1) Можно ли заподозрить психологические причины частых ОРВИ или осложнений, если ребенок часто болеет?
Да, несомненно психика и физиология человека связаны. Наука, которая изучает эту взаимосвязь, называется психосоматикой. Частые простуды ребенка могут быть связаны с низким уровнем иммунитета, который в свою очередь очень страдает от стресса. Если ребенок стал много болеть, попробуйте найти первопричину: может ребенок перешел в новую школу, или начались проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, а может быть на него взвалена непомерная нагрузка. Также возможно, что ребенок начинает таким образом реагировать на проблемы взаимоотношений родителей.
2) Когда начинать искать причины болезней в детской психологии?
В-первую очередь, когда исключена физиологическая первопричина болезней после прохождения анализов и проверок. Например, у ребенка аллергия, вы прошли все анализы и врачи недоумевают, не находя причин заболевания.
Во-вторых, важно находить взаимосвязь между взаимоотношениями в семье и здоровьем ребенка. Например, если заболевания начались в то время, когда в семье происходили изменения: например, родители на грани развода, или проходят бракоразводный процесс, или в семье у ребенка появляется братик или сестренка, или ребенка на время отправляют жить к бабушке и дедушке (и другим родственникам).
В-третьих, если вы видите, что заболевания обостряются перед значимыми событиями в жизни ребенка: сдачей экзаменов, участием в олимпиаде или каких-либо других соревнованиях
3) Когда этот период можно просто переждать, а когда надо срочно идти к детскому психологу?
Важно не просто переждать период, а дать ребенку недостающее или решить его подсознательный запрос. Например, частые простуды могут быть связаны с недостатком внимания. Попробуйте хотя бы на 10-15 минут перед сном - быть с ребенком: читать сказки, разговаривать с ним, отвечать на вопросы, проявлять ласку.
Во-вторых, если заболевания связаны со страхом неудачи на экзаменах, соревнованиях - важно пересмотреть свои требования и убедить ребенка в том, что вы принимаете и любите его, даже несмотря на неудачи.
Если эти методы не сработали и если заболевания связаны с изменением в семье, то тогда лучше не откладывать походы к психологу. Чем раньше вы обратитесь, тем более эффективной и быстрой будет проделанная работа, и проблемы не уйдут вглубь
4) Что можно сделать кроме похода к психологу?
В первую очередь понять, что за стресс происходит в жизни ребенка и, по возможности, уменьшить стрессовый фактор: например, исключить тот факультатив или кружок, который ребенку не интересен. С детьми младшего возраста: важно будет переговорить с учителем начальных классов для того, чтобы понять его к ребенку и узнать отношение одноклассников. Не бойтесь попросить педагогу оказать поддержку ребенка и дать ему понять, что он всегда может к вам обратиться, если увидит трудности в учебе и поведении.
В свою очередь, подростки могут недоговаривать вам определенные проблемы, например, что их дразнят или у них комплексы по поводу внешности или самоопределения в классе. Тут важно оказать им поддержку взрослого человека, выстроить отношения так, чтобы ребенок Вам доверял.
И конечно же, важно не искать причины только лишь в психосоматике, и найти более квалифицированных врачей. Вообще, если заболевание серьезное, то к нему лучше подходить комплексно, работая как с психологом, так и проходя обследования у врачей.
5) Как вы думаете, насколько сильно психологические причины могут влиять на заболеваемость ребенка и можно ли проводить какую-то профилактику подобного.
Если ребенок не родился с врожденными заболеваниями, и если его болезнь - не наследственность, если это не подверженность вирусу в классе, то влияние эмоций и взаимоотношений на здоровье - достаточно высокое, поэтому в каждом случае нужно начинать не только с лечением лекарствами, но и анализом ситуации.
Хочу добавить также, что во время болезни ребенка нельзя кардинально менять обязанности и разрешать ребенку всё. Тогда на подсознательном уровне он может закрепить: "Я болею, значит родители рядом, значит можно не делать уроки, смотреть мультики и играть в игры". Нужно таким образом продумать график дня, чтобы ребенок понимал, чего он лишается, например: "Если я болею, я не вижусь с друзьями, я не могу играть во дворе и нельзя вкусности - только отварную и полезную еду". Тогда у ребенка будет мотивация побыстрей выздороветь.
6)Что делать для профилактики таких случаев?
В первую очередь, совершенствовать свои знания и следовать рекомендациям врачей по поводу нужных витаминов и добавок. Во-вторых, настраивать ребенка на выздоровление, поддерживать словами: "Ты сильный, умный, красивый, у тебя все получается" Уделять ребенку время, но в то же время учить его уважать ваше время и ваш отдых.
Напоследок, важно не бояться обратиться к детскому, семейному или клиническому психологу для того, чтобы выработать новую модель взаимодействия с ребенком. Здоровья Вам!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.