|
Синдром дефицита внимания.Автор статьи: Васильева Людмила Алексеевна
Гиперактивность и дефицит внимания представляют собой распространенную форму нарушения поведения в детском возрасте. Гиперактивность рассматривается как чрезмерная активность ребенка со слабым контролем побуждений, а дефицит внимания – как неспособность удерживать сосредоточенное внимание на усваиваемом материале в течении нужного для этого времени. Среди причин, вызывающих СДВГ, - недостаточное питание, органические повреждения мозга, наследственность, наркотическое отравление плода, асфиксия и др. Симптомы данного нарушения поведения взаимно дополняют друг друга. Ребенку, который проявляет повышенную двигательную активность, трудно удержать свое внимание на выполнении одной задачи. Симптомы невнимательности, отвлекаемости проявляются в том, что внимание сохраняется в течение нескольких минут, дети не доводят дело до конца, не слушают объяснений, отвлекаются. При этом при повышенной мотивации дети с СДВГ могут удерживать внимание достаточно долго. Симптомы гиперактивности обнаруживаются в виде высокой двигательной активности уже в 1-2-й годы жизни. Характерна бесцельность моторной активности: все, что он хватает, тут же отбрасывается. Ребенок во все вмешивается, постоянно ерзает. В то же время в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми, гиперактивность может временно затормозиться на фоне волнения. Импульсивность. Дети не соблюдают правил поведения, легко вмешиваются в разговор, в классе ходят во время урока, в игре не соблюдают правила. В социальном плане возможны ложь, кражи, отсутствие самоконтроля. В клинической картине СДВГ отмечаются также сверхчувствительность к раздражителям, уменьшенное чувство страха, нарушенное чувство дистанции при общении. Очень часто у детей с СДВГ возникают проблемы с закреплением материала, то есть переведением усвоенного из кратковременной рабочей памяти в долговременную память, с возможностью извлечения материала в любой нужный момент. Если занятие по новой теме было единичное, гиперактивный ребенок может продемонстрировать понимание материала и ответить на вопросы, но на следующий день ничего не помнить. Что утомляет? При переутомлении деятельность мозга дезорганизована. Гиперактивного ребенка утомляет монотонная однообразная работа. Впрочем, внутренних резервов на любую другую работу у него не так уж и много. При переутомлении деятельность мозга может быть настолько дезорганизована, что стираются уже установленные связи, та информация, которая уже усвоена. Систематизация любого материала у таких детей проходит медленнее, чем у других детей. Если ребенок сталкивается со сложным заданием в самом начале работы, он "опускает руки" и ничего не делает, потеряв полностью свою сосредоточенность. В самом начале обучения о самостоятельности надо забыть. С ребенком надо будет "сидеть" и заниматься. Самое большее, чего можно ожидать от ребенка, это самостоятельное выполнение тех заданий, которые он очень любит и которые у него хорошо получаются. Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер. И все же при построении занятий с гиперактивными детьми стоит придерживаться определенных рекомендаций. Организация внешней среды и рабочего места. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения. Рабочее место ребенка с СДВГ должно находиться в тихом месте, далеко от телевизора и постоянно открывающихся дверей. Режим дня. Вся жизнь гиперактивного ребенка должна подчиняться определенному режиму дня. Его можно написать в виде расписания, повесить на видном месте и выучить с ребенком, указывая на него всякий раз как только понадобится. Озвучить правила поведения. Родителям не рекомендуется читать своим гиперактивным детям длинные нотации. Эти длинные нотации все равно не будут выслушаны до конца. Лучше объяснить ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишать ребенка определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно. Краткость инструкций. Инструкции, даваемые ребенку, должны быть краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать. Альтернативная форма поведения. Постоянные окрики и наказания, на которые так щедры взрослые люди, не дадут желаемых результатов. Более того, они могут способствовать формированию и закреплению отрицательных качеств ребенка, а так же негативного отношения к учебному процессу в принципе. Когда ребенок ведет себя неправильно и этим всех раздражает, можно попробовать предложить альтернативную форму поведения. Например: "Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги". Моментальный характер поощрений. Он не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться каждые 15-20 минут. И в школах и дома можно практиковать систему выдачи жетонов. Жетоны в дальнейшем обмениваются на то, что ребенку интересно. Короткие занятия. Регулярность занятий. Подвижные занятия и тренировки. Спортивные и подвижные игры по правилам. Снаряды, на которых можно повисеть.
Важно ребенка хвалить и всячески поддерживать. Итак, основные рекомендации родителям гиперактивных детей следующие:
Родители стараются посещать поликлиники и принимать медикаментозное лечение. Разумеется, без этого не обойтись. Занятия с гиперактивныи детьми и их воспитание – тяжелый ежедневный труд. Но не стоит забывать, что СДВГ – поведенческое нарушение и подходить к лечению необходимо комплексно. Всем родителям и семьям где есть гиперактивный ребенок хочется пожелать терпения, настойчивости и удачи в этом нелегком деле! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|