Синдром дефицита внимания.

Гиперактивность и дефицит внимания представляют собой распространенную форму нарушения поведения в детском возрасте. Гиперактивность рассматривается как чрезмерная активность ребенка со слабым контролем побуждений, а дефицит внимания – как неспособность удерживать сосредоточенное внимание на усваиваемом материале в течении нужного для этого времени.

Среди причин, вызывающих СДВГ, - недостаточное питание, органические повреждения мозга, наследственность, наркотическое отравление плода, асфиксия и др.

Симптомы данного нарушения поведения взаимно дополняют друг друга. Ребенку, который проявляет повышенную двигательную активность, трудно удержать свое внимание на выполнении одной задачи.

Симптомы невнимательности, отвлекаемости проявляются в том, что внимание сохраняется в течение нескольких минут, дети не доводят дело до конца, не слушают объяснений, отвлекаются. При этом при повышенной мотивации дети с СДВГ могут удерживать внимание достаточно долго.

Симптомы гиперактивности обнаруживаются в виде высокой двигательной активности уже в 1-2-й годы жизни. Характерна бесцельность моторной активности: все, что он хватает, тут же отбрасывается. Ребенок во все вмешивается, постоянно ерзает. В то же время в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми, гиперактивность может временно затормозиться на фоне волнения.

Импульсивность. Дети не соблюдают правил поведения, легко вмешиваются в разговор, в классе ходят во время урока, в игре не соблюдают правила. В социальном плане возможны ложь, кражи, отсутствие самоконтроля.

В клинической картине СДВГ отмечаются также сверхчувствительность к раздражителям, уменьшенное чувство страха, нарушенное чувство дистанции при общении.

Очень часто у детей с СДВГ возникают проблемы с закреплением материала, то есть переведением усвоенного из кратковременной рабочей памяти в долговременную память, с возможностью извлечения материала в любой нужный момент. Если занятие по новой теме было единичное, гиперактивный ребенок может продемонстрировать понимание материала и ответить на вопросы, но на следующий день ничего не помнить.

Что утомляет? При переутомлении деятельность мозга дезорганизована. Гиперактивного ребенка утомляет монотонная однообразная работа. Впрочем, внутренних резервов на любую другую работу у него не так уж и много. При переутомлении деятельность мозга может быть настолько дезорганизована, что стираются уже установленные связи, та информация, которая уже усвоена. Систематизация любого материала у таких детей проходит медленнее, чем у других детей.

Если ребенок сталкивается со сложным заданием в самом начале работы, он "опускает руки" и ничего не делает, потеряв полностью свою сосредоточенность.

В самом начале обучения о самостоятельности надо забыть. С ребенком надо будет "сидеть" и заниматься. Самое большее, чего можно ожидать от ребенка, это самостоятельное выполнение тех заданий, которые он очень любит и которые у него хорошо получаются.

Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер. И все же при построении занятий с гиперактивными детьми стоит придерживаться определенных рекомендаций.

Организация внешней среды и рабочего места. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения. Рабочее место ребенка с СДВГ должно находиться в тихом месте, далеко от телевизора и постоянно открывающихся дверей.

Режим дня. Вся жизнь гиперактивного ребенка должна подчиняться определенному режиму дня. Его можно написать в виде расписания, повесить на видном месте и выучить с ребенком, указывая на него всякий раз как только понадобится.

Озвучить правила поведения. Родителям не рекомендуется читать своим гиперактивным детям длинные нотации. Эти длинные нотации все равно не будут выслушаны до конца. Лучше объяснить ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишать ребенка определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно.

Краткость инструкций. Инструкции, даваемые ребенку, должны быть краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать. 

Альтернативная форма поведения. Постоянные окрики и наказания, на которые так щедры взрослые люди, не дадут желаемых результатов. Более того, они могут способствовать формированию и закреплению отрицательных качеств ребенка, а так же негативного отношения к учебному процессу в принципе. Когда ребенок ведет себя неправильно и этим всех раздражает, можно попробовать предложить альтернативную форму поведения. Например: "Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги".

Моментальный характер поощрений. Он не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться каждые 15-20 минут. И в школах и дома можно практиковать систему выдачи жетонов. Жетоны в дальнейшем обмениваются на то, что ребенку интересно.

Короткие занятия.
Если ребенок не удерживает внимания больше 2 минут, не надо из-за этого расстраиваться. Через какое-то время можно будет заниматься в течение 3 минут, а потом постепенно это время увеличится до 5-10 минут.

Регулярность занятий.
Ребенка надо приучать к регулярности занятий. Если занятия проходят каждый день после полдника , например, то мозг ребенка будет соответственно настраиваться к этому времени. Лучше проводить занятия по пять минут 3 раза в день и каждый день, чем по полчаса, но 2 раза в неделю. Регулярные занятия дают гораздо больше результатов. 

Подвижные занятия и тренировки.
Полезные виды деятельности для гиперактивного ребенка должны быть не травматичными. Для маленьких детей подходит ритмика, для детей постарше танцы, теннис, бег, плавание. Подвижные игры или тренировки вообще организуют все движения ребенка, включая мелкую моторику. Регулярные занятия физкультурой не только тренируют, но и дисциплинируют ребенка.

Спортивные и подвижные игры по правилам.
Такие игры требуют достаточной организованности и подчинения точной цели. Постановка цели, действия по плану для гиперактивного ребенка являются трудным, но исключительно развивающим занятием. В такой игре происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. Основной задачей таких игр является выработка привычки к целенаправленной деятельности.

Снаряды, на которых можно повисеть.
Хорошо, когда дома есть снаряды, на которых можно полазить, повисеть, покувыркаться. Даже в самой тесной квартире можно подвесить в дверном проеме перекладину с убирающимися кольцами и канатом. Для гиперактивного ребенка это прекрасная возможность разрядиться неразрушительным для всей семьи способом. Такие снаряды развивают также силу, ловкость, гибкость, уменьшают склонность к травматизму.


Важно начатое дело доводить до конца. Хорошо, если оно будет ответственным и по силам ребенку. В этом случае повышается самоконтроль и положительная мотивация.

Важно ребенка хвалить и всячески поддерживать.
Если у ребенка не получается или в этот момент он сильно тревожится, нужно уметь найти то (пусть и минимальное), что он уже сделал хорошо, - «Какой ты молодец, уже почти половину сделал! Еще чуть – чуть осталось!».

Итак, основные рекомендации родителям гиперактивных детей следующие:

  • Организуем внешнюю среду, рабочее место
  • Соблюдаем  режим дня
  • Озвучиваем правила поведения, инструкции краткие
  • Помним про поощрения и альтернативную форму поведения
  • Короткие и регулярные занятия
  • Подвижные занятия, спортивные игры

 

Родители стараются посещать поликлиники и принимать медикаментозное лечение. Разумеется, без этого не обойтись. Занятия с гиперактивныи детьми и их воспитание – тяжелый ежедневный труд. Но не стоит забывать, что СДВГ – поведенческое нарушение и подходить к лечению необходимо комплексно.

Всем родителям и семьям где есть гиперактивный ребенок хочется пожелать терпения, настойчивости и удачи в этом нелегком деле!Синдром дефицита внимания



Просмотров: 756
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • У моего ребенка СДВГ. Что делать?
  • Гиперактивность и СДВГ у ребенка. Коррекция с помощью ТДТ
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка. Школьный возраст.
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • "Со мной все хорошо" , или как формировать самооценку у ребенка?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • В защиту мамочек "все только для ребенка"
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • РОДИТЕЛЯМ: что делать, если у ребенка сколиоз
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь