|
Семья гиперактивного ребёнкаАвтор статьи: Серегина Ирина Николаевна
За последние 10 лет неизменно растёт количество детей, страдающих различным сочетанием двигательной расторможенности, импульсивности, невнимательности, повышенной отвлекаемости. После множества изменений терминологии этого заболевания специалисты остановились на названии, более точно отражающем его сущность: «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ), а также определили степени его выраженности: лёгкая, средняя и тяжелая степень СДВГ [1; 2]. Если в дошкольном возрасте у детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. Когда говорят «дефицит внимания», то под этим понимают неспособность сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени. Ребёнок не только неспособен завершить поставленную задачу, но и небрежен в ее выполнении. На уроке он не может работать вместе со всем классом, он плохо запоминает инструкцию учителя. Известно, что внимание является одной из важнейших психических функций, обеспечивающих успешность обучения. Также у таких детей отмечают нарушения памяти, сниженную умственную работоспособность, повышенную утомляемость. Уже в конце первого полугодия обучения гиперактивные дети заметно отстают в учебе от других школьников. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства становятся причиной неудач ребёнка, негативного отношения к себе как в школе, так и дома [2; 3; 4]. Акцентируя наше внимание на семье ребёнка, страдающего СДВГ, необходимо отметить, что такая семья является созависимой, особенно мать. Все тяготы воспитания, как правило, ложатся на её плечи. Постоянные жалобы на ребёнка, которые мать выслушивает от посторонних, а иногда и от отца ребёнка, на то, что он невоспитанный или вообще какой-нибудь ненормальный, приносят ей большие страдания и психофизическую усталость. Такое состояние занижает ее самооценку, провоцирует возникновение депрессивных состояний, возникают мысли о безвыходности сложившейся ситуации. Или, она становится агрессивной, наказывает ребёнка физически, обвиняет своего супруга в том, что ребёнок «пошёл» в него или его родственников. В семье возникают постоянные ссоры, скандалы и т. п. Рассматривая внутрисемейные отношения и взаимодействия в семье, где растут дети, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности, было выделено несколько типов семей: - Семья, изучающая проблему СДВГ, принимает ребёнка таким, какой он есть. Обращается за помощью к специалистам. - Семья, понимающая проблему, но перекладывает ответственность за воспитание ребёнка с СДВГ на других (детский сад, школу и т. д.). Не обращается за помощью к специалистам или обращается, но не выполняет рекомендации. - Семья, не понимающая проблему СДВГ, не принимает ребёнка таким, кокой он есть. Игнорирует помощь специалистов. В нашем исследовании рассматриваются семьи полные (мать, биологический отец или отчим) и неполные семьи, а также их отношение к проблеме своего ребёнка, страдающего СДВГ. 1. Семья, изучающая проблему СДВГ. Известно, что в происхождении синдрома дефицита внимания и гиперактивности играют роль генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга и психосоциальные факторы, а также воздействие нескольких факторов, влияющих друг на друга. Поэтому возможно уже в раннем детстве определить группу «риска» детей, у которых может сформироваться данный синдром. А когда диагноз ребёнку уже поставлен, родители данного типа семьи, по сравнению с другими, более спокойны и выдержаны. Они готовы бороться за своего ребёнка и при необходимости его лечить, изучают специальную информацию о навыках обращения с такими детьми. Тем не менее, и в этих семьях проблема воспитания детей, страдающих СДВГ, в большей степени ложится на плечи матери. Она проводит с ребёнком практически всё время, устает и физически, и психологически не только от ребёнка, но и от других забот, однако находит в себе силы контролировать своё эмоциональное состояние и правильно воспитывать ребёнка. Говоря о благополучной семье, в которой растёт ребёнок, страдающий СДВГ, мы предполагаем, в большей степени, благополучие эмоциональное. Выдержанный и спокойный отец, терпеливая мать, терпеливые сёстры и братья. Правильный подход к воспитанию, повышенное внимание, любовь и ласка, а также обладание специальными навыками обращения с детьми, страдающими СДВГ. Результаты работы с такой семьёй определяют снижение проявлений симптомов СДВГ у ребёнка, а в некоторых случаях развитие болезни останавливается. Семья, изучающая проблему СДВГ, — это семья благополучная, которая принимает ребёнка таким, какой он есть. В этой семье хороший эмоциональный контакт между всеми членами семьи. Подготовка ребёнка к детскому саду и школе проходит в соответствии с особенностями детей с СДВГ. Всё это определяет комплексный подход в сопровождении ребёнка, страдающего синдромом дефицита внимания и гиперактивности на раннем этапе его развития. И когда эти дети приходят в детский сад или школу, процесс адаптации проходит более благоприятно. 2. Семья, перекладывающая ответственность за воспитание ребёнка с СДВГ на других (на родственников, детский сад, школу и т.д.). Как было сказано ранее, синдром дефицита внимания и гиперактивности — это семейная проблема. Однако отношение к этой проблеме во всех семьях разное, поэтому и возникла необходимость определения типа семьи, в которой воспитывается ребёнок с СДВГ. Данная необходимость характеризуется установкой семейного отношения к проблеме развития СДВГ, ее понимания, желания и возможности бороться с болезнью и помочь ребёнку. Что позволяет специалистам определить стратегию и методы сопровождения ребёнка в семье. Говоря о семье, понимающей проблему СДВГ, но перекладывающей ответственность за воспитание больного ребёнка на других, нельзя сказать, что она неблагополучная. Однако если мы рассматриваем её в модели комплексного сопровождения, где семья играет основную роль и берёт на себя ответственность за воспитание, возможность лечения ребёнка с СДВГ в тесном сотрудничестве со специалистами, то данную семью по отношению к проблеме развития СДВГ считать благополучной нельзя. В семье, относящейся к данному типу, родители склонны обвинять друг друга, перекладывать ответственность за воспитание ребёнка, страдающего СДВГ, друг на друга или на бабушек, обвинять в плохом отношении к ним педагогов и отсутствии правильных методов в работе с их детьми в детском саду или школе. Психологическая обстановка в семье носит напряженный характер. В большей степени преобладают негативные эмоции по отношению друг к другу. Когда мать понимает проблему и при этом ничего не предпринимает, у нее развивается внутренний конфликт, эмоциональная лабильность, агрессивность. Она также является созависимой, устает физически и психологически. В условиях, когда мать находится в постоянном нервном возбуждении, конфликтуя с ребёнком и со всеми кто его окружает, у нее развивается невропатология (неврозы и др.), которая способствует развитию у ребёнка более тяжёлой степени СДВГ. Ребёнок находится под постоянным «прессом» негативных эмоций, подвергается различного рода наказаниям. На него жалуются в детском саду и школе, его отвергают и не хотят с ним общаться. Если семья полная, то отец (отчим) практически полностью отстраняется от воспитания ребёнка или, наоборот, применяет физическое наказание, порой переходящее в физическое насилие. Постоянные конфликты между членами семьи, причиной которых является гиперактивный (неуправляемый) ребёнок, нередко приводят к её распаду, а ребёнка к социальной дезадаптации. Общение с такими родителями носит сложный характер. Им трудно объяснить, что практически все зависит от семьи и помочь им можно в том случае, когда семья не только понимает проблему, заинтересована в работе со специалистами, в лечении ребёнка, но и выполняет все рекомендации по воспитанию детей с СДВГ, а также понимает необходимость изучения литературы по данной проблеме. Несмотря на сложности, возникающие в работе с такого типа семьёй, помочь в воспитании ребёнка, страдающего СДВГ, возможно. 3. Семья, не понимающая проблему СДВГ. При постановке диагноза (дифференцированное обследование) врачом, как правило, реакция родителей на информацию негативная. По их мнению, ребёнок совершенно нормален, а специалисты склонны преувеличивать. Родители сравнивают сиблингов (сестра, братья) между собой, а также с детьми родственников и знакомых, сравнивают с собой, когда сами были еще детьми. Считают, что в процессе роста ребёнка СДВГ пройдёт. Полученную информацию о заболевании не принимают, изучать литературу отказываются, наблюдать и сопровождать развитие ребёнка в комплексном подходе не соглашаются. Однако спустя два-три года, когда начинаются трудности обучения, трудности в регуляции поведения в старших группах детского сада и начальной школе, когда присутствуют явные признаки социальной дезадаптации, некоторые родители всё-таки приходят за помощью, упустив большой период времени и необходимое лечение СДВГ. В такой семье физическое наказание ребёнка носит стойкий и обязательный характер. Это семья, в которой в большинстве случаев родители не имеют никакого образования, нередко один из членов семьи, возможно, и оба родителя страдают алкоголизмом или ведут асоциальный образ жизни. В связи с поздним обращением к специалистам, если это вообще случается, оказание помощи ребёнку и семье носит сложный характер. В некоторых случаях ребёнку необходима консультация психиатра и, возможно, его сопровождение (наблюдение). У некоторых детей СДВГ сочетается с недержанием мочи (энурез), непроизвольным выделением кала (энкопрез), навязчивым обкусыванием ногтей (онихофагия), нарушением сна и др. А также у них определяется повышенная истощаемость центральной нервной системы, риск психосоматических расстройств. При более тесном контакте с родителями появляется возможность чаще наблюдать ребёнка, корректировать воспитание, по необходимости получать консультации других специалистов. Профилактическая работа даёт возможность свести к минимуму проявление легких симптомов и остановить развитие болезни в более тяжелую форму выраженности.
литературы: 1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. М.: Изд.-во Института Психотерапии, 2001. 45 с. 2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография, СПб: Речь, 2007. 186 с. 3. Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: a handbook for diagnostic and treatment. New York: Guilfred Press. 1990. 4. King R.A., Noshpitz J.D. Pathways of growth // Essentials of child psychiatry. New York. 1991. Vol.2. Не забывайте говорить 👍 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|