Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 53 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 54 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 56 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 57 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Психологическая помощь.



Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Психологическая помощь.

     Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность – все это характеристики нормального развития ребенка. И потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, с достаточно высокой такой потребностью, которая достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными или сверхподвижными.

     Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции.

    Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, это часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.

     Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, может складываться впечатление, что с него все «как с гуся вода». О таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Этот факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, т.е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. И сами не испытывая боли в полной мере, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим, не понимают этого.

     Выделяют комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей (по Гонееву А.Д.):

- беспокойные движения в кистях и стопах;

- неумение сидеть на одном месте;

- легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;

- нетерпеливость;

- неумение доводить начатое до конца;

- очень быстрая переключаемость  с одного на другое дело;

- болтливость;

- неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;

- отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;

- спонтанность и необдуманность действий;

- суетливость;

- несформированность праксиса и мелкой моторики;

- малая продолжительность сна и трудности при засыпании.

     Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерна повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность. Свидетельством повышенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходимого для выполнения того или иного задания. Основной характеристикой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность, короткий период работоспособности (5-15 мин) сменяется периодом «отдыха» мозга (3-7 мин). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенок не реагирует на замечания, но внешне остается сосредоточен, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность. Отсюда невозможность работы в общегрупповом режиме.

     Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Можно утверждать, что это  - специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами.

     Пошаговая модель поддержки гиперактивного ребенка (автор – И.П. Брязгунов) включает следующие этапы:

  1. Ежедневно родители ставят перед ребенком конкретную цель, которую он должен реализовать. Формулируют цель четко и лаконично.
  2. Родителям необходимо заранее продумать поощрения, которыми будут стимулироваться усилия ребенка по достижению поставленной цели. Они могут быть как моральными, так и материальными.
  3. По истечении дня родители вместе с ребенком должны проанализировать его поведение, оценить степень достижения цели.
  4. Систематически родители фиксируют изменения в поведении и личности ребенка, описывая их в конкретных проявлениях, и сообщают о его достижениях врачу и/или психологу.
  5. В случае достижения ребенком значительных достижений он должен обязательно получить обещанное родителями вознаграждение.

      Такая модель призвана помочь родителям и педагогам в систематизации жизни ребенка, ее рациональной организации, что будет способствовать позитивным изменениям в его личности и поведении.

      Такая психокоррекционная работа (через обучение родителей и педагогов) должна идти параллельно с непосредственным психокоррекционным воздействием психолога и ребенка.

      Анализ современных подходов к организации психокоррекционного процесса с участием детей с СДВГ позволяет сделать вывод о необходимости включения различных форм и методов. Наиболее полная схема психологической коррекции (Брязгунова И.П., Касатикова Е.В., Лютова Е.К., Монина Г.Б.) включает:

  • Физическая реабилитация. Показаны физические упражнения аэробного характера, способствующие улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличению выносливости, в отличие от упражнений анаэробного типа, увеличивающих силу и объем мышц. Кроме того, детям лучше избегать игр с сильно выраженным эмоциональным компонентом. Полезными будут такие виды спорта, как бег трусцой, плавание, лыжи.
  • Обучение навыкам саморегуляции. Это одно из самых трудных направлений коррекционной работы с гиперактивными детьми. Начинать лучше с внушения того, что расслабление и отдых – это не наказание, а удовольствие. Это важно, потому что таким детям, как никаким другим, чаще приходится слышать указания взрослых: «Лежи спокойно!», «Не вертись!», «Успокойся!», выполнение которых требует определенных волевых усилий. Задача взрослого на этом этапе – добиться того, чтобы дети почувствовали себя спокойно, ощутили внутренний комфорт и удовлетворение. С детьми дошкольного возраста эффективно использовать медитативные сказки, которые позволяют в доступной форме достичь эффекта релаксации.
  • Развитие коммуникативных навыков. Начинать работу необходимо с индивидуальных занятий, в ходе которых ребенок должен научиться взаимодействовать с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. Наиболее адекватно в этот период использовать игротерапию. Постепенно включать в подгрупповую работу. Лучше, если это будет группа из 2-3 человек, имеющих различные нарушения поведения. Не рекомендуется включать двух гиперактивных детей одновременно, так как работа будет малоэффективной.
  • Коррекция негативных эмоций. Можно использовать элементы пескотерапии, позволяющей в свободной форме выразить свои негативные чувства к окружающим.
  • Развитие дефицитных функций в системе синдрома. Такое развитие рекомендуется основывать на четкой поэтапности. Например, если начать с развития устойчивости внимания, умения произвольно его переключать, то переходить к развитию другого качества следует только после достижения устойчивого положительного эффекта. Затем можно упражнять ребенка в параллельном развитии сразу двух функций, например умения концентрировать внимание и навыков волевой регуляции своего поведения.
  •      Предлагаемые рекомендации по оказанию детям с СДВГ психологической помощи носят общий характер, обозначают необходимые направления, способы и приемы.

         В каждом конкретном случае они должны быть систематизированы специалистом для оказания помощи ребенку и родителям.   



    Просмотров: 686
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у взрослых
  • Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)
  • Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью
  • Коротко о методе БОС и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Рекомендации родителям.
  • СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности).
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Многоликий Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Синдром дефицита внимания (СДВ) у взрослых и детей
  • Сильные стороны детей с СДВГ, о которых должен знать каждый родитель
  • Развитие проблемы гиперкенетичекого синдрома (СДВГ) в связи с темпераментальными особенностями детей
  • Родителям детей с СДВГ просвящается
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • Ценностно-смысловые деформации детей дошкольного возраста с СДВГ.
  • Причины «плохого» поведения детей: привлечение внимания.
  • Развитие внимания у детей
  • Проблемы родителей, воспитывающих детей с СДВГ
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (взрослый вариант)
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и без. Новые подходы
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и занятия спортом
  • Психологические причины синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Как помочь родителям?
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка. Школьный возраст.
  • Гиперактивность и СДВГ у ребенка. Коррекция с помощью ТДТ
  • Коррекционная программа для детей с СДВГ, ММД, РДА
  • Компьютерные игры для детей с СДВГ
  • Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • Синдром дефицита внимания у взрослых



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь