|
Синдром дефицита внимания. Таблетки или медитация?Автор статьи: Бутенко Игорь Юрьевич
В последнее время, всё большее количество взрослых людей, страдают от синдрома дефицита внимания. И это не удивительно. Многие исследователи отмечают, что в течение дня, на современного человека обрушивается такое количество информации, которое древний человек был бы неспособен освоить и за всю жизнь. Если к этому прибавить стресс и плохую экологию, то ситуация складывается совсем не сладкая. В чём причина синдрома дефицита внимания и какие методы наиболее эффективны в борьбе с данным синдромом, постараюсь описать в этой статье. Синдром дефицита внимания и когнитивный контрольПродолжить читать эту статью или открыть другую? Съесть на завтрак бутерброд или яичницу? Надеть рубашку или свитер? Такие повседневные вопросы, требуют от нас множества маленьких, порой незаметных даже для нас самих, решений. Однако, какой бы выбор мы ни делали, мы должны уметь анализировать собственные желания, фокусируясь на главном и отсекая все маловажные импульсы. В психологии, такая способность управлять своими мыслительными потоками называется «когнитивный контроль». Трудности в планировании своих действий, блуждание ума, проблема принятия выбора, обилие неконтролируемых импульсов – это явные признаки утраты когнитивного контроля. Большое количество современных исследований, подтверждают, что развитие когнитивного контроля помогает детям справляться с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, и эквивалента, встречающегося у взрослых людей — синдрома дефицита внимания. Чаще всего, для тренировки этой способности используются методы развития осознанности. На фоне растущего разочарования в медикаментозном лечении данного расстройства, проводятся регулярные исследования альтернативных путей. В одном из своих высказываний, психолог Калифорнийского университета — Джеймс Свенсон сообщает: «Лечение дефицита внимания медикаментозным путём, больше не имеет смысла. В то время как развитие осознанности, позволяет тренировать определённые участки мозга, что приводит к ослаблению синдрома дефицита внимания. Именно поэтому, развитие осознанности столь важно! Похоже, что это позволяет воздействовать на причины». Различными учёными, когнитивный контроль трактуется по-разному, например как управление внутренними импульсами, эмоциональная саморегуляция, способность к концентрации внимания или самоконтроль. Одно известно точно, это способность, которая помогает достигать успехов как в обучении, так и в трудовой жизни. Директор американского института психобиологии Бети Кейси, заявляет, что на основе полученных данных в ходе исследований, было выявлено, что когнитивный контроль активно развивается с 4 до 12 лет, после чего возникает плато. Наверняка, практически каждый родитель может подтвердить то, что в подростковом возрасте детям становится всё сложнее контролировать свою импульсивность. Своего пика, импульсивность достигает к 16-ти годам, а к 20-ти, у большинства людей уже формируется высокий уровень когнитивного контроля. В возрасте 70-80 лет, люди утрачивают способность к когнитивному контролю, что влечёт за собой нарушения памяти, точнее способности вспоминать, так как им уже сложнее концентрироваться, их ум постоянно отвлекается на всевозможные мысли, которые подавлялись длительное время. Именно в развитии навыков концентрации и развитии осознанности, ученые видят путь избавления от синдрома дефицита внимания. Лечение синдрома дефицита внимания, с помощью развития осознанностиРазвивая осознанность, психологи обучают людей способности просто наблюдать за своими мыслями без осуждения и каких-либо действий. Вместо привычной импульсивной реакции на возникающие мысли, учёные советуют просто вернуться к концентрации на происходящем в голове. В одном из недавних исследований в области клинической нейропсихологии, было обнаружено, что взрослые люди с синдромом дефицита внимания, регулярно практикующие упражнения по развитию осознанности, в сочетании с техниками когнитивной терапии, добиваются таких же успехов, как и при медикаментозном лечении этого синдрома. Исследование, опубликованное в журнале «Frontiers in Human Neuroscience», выявило активность мозга, на тот момент, когда пациенты практиковали 4 базовых этапа упражнения, направленные на развитие осознанности: 1. Концентрация на определённом предмете или мысли 2. Обнаружение момента, когда ум отвлекается на второстепенные мысли 3. Возвращение внимания к изначальному предмету 4. Удерживание внимания на нём Было обнаружено, что в ходе подобных упражнений развиваются зоны мозга, отвечающие за концентрацию внимания на сознательно выбранных вещах. То есть, человек, регулярно использующий эти упражнения, в обычной жизни, получает возможность концентрироваться на чём-либо одном, что в современном мире удаётся далеко не каждому. Человеку становится легче решать задачи, связанные с работой или повседневной жизнью. Что тут говорить, в последнее время, всё больше людей жалуются на то, что просто не в состоянии прочесть книгу, ум то и дело отвлекается. Доктор Адам Газзалей, нейропсихолог Университета Сан-Франциско, говорит: «Медитация – это тренировка когнитивного контроля, которая позволяет человеку развивать способность к саморегуляции и улучшить внимание». Он также является автором компьютерной игры для пенсионеров «Нейро-гонщик», которая призвана помочь им укрепить память и внимание. Стивен Хиншоу, специалист в области психопатологии Калифорнийского университета в Беркли, заявляет: «Настало время полностью отказаться от идеи лечения синдрома дефицита внимания таблетками и направить все свои силы на изучения методов развития осознанности». Доктор Джеймс Свенсон, также согласился: «Вначале я был скептически настроен. Но после полученных данных, считаю, что медитация и другие упражнения на развитие осознанности, действительно работают».
Англоязычные источники: New York Times sciencedirect.com Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|