Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и занятия спортом

При неврологическом контроле в спорте решаются две задачи: 1) оценка состояния здоровья спортсменов; 2) определение функционального состояния нервной системы спортсменов как одного из компонентов тренированности.

Решение этих двух задач важно, прежде всего, при допуске к занятиям определенным видом спорта. Не менее значимо и установление соответствия используемых физических нагрузок функциональным возможностям спортсменов. В этом плане неврологическая оценка состояния спортсмена на каждом конкретном этапе подготовки помогает тренеру определить уровень тренировочных требований (объем и интенсивность нагрузки, интервалы отдыха, особенности построения предсоревновательной подготовки).

В современных условиях при больших нагрузках, используемых в тренировочном процессе, при огромном нервно-психическом напряжении особое значение приобретают вопросы профилактики отклонений в состоянии нервной системы спортсменов, а в случаях их возникновения – определения рационального комплекса реабилитационных мероприятий, позволяющих не только восстановить, но и повысить спортивную работоспособность [1]. И в этом направление введется много исследований в области спортивной медицины, как зарубежными учеными, так и отечественными.

Вместе с тем известен и широко распространен факт, что в спортивные секции приводят детей для укрепления здоровья. И в каких-то случаях, организм ребенка действительно укрепляется, он перестает часто болеть и успешно развивается физически, но в каких-то ситуация его здоровье может ухудшиться от интенсивных физических нагрузок.

Детей, которых считают гиперактивными, повсеместно рекомендуют устраивать в спортивную секцию для улучшения дисциплины и сброса повышенной энергии, но между тем, данное расстройство поведения является заболеванием, связанным с центральной нервной системой. Всякое движение осуществляется при участие нервной системы, для его выполнения требуется согласованная деятельность различных систем организма. Особенно ярко это проявляется при выполнение сложных специализированных двигательных навыков. Необходимая регуляция степени напряжения и расслабления мышц, быстрая ориентировка при изменяющихся внешних условиях возможны лишь при быстрой и точной переработке информации, поступающей от органов чувств в центральную нервную систему, и последующей посылке импульсов к рабочим органам.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность – дисфункция центральной нервной системы (преимущество ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, могут плохо учиться в школе. Помимо трудностей обучения, сидром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и, что особенно важно для занятий спортом – нарушением двигательной координации [2].

Изучив литературу истории изучения данного синдрома, его медико-биологической и психолого-педагогической картинам, проблемам в нарушении двигательной координации и мнение различных специалистов на возможность, и желательность участия детей с синдром дефицита внимания с гиперактивностью в спортивной деятельности, можно сделать ряд заключений.

В качестве причины основных нарушений при СДВГ современные теории рассматривают расстройства функций лобных долей головного мозга, ряд авторов называют это как незрелость переднее-лобных отделов мозга. Из-за незрелости мозга у ребенка еще не сформировалось произвольное торможение и это является причиной того, что он не может сдерживаться и невольно откликается на внешние раздражители.

Трудности, связанные с недостаточной сформированностью координации движений, являются причинами моторной неловкости и могут повышать риск получения различных травм, что свидетельствует не в пользу занятием спортивной деятельностью.

Проблема в нарушении двигательной координации и мнение различных специалистов на возможность и желательность участия детей с синдром дефицита внимания с гиперактивностью в спортивной деятельности разняться.

Ряд специалистов придерживаются мнения, что те виды спорта, которые не являются особо травматичными, могут способствовать коррекции поведения таких детей и внести значительный вклад в решение вопроса с их дисциплинированностью.

 Более распространенной и разработанной является точка зрения на то, что физическая активность должна быть умеренна, в виде специализированных программ лечебной физической культуры. Такие занятия могут способствовать коррекции проблемы с двигательной координацией (равновесием) и вниманием.

И есть мнение, что дети с СДВГ должны придерживаться энергосберегающего распорядка дня и физическая активность не принесет им пользы.

Все три позиции могут быть верными, в зависимости от степени серьезности проблемы в расстройстве поведения и общим состоянием здоровья ребенка. А также, при наличии комплексного индивидуального подхода к коррекции данного синдрома, не ограничивающегося исключительно физической нагрузкой, а также включающего в себя психолого-педагогические и, в ряде случаев, медикаментозные способы лечения и восстановления. Масштабный анализ литературы  и поиск информации показали, что данная тема требует дальнейших исследований и на данный момент не может ответить на главный вопрос – как определить полезность и интенсивность физических нагрузок для конкретного ребенка с СДВГ.

 

В данной публикации использовались ссылки на следующие источники:

 1. Синельникова Э.М. Основы неврологического контроля в спорте / Э.М. Синельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

2. Детская психиатрия // учебное пособие под ред. проф. Э.Г. Эйдемиллера. – М.:Питер, 2005.

 

 

 

 



Просмотров: 538
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Коротко о методе БОС и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Психологическая помощь.
  • Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Синдром дефицита внимания: как определить и что делать
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (взрослый вариант)
  • Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и без. Новые подходы
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у взрослых
  • СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности).
  • Многоликий Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Синдром дефицита внимания (СДВ) у взрослых и детей
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Рекомендации родителям.
  • Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью
  • Примерный перечень физических навыков ребенка 3-3,5 лет при нормальном развитии двигательной сферы
  • Роль диеты в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности
  • Синдром дефицита внимания.
  • Синдром дефицита внимания у взрослых
  • Психологические причины синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Как помочь родителям?
  • Синдром дефицита внимания. Таблетки или медитация?
  • Синдром дефицита внимания у дошкольников. Диагностика. Ч.2.
  • Синдром дефицита внимания (СДВ): всем по диагнозу?
  • Лечение синдрома дефицита внимания (СДВ)
  • Ребенок с синдромом дефицита внимания в детском саду.
  • Причины «плохого» поведения детей: привлечение внимания.
  • DBT как эффективный метод коррекции импульсивного поведения при пограничном расстройстве личности
  • Коррекция гиперактивности и дефицита внимания методом БОС
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь