Гиперактивные дети (СДВГ).


 Портрет гиперактивного ребенка


Дефицит внимания. Как определить?

- Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях и других видах деятельности.

- Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игры.

- Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
- Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков или домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

- Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

- Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного сохранения внимания..

- Часто теряет вещи(например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги и д.р.)
- Легко отвлекается.
- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Посчитать, сколько признаков соответствуют конкретному ребенку (6 и более)


Гиперактивность

- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

- Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится. Пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях , когда это неприемлемо.

- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
- Часто ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
- Часто бывает болтливым.

Импульсивность:

- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

- Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Посчитать, сколько признаков соответствуют конкретному ребенку (6 и более)
Если в возрасте до 7 лет постоянно в течение полугода проявляются в одном и другом списке хотя бы шесть признаков, педагог или родитель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Немного теории.
“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.
Гиперактивность - совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Он расторможен в отношениях со взрослыми, не умеет играть со сверстниками и не имеет настоящих друзей.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребеног отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается. И ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Они имеют как бы «мерцающее» сознание. Могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При дифицитарной работе вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, что бы оставаться «в сознании». Для того, чтобы сохранить концетрацию внимания, дети применяют адаптивную стартегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, что бы «они сели прямо и не отвлекались». Но эти два требования вступают в противоречие. Если голова и тело неподвижны, у гиперактивных детей снижается уровень активности мозга.
Перечисленные нарушения способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета.
Для таких детей характерны агрессивное поведение и негативизм. В подростковом возрасте такие дети склонны к асоциальному поведению. При всех проблемах таких детей с обучением и взаимоотношениями с окружающими, такие дети имеют нормальный или даже высокий интеллект.
У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.
Пики проявления: 1 год, 3 года, 6-7 лет, 9-10 лет. Потом активность идет на спад
На современном этапе исследования СДВГ считаются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:

•    генетические факторы;
•    повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов;
•    негативное действие внутрисемейных факторов.

Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.
Причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов могут служить недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты, наркотическое отравление плода (например, кокаином) во время пренатального развития, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов. Многие дети с симптомами неспособности к обучению появились на свет при осложненных родах, а среди недоношенных детей эти симптомы обычны.
 Кроме того, у детей, состояние которых диагностируют как дефицит внимания и гиперактивность, приводит к изменениям болевой чувствительности. Такие дети часто не чувствуют боли и, следовательно, не могут сочувствовать другим. Этим объясняется их безжалостное отношение к сверстникам и животным. Они могут ударить, толкнуть, укусить, другим способом проявить агрессию. Кроме того, они способны совершать агрессивные действия и по отношению к себе.
Гиперактивный ребенок нуждается в помощи.

 В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь гиперактивному ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая коррекция.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным.
 Сколько хлопот и неприятностей доставляет гиперактивный ребенок окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает он сам . Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка “отрицательных” черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия:

•    обеспечение родителями и учителями эмоционально-нейтрального развития и обучения;
•    соблюдение режима, достаточное время для сна;
•    обучение по личностно-ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок;
•    соответствующая медикаментозная поддержка;
•    разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей;
•    своевременная нейропсихологическая коррекция.
Таким образом, гиперактивность ребенка является лишь внешним проявлением нарушений его нейропсихологического развития и может возникнуть по причине несформированности или дефицитарности мозговых структур. Прежде всего, возникновение СДВГ связано с недостаточной зрелостью лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария.
Диагностируется данный синдром с началом учебной деятельности.
Психологическая коррекция детей с СДВГ
Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя:
•    растяжки;
•     дыхательные упражнения;
•     глазодвигательные упражнения;
•     упражнения для языка и мышц челюсти;
•     перекрестные (реципрокные) телесные упражнения;
•     упражнения для развития мелкой моторики рук;
•     упражнения для релаксации и визуализации;
•     упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
•     упражнения с правилами.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное напряжение мышц) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц
Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна
^ Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. . Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения.
Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие непроизвольных дополнительных и мышечных зажимов. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.
Рекомендуется начинать работу с ними с индивидуальных занятий, поэтапно включая их в групповую деятельность. Кроме того, для каждого ребенка необходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.

Коррекционно-развивающая работа наиболее эффективна при участии родителей в проведении занятий в группе и дома

Дополнительными приемами, которыми родители могут воспользоваться для коррекции ребенка, могут служить:

1.    Ритмирование правого полушария — занятия ритмикой, хореографией, лыжами, теннисом, верховой ездой.
2.    Активизация работы стволовых отделов головного мозга — плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика.
3.    Развитие межполушарного взаимодействия — восточные единоборства (особенно ушу-таолу), кинезиологические упражнения, вязание.
4.    Снятие импульсивности и гиперактивности — упражнения с песком, водой и глиной; контрастный душ, обливания.
5.    Развитие устойчивости внимания:
•    длительная сортировка и нанизывание бусинок;
•    развитие способности к произвольному переключению внимания — чтение алфавита, перемежающегося со счетом:
а, 1, б, 2, в, 3, г, 4, д, 5, е, 6, ё, 7, ж, 8, з, 9, и, 10, и, 11, к, 12, л, 13, м, 14, н, 15, о, 16, п, 17, р, 18, с, 19, т, 20, у, 21, ф, 22, х, 23, ц, 24, ч, 25, ш, 26, щ, 27, ъ, 28, ы, 29, ь, 30, э, 31, ю, 32, я, 33

• построчное прослеживание взглядом листа и последовательное зачеркивание букв «к» и «р»:
асчкльдркбюжхрьоауйчбъхзрсярбюжшщземавчцбртиаскьлрюдзрьтклюэзьмквуфрнкртчызэюркимрекуырьбдтюхзкртвсчкитьбджзщроктьдзрьнкмасблджюркамиьбюджщгнкптрасмжэзьртимквсакртьоркмитьблркраклшорыцфркмитьорнек
• прослеживание взглядом линии от начала до конца, когда она переплетается с другими линиями (лабиринты).

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

-    проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
-    помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
-   контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

-    повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
-    не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
-    выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
-    для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

-    уделяйте ребенку достаточно внимания;
-    проводите досуг всей семьей;
-    не допускайте ссор в присутствии ребенка,
3. Организация режима дня и места для занятий:

-    установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
-    чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
-    снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
-    оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
-     избегайте по возможности больших скоплений людей;

-    помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
-    организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

 Специальная поведенческая программа:

-    придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
-    не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения проступка;
-    чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако
чувствительны к поощрениям;
-     составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

-    воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
-    не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
-    постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
-    не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
-    не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
-    помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
-    не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
-   объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

-     лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

-    запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
-    прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
-    чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
-    холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;
-    внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

- если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
- если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
- если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.
- если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Желаю вам успеха!

С уважением Татьяна Донцова.                                                                                         





Просмотров: 548
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Рекомендации родителям.
  • Роль диеты в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Как часто носить ребенка на руках
  • Про маму часто болеющего ребенка
  • Ребенок с синдромом дефицита внимания в детском саду.
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Взрослые дети, ухаживая за больными родителями, часто оказываются в социальной изоляции
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Важность развития внимания у ребенка.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Ребенок часто болеет в садике! Что делать?!
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Коррекция гиперактивности и дефицита внимания методом БОС
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Дети и их развитие. То важное, что мы часто упускаем
  • Почему ребенок часто болеет / Психосоматика детских заболеваний
  • СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности).
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Ребенку поставили диагноз СДВГ, гиперактивность, аутизм,задержка психоречевого развития
  • Многоликий Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь