с этим.
  • Что делать, если муж ушел в запой? Как убрать привязку к прошлой семье? Хочу, чтобы муж давал деньги
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Как любовницы «помогали» сохранять отношения в семье и как все это проявится во время карантина
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Ошибки женщин на стадии выбора мужчины для создания семьи.
  • Как быть и что делать если у вас в семье появился инвалид или тяжело больной.
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Что влияет на «жизненный цикл» семьи?
  • Если в семье шопоголик / Как сохранить семью или когда лучше развестись - фрагмент 14
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Кукушки среди нас или Как жить семье, если мама ушла?..
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Герой семьи: «Если не я, то кто»?
  • Что разрушает семью и отношения? Как это исправить?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь