|
Жизненный цикл семьиАвтор статьи: Савостина Мария Александровна
15 мая отмечается Международный День семьи. Для большинства из нас семья – одна из самых больших ценностей, источник большинства радостей и горестей, удовольствий и тревог. Мы, как правило, даже в зрелом возрасте сильно зависим от родительской семьи – от жизненных сценариев и правил, по которым она жила, от переданных нам в детстве установок, от прошлых и нынешних отношений с нашими родными и близкими… Семьи, как и люди, бывают очень разные, и о понятии нормы здесь можно говорить лишь условно. Однако существуют признаки, по которым специалисты могут судить о "здоровье" семьи… Я уже писала о том, что такое дисфункциональная семья и о том, какие роли могут играть в ней дети. В этот раз я решила рассказать о стадиях, которые проходит почти каждая "здоровая" семья, и о задачах, которые она решает в различные периоды своей жизни. Семья, как любой организм, меняется и развивается на протяжении всего своего существования. И на каждом этапе развития части этого организма (члены семьи) выполняют определённую миссию. Итак, Стадии развития семьи: 1. Стадия монады(самостоятельный человек до вступления в брак) Задачи, решаемые на данной стадии: А) Формирование идентичности (жизненный и профессиональный выбор в том числе) Б) Достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей В) Занятие адекватного возрасту статуса; развитие навыков ухаживания и привлечения партнёра.
2. Стадия диады (молодая семья) Задачи, решаемые на данной стадии: А) баланс близости/отдалённости, разрешение конфликта между личными и семейными потребностями; Б) решение проблемы семейной иерархии, деление сфер ответственности; В) соглашения и границы по самым разным вопросам (от ценностей до привычек) Г) Установление отношений с расширенной семьёй Д) Установление границ общения с друзьями и родственниками.
3. Стадия триады (рождение ребёнка) Задачи, решаемые на данной стадии: А) баланс близости/отдалённости в треугольнике мать-отец-ребёнок; Б) снова нужно решить проблему семейной иерархии, разделить сферы ответственности; В) соглашения по вопросам ухода за ребёнком, воспитания; Г) поощрение роста ребёнка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета; Д) согласование личных и семейных целей.
4. Семья школьника Задачи, решаемые на данной стадии: А) перераспределение обязанностей (кто отводит в школу, помогает с уроками, посещает родительское собрание и т.д.); Б) развитие навыков общения с внесемейными институтами (учителя, директор, кружки и т.д.).
5. Семья подростка Задачи, решаемые на данной стадии: А) перераспределение автономии и контроля между родителями и подростком; Б) изменение типа родительского поведения и ролей; В) подготовка к уходу подростка из дома.
6. Семья как «стартовая площадка» для ребёнка Задачи, решаемые на данной стадии: А) эмоциональное отделение ребёнка от семьи Б) корректный уход из семьи при сохранении связей В) для ребёнка – см. задачи стадии монады.
7. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию Задачи, решаемые на данной стадии: А) пересмотр супружеских взаимооотношений Б) пересмотр распределения обязанностей В) функциональное заполнение свободного времени Г) адаптация к уходу на пенсию.
Если в семье больше одного ребёнка, то с каждым из них семья заново переживает те же этапы, что и с первенцем, и решает те же самые задачи. Разумеется, это лишь обобщённое представление о том, какой путь проходит семья от момента своего создания до того момента, как выросшие дети покидают родительский дом и создают собственные ячейки общества. Это процесс, как вы наверняка заметили, цикличен. Так же, как и многие изменения, происходящие за время жизни с каждым отдельным живым существом и с целыми биологическими видами (помните, наверное, из школьной программы про онтогенез и филогенез?).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|