Лечение синдрома дефицита внимания (СДВ)

Автор статьи: 404

Лечение синдрома дефицита внимания СДВ

 

Я продолжаю рассказывать о синдроме дефицита внимания (СДВ) и сегодня текст посвящен лечению СДВ. 

Другие части можно также прочитать в блоге: 

Первая часть https://www.psyoffice.ru/article/79110/ 

Вторая часть https://www.psyoffice.ru/article/79202/ 

Синдром дефицита внимания – медицинское заболевание, которое требует тщательной диагностики несколькими экспертами и внимательного лечения. К основным симптомам СДВ относят импульсивность, отвлекаемость и повышенную активность. Перед лечением необходимо проконсультироваться со специалистом, имеющим опыт работы с СДВ (а лучше – с несколькими). Важно убедиться, что диагноз поставлен правильно. Существует ряд симптомов, которые внешне похожи на СДВ, но имеют под собой другую причину или диагноз. Например, тревожное расстройство личности, диссоциативное расстройство, гипертиреоз и другие. 

 

Постановка диагноза и просвещение 

Сама постановка диагноза СДВ способна оказать терапевтический эффект и принести облегчение: наконец дано название тому состоянию, которое долгое время человек считал свойством характера или темперамента. 

«Представьте, например, что близорукий человек никогда не слышал о близорукости и годами считал нечеткое зрение и связанные с ним проблемы в учебе результатом стараний или моральной порочности. Можете вообразить, какое облегчение он почувствует, обнаружив, что есть такое состояние, как близорукость, и что оно никак не связано со стараниями и моралью, а просто это заболевание нервной системы? То же самое с синдромом дефицита внимания. Диагноз освобождает человека». 

 Эдвард Хэлловелл «Почему я отвлекаюсь»

После постановки диагноза следует как можно глубже изучить болезнь. О синдроме дефицита внимания публикуется все больше научной и научно-популярной литературы (особенно иностранных изданий). На данный момент обнаружено и описано множество форм и проявлений синдрома. Новые знания помогают понять свое прошлое, освободиться от груза вины за «слабые волевые качества» и научиться по-новому относиться к себе – с большим сочувствием, вниманием и принятием. 

У родителей возникают вопросы, что именно и в каком количестве рассказывать ребенку, страдающему СДВ. Единственно верного ответа не существует. Многие специалисты предлагают руководствоваться важным принципом – говорить правду. Самым простым и наиболее точным образом. Недостаток информации и тревога родителей создает у ребенка ощущение опасности и секретности и стимулирует развитие фантазий, которые часто оказываются в разы страшнее реального положения вещей. Родителям следует показать ребенку, что здесь нечего скрывать, стыдиться или бояться. 

Поначалу ребенок может стесняться своего диагноза и чувствовать себя некомфортно. Тем не менее, по опыту многих специалистов, чем раньше открыто прояснить все вопросы, тем быстрее ребенок примет свое состояние как элемент повседневной жизни. 

 

Информирование окружающих 

СДВ не приводит к полной утрате трудоспособности, но существенно влияет на повседневную жизнь: на работу, учебу, взаимоотношения. Если окружающие в курсе диагноза, им значительно проще принимать различные проявления человека, страдающего СДВ. 

Отношение учителя может заметно улучшиться, если он поймет, что ребенок отвлекает класс не с целью вывести из себя преподавателя, а потому, что имеет неврологическое заболевание. Учитель совместно с родителями и врачом могут составить план, каким образом улучшить условия обучения. Например, ребенок может самостоятельно выходить из класса на 5 минут и делать физические упражнения, когда чувствует, что больше не может усидеть на месте и начинает отвлекать других детей. 

Необходимо по возможности объяснить, что происходит, и одноклассникам ребенка. Дети замечают, если кому-то из ребят требуется особое отношение. В случае с синдромом, его обладатель сидит ближе всех к учителю, ему разрешено выходить из кабинета, когда он ощущает излишнее возбуждение или ему необходимо принять лекарство, и т.д. Гораздо лучше дать детям точное и простое объяснение, чем создавать слухи. Может также оказаться, что ваш ребенок – не единственный с СДВ в классе или что есть дети с другими формами нарушения обучаемости. Здесь также действует правило: чем раньше дети поймут, что собой представляет заболевание, тем раньше смогут принять его и лучше относиться к ребенку с СДВ. 

СДВ существует не в вакууме и влияет на семейные отношения и отношения в паре, ежедневно затрагивая каждого члена семьи. Повседневная жизнь в отношениях с человеком, который болен, может быть крайне нестабильной. Здоровому партнеру долгое время приходится брать все на себя, ощущая при этом отсутствие поддержки, внимания и заботы. Взрослому с СДВ трудно сосредоточить свое внимание не только на рабочих задачах, но и на другом человеке. Он все время отвлекается или ищет интенсивной стимуляции, которая позволит избежать скуки и поможет справиться с хаосом внутри. 

Понимание, что за поведением партнера стоит неврологическое заболевание, может серьезно улучшить отношения. Другому становится легче прощать «промахи» партнера и искать решения возникающих проблем. Тем не менее, диагноз – это объяснение возникающих трудностей, но не их оправдание. Больной должен нести ответственность за свои действия и поступки, а партнеру или другим членам семьи не следует ему потакать, постоянно и немедленно исправляя за него ошибки. 

Структурирование жизни 

Проблемы с самоорганизацией могут быть у каждого из нас. Однако человеку с СДВ они сильно усложняют жизнь, не давая ему в полной мере реализовать себя. Для того, чтобы компенсировать слабый внутренний контроль, рекомендуется создавать внешний порядок и структуру. Это позволяет больному не распыляться, не отклоняться от намеченных целей и придает направление его энергии. 

Под структурой подразумеваются различные инструменты, помогающие создать систему надежного внешнего контроля: списки, правила, напоминания, блокноты, ежедневники, системы документации, картотеки, доски объявлений, расписания, будильники и т.д.Некоторые специалисты рекомендуют создать систему паттернов – регулярных дел и задач. Допустим, понедельник – день похода в спортзал, утро воскресенья – уборка дома, каждая вторая среда месяца – семинар и т.д. С течением времени регулярные задачи укоренятся в подсознании и не будут требовать дополнительного планирования. Не придется каждый день размышлять и гадать, когда пойти в химчистку или оплатить счета. Это позволяет не тратить энергию и время на планирование однообразных задач и уменьшить стресс, связанный с наведением порядка в повседневной жизни. 

Систематизация жизни успокаивает человека с СДВ и питает его уверенность в собственных силах. Можно также договориться с кем-нибудь из друзей, коллег или родственников, чтобы они помогли создать устойчивую структуру, напоминали о важности следования ей или следили за принятием лекарств. Вы также можете экспериментировать с различными устройствами: некоторые дети во время выполнения домашних заданий ставят таймер, делают паузы и выполняют упражнения по частям. 

Родителям потребуется достаточно энергии и творчества, чтобы придумать, как помочь ребенку с СДВ. Но это необязательно делать это в одиночестве. Обсуждая с ребенком трудности и приглашая его к совместному поиску решений, родитель дает ребенку понять, что верит в его способности справляться с жизненными сложностями. Поддержка, умение видеть успехи ребенка и рассказывать ему о них – также играют большое значение. Для решения сложных школьных задач, возможно, стоит пригласить репетитора или тренера, чтобы оставаться для ребенка прежде всего родителем, а не инспектором, будильником или учителем. 

Тренинги и психотерапия 

Помимо проблем, связанных с самоорганизацией, отвлекаемостью и гиперактивностью, люди с СДВ могут иметь различные эмоциональные проблемы, также требующие должного внимания. До того, как человек узнает о своем заболевании, он, как правило, долгие годы сталкивается с непониманием со стороны окружающих, чувствует себя неспособным и неуспешным, переживает душевную боль и занимается самобичеванием. Многие из больных обращаются к различным специалистам, но так и не получают необходимую помощь и лечение. Ко времени постановки диагноза они утрачивают надежду, что их жизнь может поменяться в лучшую сторону. 

По этой причине врачи рекомендуют посещать психолога или психотерапевта. Также можно найти тренера – друга или коллегу, который знает об СДВ и готов каждый день уделять по 10-15 минут. Главная задача тренера – общаться с больным каждый день, оказывать ему эмоциональную поддержку и удерживать от возвращения к прокрастинации, негативному самовосприятию, неорганизованности и хаосу. 

Лекарственные средства 

В США для лечения СДВ как у детей, так и у взрослых используют две группы препаратов, которые одобрены FDA (агентством Министерства здравоохранения и социальных служб США): антидепрессанты и стимуляторы. В США синдром лечат в основном с помощью препаратов амфетаминового ряда. В нашей стране все производные амфетамина запрещены к использованию, поэтому в России врачи рекомендуют антидепрессанты, которые в других странах назначают во вторую очередь. 

Лекарственные препараты не являются панацеей и не могут излечить СДВ полностью. Тем не менее, при правильном применении они безвредны, способны значительно облегчить протекание синдрома и могут существенно улучшить качество жизни человека с СДВ (по результатам исследований, применение препаратов эффективно в 80% случаев). Медикаменты повышают способность мозга к продолжительному фокусированию на чем-то одном, уменьшают тревожность, фрустрацию, раздражительность, повышают устойчивость настроения. 

Прием медикаментов ни в коем случае не являются единственным лечением. Лекарственная терапия назначается после прохождения тщательной диагностики, совершается под строгим наблюдением лечащего врача и совмещается с другими средствами помощи: просвещением, созданием структуры, тренировкой, консультациями и психотерапией. 

Необходимо быть готовым к тому, что для подбора лекарства, необходимой дозы и верной схемы приема может понадобиться длительное время – недели или месяцы. Могут наблюдаться побочные эффекты, но положительный результат от лечения, как правило, превышает потенциальные минусы. Некоторые люди с недоверием относятся к лекарствам и воздерживаются от них, так как имеют ложные представления. Пациент имеет право отказаться от лекарственной терапии, но такое решение все же лучше принимать на базе научных фактов, а не на основе слухов и суеверий.

*** 

В заключение хочется сказать, что крайне важно помнить о положительных аспектах синдрома дефицита внимания. Дети и взрослые с СДВ имеют незаурядный интеллект и богатое воображение. Они полны энергии, обладают удивительной стойкостью духа и развитой интуицией. Увидеть за болезнью личность человека, его индивидуальность, способности и таланты, дать возможность им проявиться – одна из важнейших целей лечения.


Литературные источники

Хэлловэлл Э., Рэйти Дж. Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 368 с.

Этот текст впервые был опубликован на моем сайте: http://isaeva-psy.ru/blog/attention_deficit_disorder_part3 

 

 



Просмотров: 472
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Синдром дефицита внимания (СДВ) у взрослых и детей
  • Синдром дефицита внимания (СДВ): всем по диагнозу?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Синдром дефицита внимания: как определить и что делать
  • Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)
  • Коротко о методе БОС и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Психологические причины синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Как помочь родителям?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Синдром дефицита внимания. Таблетки или медитация?
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • «Ему все равно!», или что стоит за «каменным» лицом?
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Ребенок постоянно требует внимания. Что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь