Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (взрослый вариант)

С момента описания симптоматики, расстройство имело различные наименования, прежде чем стало именоваться СДВГ. В литературе можно встретить следующие названия: минимальная мозговая дисфункция, гиперкенетическая реакция детского возраста, постэнцефалическое расстройство и нек.др.
На протяжении исследований собирались и классифицировались данные, была выявлена структура нарушения – патология памяти и функций внимания. Также важным стало наблюдение, что симптомы могут встречаться не только в детском возрасте, но и не сопровождаться гиперактивностью.

Таким образом, к 1980 году в классификации DSM-III было представлено три формы нарушения:

  • СДВГ;
  • СДВ без гиперактивности;
  • Резидуальная форма СДВГ (когда симптомы сохраняются во взрослом возрасте).

При принятии DSM-IV классификация СДВГ несколько видоизменилась:

    Первично гиперактивный тип (с преобладанием гиперактивности);Первично невнимательный тип (с преобладанием нарушений внимания);Смешанный (комбинированный) тип.

Распространенность. По современным данным СДВГ у взрослых диагностируется у 4% популяции (по данным Кесслера, 2006). Несмотря на тот факт, что у взрослых симптомы «тянутся» с детства, наблюдаются случаи, когда первично они появляются сразу во взрослом возрасте.

Основные, наиболее общие проявления СДВГ у взрослых – психологический портрет:

  • Дефицит внимания;
  • Неусидчивость;
  • Дополнительные движения рук и ног в сидячем положении (ажитация, вертлявость);
  • Трудности с самоконтролем, собранностью;
  • Первоначально симптомы дефицита внимания могут восприниматься как разностороннесть, увлеченность;
  • Несоблюдение физических и коммуникативных границ (трудности в переговорах, общении, телефонных разговорах, потеря логики диалога);
  • Импульсивность;
  • Склонность к адреналовым зависимостям;
  • Катаплексия;
  • Формализованность и поверхностность контактов, социальная «сухость» (из-за трудностей погружения в глубину контакта из-за переключений);
  • Чем более общение начинает носить глубокий характер, тем больше нарастает избегающее поведение;
  • В ситуациях стресса, жизненных драм и пр. обостряются негативные черты, обычно скрытые при обычном общении;
  • Трудности в обучении, времяпровождении.

Базовая триада симптомов, выделяемая как МКБ, так и DSM:

  • Нарушение внимания;
  • Гиперактивность;
  • Импульсивность.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью взрослый вариант

Клиническая картина.
Гиперактивность в структуре СДВГ призвана компенсировать внутреннее чувство пустоты за счет импульсивности и калейдоскопического переключения, так как они не требуют активации внутренних ресурсов для преодоления внешних стресс-факторов.

Одной из немаловажных характеристик СДВГ является субъективно «быстрое» восприятие времени. Для них время течет быстрее, следовательно, окружающий мир воспринимается несколько замедленным.

Низкая фрустрационная толерантность, которая маскируется выбором решать много мелких задач, вместо серьезных и важных. Склонность к делигированию дел окружающим.

Особенность контрпереноса при работе с СДВГ: чувство истощения после длительного контакта, чувство раздражения (гнева), опустошенности, потери творческого и энергетического потенциала.

Этиопатогенез: СДВГ многие авторы классифицируют как ответ организма на гиперстимуляцию окружающей реальности – как вариант психологической защиты, преодоление психологического дискомфорта на трудности в адекватном реагировании на воздействия среды.

Переключение внимания и импульсивность – ответ психики на кратковременное и поверхностное восприятие стимулов и информации.

Диагностика. При диагностике СДВГ используется информация от всех членов семьи (родители, супруги, родственники), самоотчеты клиентов (в виду критичности), патопсихологическая диагностика.

Основные ориентиры экспериментально-психологической диагностики СДВГ:

  • Анализ познавательной деятельности;
  • Уровень интеллектуального развития;
  • Структура интеллектуальной деятельности;
  • Характеристика общих предпосылок познавательной деятельности (память, внимание, работоспособность).

Используются тесты Векслера, корректурные пробы (Ландольт, Бурдон), таблицы Шульте, счет по Крепелину, тест Тулуз-Пьерона, запоминание 10 слов, пиктограммы, запоминание рассказов

  • Исследование эмоционально-волевой сферы (Дембо-Рубинштейн, САН, ТАТ, Розенцвейг, Вагнер, рисуночные тесты);
  • Исследование индивидуально-психологических особенностей личности (СМИЛ, 16-факторный тест Кеттела и пр.);
  • Патопсихологическая дифференциальная диагностика с расстройствами гиперкинетическими расстройствами.

Психологическое заключение должно отражать целостную структуру психической деятельности и личностных характеристик, а также степень выраженности.

Кроме экспериментально-психологического исследования полезным будет дополнительно проводить нейропсихологическое исследование.

Дифференциальная диагностика. Дифференциальную диагностику в ситуации с СДВГ обязательно необходимо проводить с:

1. Индивидуальными характерологическими особенностями;

2. Тревожными расстройствами;

3. Последствиями экзогенно-органических и экзогенных расстройств (черепно-мозговых травм, инфекций ЦНС, интоксикации, астения после соматических расстройств);

4. Эндокринными нарушениями;

5. Нарушениями слуха;

6. Социально-педагогической запущенностью и нарушениями школьных навыков (дислексия, дисграфия и пр);

7. Эпилепсией;

8. Наследственными заболеваниями (синдром Мартина-Белл, Беквита-Видемана, Вильямса, Смита-Мажениса);

9. Некоторыми расстройствами когнитивного спектра, например – шизофренического спектра;

10. Некоторыми расстройствами аутистического спектра;

11. Тиками и синдромом Туретта;

12. Некоторыми расстройствами аутоиммунного спектра, поражающие нервную систему;

13. БАР;

14. Неврологическими расстройствами;

Вывод: Дифференциальная диагностика – сложная задача. Для ее решения важно использовать комплексный многосторонний подход, включающий как психологическое исследование, так и врачебное, клинико-лабораторное и пр.

=================================================================

Задачи психокоррекции.

1.  Осознание наличия расстройства и механизмов его действия (информационное ознакомление);
2. Осознание масштабов распространенности расстройства и диагностика его влияния на все сферы жизни;
3. Компенсация дезадаптивных проявлений, использование позитивной стороны расстройства (если рассматривать СДВГ как «когнитивный стиль», то можно перераспределить симптомы на «помогающие»);
4. Формирование позитивного отношения к симптомам, умение взглянуть на них с ракурса ресурса (например, невнимательность – не как дефект, а как недостаточная заинтересованность;
5. Работа с самооценкой (как ресурс для увеличения личностного и социального функционирования; импульсивность – как способ вырваться из шаблонов и стереотипов, как реализация творческого потенциала; гиперактивность – как наличие сил, заряд для достижений и действий);
6. Работа с чувством вины за утраченное (утраченные возможности), на родителей за воспитание и пр.;
7. Признание своего несовершенства, принятие ответственности за происходящее;
8. Активно с психотерапией применяется фармакотерапия. По статистическим данным на нее положительно откликаются 75% лиц с СДВГ (хотя реакция на один препарат у разных лиц неодинакова).

Коморбидность. На СДВГ часто наслаиваются тревожные (25-43 % имеют Генерализованное тревожное расстройство), аддиктивные расстройства и депрессии.

По данным Баркли (1996), у 25-35 % взрослых с СДВГ в детстве диагностировалось Нарушение поведения или оппозиционно-вызывающее расстройство.

С уважением, Алексей Мосин!

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 561
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у взрослых
  • СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности).
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Многоликий Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Психологическая помощь.
  • Коротко о методе БОС и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)
  • Как проявляются симптомы СДВГ во взрослом возрасте?
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Как меняются симптомы СДВГ. Подростковый возраст.
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка. Школьный возраст.
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • Гиперактивность, СДВГ, ММД – как помогать ребенку?
  • Гиперактивность и СДВГ у ребенка. Коррекция с помощью ТДТ
  • Ребенку поставили диагноз СДВГ, гиперактивность, аутизм,задержка психоречевого развития
  • Аутизм и СДВГ, гиперактивность с чертами аутизма - как понять, как разобраться?
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • СДВГ-шка и неинтересная задача
  • Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом СДВГ.
  • Записки расстановщика. СДВГ, депрессия и невроз в наше время стала образом жизни.
  • Причины СДВГ. Нейропсихологический подход.
  • Психологический аутсорсинг. Практический пример, СДВГ
  • СДВГ
  • СДВГ
  • Как поддерживать позитивные отношения с ребёнком с СДВГ: памятка для родителей
  • Как строить отношения с ребенком с СДВГ.
  • Проблемы родителей, воспитывающих детей с СДВГ
  • Что такое СДВГ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь