У ребёнка только одна цель поведения – получить любовь. Её он может получить разными способами. Заботой, лаской, разговорами, подарками, тактильным контактом или как-то ещё. В книге «5 языков любви» Гэри Чепмена это подробно описано.
Если ребёнок не может получить любовь в нормальной форме, мы её не привыкли давать, тогда он начинает её из нас выбивать. Если он её из нас не выбивает, он получает игнорирование. А игнорирование – это самое страшное наказание.
Тогда он начинает с нами либо бороться, и мы чувствуем злость, либо мстить, и мы чувствуем боль, либо привлекать внимание, и мы чувствуем раздражение, либо изображать беспомощность, и мы тоже чувствуем беспомощность.
Ребёнок никогда не ведёт себя чистым образом, у него понемногу каждого вида поведения.
4 ошибочные цели поведения ребенка.
Борьба за власть
– ребенку не хватает собственного влияния. Как это может выражаться в поведении, поступках? Он вам показывает кто главный. Что он сам прежде всего решает что делать и как поступить в каждой конкретной ситуации. Часто это происходит демонстративно.
Действия ребенка и его поведение:
Упрям.
Часто спорит.
Должен выиграть. Стоит на своём, даже если очевидно не прав
Должен быть хозяином положения.
Часто врет.
Не подчиняется.
Делает не то, о чем его просят, а все наоборот.
Может отказаться вообще что-либо делать.
Реакция родителей:
Раздражается, злится, возмущается
Чувствует себя побежденным.
Чувствует, что ребенок бросает ему вызов, провоцирует его.
Чувствует, что должен заставить ребенка подчиниться.
Принуждает ребенка подчиниться
Пытается решить ситуацию криками, уговорами, ограничениями, наказаниями, шлепками.
2. Привлечение внимания
– когда ребенку не хватает признания. Как это может выражаться в поведении, поступках? Ему необходимо поднять свою самооценку и увидеть от окружающих, что его ценят по достоинству.
Действия ребенка и его поведение:
Мешает, надоедает.
Выставляется на показ, старается быть «шутом» в школе.
Может быть ленивым.
Любит делать так, чтоб его поуговаривали
Заставляет родителей уделять ему внимание, например нытьём
Думает: «Я любим, только если окружающие обращают на меня внимание». • Может быть черезчур угодливым.
Может быть слишком обидчив.
Может плохо учиться.
Реакция родителей:
Раздражается.
Часто повторяет одно и тоже.
Уговаривает.
Пребывает в замешательстве.
Считает, что ребенок отнимает у него слишком много времени.
Ребенок ему надоедает.
Пытается решить ситуацию криками, уговорами, ограничениями, наказаниями, шлепками.
3. Месть
– ребёнок защищается. Как это может выражаться в поведении, поступках?
Он вам мстит и припоминает, он кипит или у него затаилась внутри обида на вас и при любом возможном случае он ее возмещает. Он знает за какие ниточки вас дернуть и успешно это делает.
Действия ребенка и его поведение:
Может воровать.
Злобный.
Обижает детей, животных.
Все разрушает.
Может врать.
Часто обвиняет других в несправедливости и в нечестности.
Может верить, что он никому не нравится.
Реакция родителей:
Душевная боль и непонимание.
Злость.
Желание свести счеты, отомстить.
Не нравится свой ребенок.
Считает ребенка не благодарным.
Хочет проучить ребенка.
Может настроить других членов семьи против ребенка или попросить их не разговаривать с ним.
Хочет свести счеты за ту боль, которую, как он считает, ему причинили.
Хочет казаться хуже, чем он есть на самом деле.
Чувствует, что никто его не понимает.
Может сказать о его поведении другому родителю в надежде, что тот накажет его.
4. Демонстрация беспомощности или уклонение
– ребенку нужно побыть наедине с собой.
Как это может выражаться в поведении, поступках? Он всячески закрывается от вас и не допускает, при этом отвечает дежурное – все нормально, все хорошо.
Действия ребенка и его поведение:
Всем своим видом говорит: «Оставьте меня в покое».
Беспомощен.
Может чувствовать себя глупым по сравнению с окружающими.
Сдается и не желает участвовать в мероприятии.
Не хочет, чтобы от него что-то требовали.
Может ставить себе слишком высокие цели и не сделать ничего, так как все равно это слишком сложно.
Сильно расстраивается и укоряет себя за ошибки и неоправданные ожидания
Реакция родителей:
Пытается подойти к ребенку с разных сторон и разочаровывается, когда ему это не удается.
Упрашивает или постоянно напоминает сделать что-то
Может отказаться от попыток заставить его.
Очень мало требует от ребенка.
Жалеет ребенка.
Хочет его спасти.
Делает за ребенка то, что он может сделать сам.
Злится, раздражается
Как провести диагностику поведения вашего ребенка?
Вы вспоминаете какую-либо ситуацию с ребенком, когда он вел себя подобным образом. Далее считаете количество пунктов в каждой ошибочной цели поведения ребенка и смотрите где больше баллов. Таким образом, определяете, что делает ребенок – борется за власть, мстит, привлекает внимание или уклоняется.
Как исправить ситуацию? Что делать родителю?
Об этом напишу в следующих статьях.
Подписывайтесь на мои статьи, чтобы не пропустить данный материал.
Подписаться на мои статьи можно здесь
Буду рад откликам, комментариям и поддержке публикации в виде нажатия кнопочки"сказать спасибо", если она откликнулась. Благодарю за интерес к моему творчеству!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.