|
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и занятия спортомАвтор статьи: Гвоздецкая Светлана Сергеевна
При неврологическом контроле в спорте решаются две задачи: 1) оценка состояния здоровья спортсменов; 2) определение функционального состояния нервной системы спортсменов как одного из компонентов тренированности. Решение этих двух задач важно, прежде всего, при допуске к занятиям определенным видом спорта. Не менее значимо и установление соответствия используемых физических нагрузок функциональным возможностям спортсменов. В этом плане неврологическая оценка состояния спортсмена на каждом конкретном этапе подготовки помогает тренеру определить уровень тренировочных требований (объем и интенсивность нагрузки, интервалы отдыха, особенности построения предсоревновательной подготовки). В современных условиях при больших нагрузках, используемых в тренировочном процессе, при огромном нервно-психическом напряжении особое значение приобретают вопросы профилактики отклонений в состоянии нервной системы спортсменов, а в случаях их возникновения – определения рационального комплекса реабилитационных мероприятий, позволяющих не только восстановить, но и повысить спортивную работоспособность [1]. И в этом направление введется много исследований в области спортивной медицины, как зарубежными учеными, так и отечественными. Вместе с тем известен и широко распространен факт, что в спортивные секции приводят детей для укрепления здоровья. И в каких-то случаях, организм ребенка действительно укрепляется, он перестает часто болеть и успешно развивается физически, но в каких-то ситуация его здоровье может ухудшиться от интенсивных физических нагрузок. Детей, которых считают гиперактивными, повсеместно рекомендуют устраивать в спортивную секцию для улучшения дисциплины и сброса повышенной энергии, но между тем, данное расстройство поведения является заболеванием, связанным с центральной нервной системой. Всякое движение осуществляется при участие нервной системы, для его выполнения требуется согласованная деятельность различных систем организма. Особенно ярко это проявляется при выполнение сложных специализированных двигательных навыков. Необходимая регуляция степени напряжения и расслабления мышц, быстрая ориентировка при изменяющихся внешних условиях возможны лишь при быстрой и точной переработке информации, поступающей от органов чувств в центральную нервную систему, и последующей посылке импульсов к рабочим органам. Синдром дефицита внимания и гиперактивность – дисфункция центральной нервной системы (преимущество ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, могут плохо учиться в школе. Помимо трудностей обучения, сидром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и, что особенно важно для занятий спортом – нарушением двигательной координации [2]. Изучив литературу истории изучения данного синдрома, его медико-биологической и психолого-педагогической картинам, проблемам в нарушении двигательной координации и мнение различных специалистов на возможность, и желательность участия детей с синдром дефицита внимания с гиперактивностью в спортивной деятельности, можно сделать ряд заключений. В качестве причины основных нарушений при СДВГ современные теории рассматривают расстройства функций лобных долей головного мозга, ряд авторов называют это как незрелость переднее-лобных отделов мозга. Из-за незрелости мозга у ребенка еще не сформировалось произвольное торможение и это является причиной того, что он не может сдерживаться и невольно откликается на внешние раздражители. Трудности, связанные с недостаточной сформированностью координации движений, являются причинами моторной неловкости и могут повышать риск получения различных травм, что свидетельствует не в пользу занятием спортивной деятельностью. Проблема в нарушении двигательной координации и мнение различных специалистов на возможность и желательность участия детей с синдром дефицита внимания с гиперактивностью в спортивной деятельности разняться. Ряд специалистов придерживаются мнения, что те виды спорта, которые не являются особо травматичными, могут способствовать коррекции поведения таких детей и внести значительный вклад в решение вопроса с их дисциплинированностью. Более распространенной и разработанной является точка зрения на то, что физическая активность должна быть умеренна, в виде специализированных программ лечебной физической культуры. Такие занятия могут способствовать коррекции проблемы с двигательной координацией (равновесием) и вниманием. И есть мнение, что дети с СДВГ должны придерживаться энергосберегающего распорядка дня и физическая активность не принесет им пользы. Все три позиции могут быть верными, в зависимости от степени серьезности проблемы в расстройстве поведения и общим состоянием здоровья ребенка. А также, при наличии комплексного индивидуального подхода к коррекции данного синдрома, не ограничивающегося исключительно физической нагрузкой, а также включающего в себя психолого-педагогические и, в ряде случаев, медикаментозные способы лечения и восстановления. Масштабный анализ литературы и поиск информации показали, что данная тема требует дальнейших исследований и на данный момент не может ответить на главный вопрос – как определить полезность и интенсивность физических нагрузок для конкретного ребенка с СДВГ.
В данной публикации использовались ссылки на следующие источники: 1. Синельникова Э.М. Основы неврологического контроля в спорте / Э.М. Синельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1984. 2. Детская психиатрия // учебное пособие под ред. проф. Э.Г. Эйдемиллера. – М.:Питер, 2005.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|