У ребёнка только одна цель поведения – получить любовь. Её он может получить разными способами. Заботой, лаской, разговорами, подарками, тактильным контактом или как-то ещё. В книге «5 языков любви» Гэри Чепмена это подробно описано.
Если ребёнок не может получить любовь в нормальной форме, мы её не привыкли давать, тогда он начинает её из нас выбивать. Если он её из нас не выбивает, он получает игнорирование. А игнорирование – это самое страшное наказание.
Тогда он начинает с нами либо бороться, и мы чувствуем злость, либо мстить, и мы чувствуем боль, либо привлекать внимание, и мы чувствуем раздражение, либо изображать беспомощность, и мы тоже чувствуем беспомощность.
Ребёнок никогда не ведёт себя чистым образом, у него понемногу каждого вида поведения.
4 ошибочные цели поведения ребенка.
Борьба за власть
– ребенку не хватает собственного влияния. Как это может выражаться в поведении, поступках? Он вам показывает кто главный. Что он сам прежде всего решает что делать и как поступить в каждой конкретной ситуации. Часто это происходит демонстративно.
Действия ребенка и его поведение:
- Упрям.
- Часто спорит.
- Должен выиграть. Стоит на своём, даже если очевидно не прав
- Должен быть хозяином положения.
- Часто врет.
- Не подчиняется.
- Делает не то, о чем его просят, а все наоборот.
- Может отказаться вообще что-либо делать.
Реакция родителей:
- Раздражается, злится, возмущается
- Чувствует себя побежденным.
- Чувствует, что ребенок бросает ему вызов, провоцирует его.
- Чувствует, что должен заставить ребенка подчиниться.
- Принуждает ребенка подчиниться
- Пытается решить ситуацию криками, уговорами, ограничениями, наказаниями, шлепками.
2. Привлечение внимания
– когда ребенку не хватает признания. Как это может выражаться в поведении, поступках? Ему необходимо поднять свою самооценку и увидеть от окружающих, что его ценят по достоинству.Действия ребенка и его поведение:
- Мешает, надоедает.
- Выставляется на показ, старается быть «шутом» в школе.
- Может быть ленивым.
- Любит делать так, чтоб его поуговаривали
- Заставляет родителей уделять ему внимание, например нытьём
- Думает: «Я любим, только если окружающие обращают на меня внимание». • Может быть черезчур угодливым.
- Может быть слишком обидчив.
- Может плохо учиться.
Реакция родителей:
- Раздражается.
- Часто повторяет одно и тоже.
- Уговаривает.
- Пребывает в замешательстве.
- Считает, что ребенок отнимает у него слишком много времени.
- Ребенок ему надоедает.
- Пытается решить ситуацию криками, уговорами, ограничениями, наказаниями, шлепками.
3. Месть
– ребёнок защищается. Как это может выражаться в поведении, поступках?Он вам мстит и припоминает, он кипит или у него затаилась внутри обида на вас и при любом возможном случае он ее возмещает. Он знает за какие ниточки вас дернуть и успешно это делает.
Действия ребенка и его поведение:
- Может воровать.
- Злобный.
- Обижает детей, животных.
- Все разрушает.
- Может врать.
- Часто обвиняет других в несправедливости и в нечестности.
- Может верить, что он никому не нравится.
Реакция родителей:
- Душевная боль и непонимание.
- Злость.
- Желание свести счеты, отомстить.
- Не нравится свой ребенок.
- Считает ребенка не благодарным.
- Хочет проучить ребенка.
- Может настроить других членов семьи против ребенка или попросить их не разговаривать с ним.
- Хочет свести счеты за ту боль, которую, как он считает, ему причинили.
- Хочет казаться хуже, чем он есть на самом деле.
- Чувствует, что никто его не понимает.
- Может сказать о его поведении другому родителю в надежде, что тот накажет его.
4. Демонстрация беспомощности или уклонение
– ребенку нужно побыть наедине с собой.Как это может выражаться в поведении, поступках? Он всячески закрывается от вас и не допускает, при этом отвечает дежурное – все нормально, все хорошо.
Действия ребенка и его поведение:
- Всем своим видом говорит: «Оставьте меня в покое».
- Беспомощен.
- Может чувствовать себя глупым по сравнению с окружающими.
- Сдается и не желает участвовать в мероприятии.
- Не хочет, чтобы от него что-то требовали.
- Может ставить себе слишком высокие цели и не сделать ничего, так как все равно это слишком сложно.
- Сильно расстраивается и укоряет себя за ошибки и неоправданные ожидания
Реакция родителей:
- Пытается подойти к ребенку с разных сторон и разочаровывается, когда ему это не удается.
- Упрашивает или постоянно напоминает сделать что-то
- Может отказаться от попыток заставить его.
- Очень мало требует от ребенка.
- Жалеет ребенка.
- Хочет его спасти.
- Делает за ребенка то, что он может сделать сам.
- Злится, раздражается
Как провести диагностику поведения вашего ребенка?
Вы вспоминаете какую-либо ситуацию с ребенком, когда он вел себя подобным образом. Далее считаете количество пунктов в каждой ошибочной цели поведения ребенка и смотрите где больше баллов. Таким образом, определяете, что делает ребенок – борется за власть, мстит, привлекает внимание или уклоняется.
Как исправить ситуацию? Что делать родителю?
Об этом напишу в следующих статьях.
Подписывайтесь на мои статьи, чтобы не пропустить данный материал.
Подписаться на мои статьи можно здесь
Буду рад откликам, комментариям и поддержке публикации в виде нажатия кнопочки"сказать спасибо", если она откликнулась. Благодарю за интерес к моему творчеству!