Психологический аутсорсинг. Практический пример, СДВГ

Автор статьи: Маргарита Ваелма

 
Психологический аутсорсинг Практический пример СДВГ

Психологический аутсорсинг  Как это работает?

Вид " из окна"

Однажды я испытала потрясение, когда в общественном месте, взглянув на себя в зеркало, увидела не свое отражение, а чужое лицо. Все объяснилось просто: в помещении стояли несколько одинаковых зеркал и в одно из них было вставлено обычное стекло из-за которого на меня смотрел другой человек. 

Каждый из нас смотрит на мир из «своего окошка», где размер, прозрачность стекла и другие параметры "окна" устанавливаются нашими привычками, воспитанием, жизненным опытом. Если то, что мы видим из своего "окна" нас не устраивает, возникает проблема. Проблему для человека чаще создает не то, что он не знает, а то, что он знает правильно. Человек убежден в своих знаниях, а на практике это не подтверждается. 

“Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема” Иоганн Вольфганг фон Гете

Нет ни одной проблемы, которая переживалась бы разными людьми одинаково, поэтому важно найти такое определение проблемы, которое соответствовало бы индивидуальному опыту человека. В аутсорсинге очень важны уникальные знания и навыки человека, которые и станут ключевыми моментами в решении его проблемы. Мы создаем новую характеристику проблеме человека, с помощью которой незнакомые и чуждые его опыту понятия становятся для человека актуальными и полезными.

Но проблема - это еще не вся правда о человеке. Задача психолога — отодвинуть проблему человека из центра его жизни на периферию, показать другой «вид из окна». Аутсорсинг помогает трансформировать доминирующие жизненные проблемы и создавать новые альтернативные жизненные истории.

Вместе с клиентом нам важно исследовать влияние проблемы на его жизнь. Для этого мы должны выяснить:
- каким образом и с какой интенсивностью проблема усложняет жизнь человека в различных сферах его жизни (дом, работа, школа);
- какие складываются отношения между членами его семьи, отношение человека к себе, дружеские связи; 
- как человек видит свои будущие перспективы, каковы его взгляды на жизнь вообще. и на свою жизнь в частности.

Обычно последствия проблемы анализируются другими людьми: терапевтами, членами семьи, учителями и т. д., поэтому нам важно знать как человек сам оценивает влияние проблемы на его жизнь. Мы предлагаем ему остановиться и проанализировать события своей жизни, например, с помощью вопросов:

- Как Вы относитесь к тому, что проблема делает в Вашей жизни? Вы это одобряете?
- Какие эмоции она в Вас пробуждает?
- Как Вы относитесь к тому, что эти события случаются с Вами?
- Как Вы с этим справлялись раньше и как справляетесь сейчас?

Так же нам важно выяснить на каком основании человек оценивает свою проблему именно так, а не иначе:

- Почему Вы думаете об этом именно так?
- Почему Вы так оцениваете свою проблему?
- Как другие люди оценивают Вашу проблему? Как они объясняют свою оценку?

 История клиента → альтернативная история

Человеческая жизнь многомерна и в ней много разных историй — пересекающихся и идущих параллельно. В разных ситуациях мы можем рассказывать разные истории и выбирать какую историю мы рассказываем себе, а какую другим. Нынешняя история клиента не единственная правдивая история, существует и ее альтернатива, варианты которой мы ищем вместе с клиентом.

Наши вопросы помогают человеку оказаться на расстоянии от своих знаний и привычек. Если мы в ответ слышим: «Я не знаю», то стоит вернуться назад к привычному в жизни человека, и возвращаться до тех пор, пока не получим ответ на свой вопрос. Затем мы можем задать новый вопрос, который позволит человеку отойти немного подальше от его установок. В системной семейной психотерапии это называется движением от линейности к системности, от содержания к отношениям.

С помощью горизонтальных вопросов мы можем, например, определить, что, по мнению клиента о проблеме думают другие. Вертикальные вопросы дают нам возможность рассмотреть проблему глубже.

История рассказанная клиентом очень избирательна. Внимание клиента фокусируется только на тех моментах, которые вписываются в проблему, поэтому психологу стоит овладеть навыком двойного слушания: за содержанием уметь разглядеть отношения. Жизнь клиента полна мыслей, идей и намерений, как развернуть проблему к лучшему. Наша задача — это услышать и донести до клиента.

Примеры проблемно-ориентированного и аутсорсингового направлений в психотерапевтической беседе:

Проблемно-ориентированное направление

Аутсорсинговое направление

Считает самого человека проблемой (тревожный, агрессивный)Является ли проблема действительно проблемой?
Помещает проблему внутрь человекаПроблема не находится в человеке
Считает отличительной чертой человека его проблему (алкоголики, созависимые), что приводит к дискриминацииПоказывает разнообразие и богатство жизни, ставит под сомнение нормы, стандарты
Экспертами проблемы являются люди, которых проблема не касается.Человек сам является экспертом своей жизни и отношений.
Обращает внимание на неадекватные или неправильные особенности человекаПроблема размещение за пределами личности человека
В разговоре о проблеме часто используется «Я», «Вы»Проблема описывается как «Это»
Много разговоров о проблеме и ее деталяхПоиск альтернативных описаний и историй

Пример аутсорсинга в психотерапии

 (ситуация вымышленная, все совпадения случайны)


По рекомендации школьного психолога на семейную психотерапию пришли родители с 8-летним сыном. Ребенок гиперактивный, страдает недостатком концентрации внимания, не умеет дожидаться своей очереди, мешает одноклассникам на уроке. Родители жалуются на то, что дома мальчик часто закатывает истерики, ведет себя по отношению к ним и младшим детям эгоистично, агрессивно, не выполняет требования. У психолога возникли подозрения, что ребенок страдает синдромом СДВГ. По рекомендации психолога родители проконсультировались у нейропсихолога, который подтвердил диагноз. Психолог начинает работу с влиянием поведенческих особенностей ребенка на жизнь семьи.

Примерный план психотерапии:

1. Отделение (аутсорсинг) СДВГ от ребенка
2. Картирование и оценивание степени влияния СДВГ на жизнь ребенка и семьи
3. Выявление исключений и особенностей
4. Создание новой истории, с использованием индивидуальных способностей ребенка с СДВГ
5 Внедрение новой альтернативной истории в жизнь ребенка

1. Как начать аутсорсинг проблемы?

На начальном этапе работы можно:

- представить проблему в виде существа, которое сидит, например в другом месте комнаты на стуле.

-назвать по-другому это существо: на начальном этапе проблема может быть просто "это". Наша воображаемая семья поначалу называла СДВГ просто "Она" (проблема, болезнь), в дальнейшем у нее появилось имя - Сэмми.

- задать ребенку (и родителям) Чудесный вопрос: "Представь, что ты лег спать сегодня вечером и пока ты спал произошло Чудо и Сэмми исчез. Откуда ты утром узнаешь, что Чудо произошло? Что ты заметишь необычного? Как окружающие узнают, что произошло Чудо? Что ты будешь делать? Как будешь себя вести? Как окружающие к тебе будут относиться?"

2. Далее психолог выясняет:

Значение СДВГ для родителей

Значение СДВГ для ребенка

- Что такое СДВГ по вашему мнению?- Ты знаешь что такое СДВГ?
- Помогла ли постановка диагноза?- Ты знаешь зачем ты принимаешь лекарства?
- Какие возможности или ограничения образовались после постановки диагноза?- Тебе стало легче, после того, как ты начал принимать лекарства?

Имеются ли другие факторы, влияющие на поведение ребенка

- Сколько человек в классе, где учится ребенок?

- Какой стиль преподавания у учителя?

- Находится ли семья в данный момент в стрессовой ситуации?

- Получает ли ребенок достаточно внимания от родителей?

- Если ли у него друзья, увлечения? и т.д.

Для оценивание степени влияния СДВГ на жизнь ребенка и семьи психолог может задать вопросы:

- Как Сэмми ведет себя в школе? Чем он хочет там заниматься?

- Сэмми - это твой друг или враг?

- Как к тебе относятся окружающие, когда Сэмми с тобой? А когда его нет рядом?

- Находится ли Сэмми с тобой дома? Что он делает?

- С кем Сэмми дружит? Может быть это Лень, Гнев, Истерика, ... что-то другое?

- Как Сэмми заставляет тебя думать о себе, о папе, о маме?

- Как Сэмми удается управлять твоей жизнью? И как он управляет тобой?

- Как Сэмми влияет на твоих родителей?

3. Ищем исключения и создаем альтернативную историю

- Были ли времена, когда Сэмми мог бы находиться в классе, но его там не было? 

- Сэмми когда-нибудь отдыхает, расслабляется?

- Какие отношения ты хотел бы иметь с Сэмми?

- Если вы следите за своим ребенком весь день, в каких местах, ситуациях или с кем он может сконцентрироваться и работать немного лучше?

- Что работает в этих ситуациях?

- Какие школьные предметы у вашего ребенка любимые?

- Спросите своего ребенка, что делает учитель, чтобы поддерживать интерес к предметам?

- Где сидит ваш ребенок в классе, когда дела идут немного лучше?

4. Ищем ресурсы, используя индивидуальные навыки и способности

- Как ты можешь подготовиться к тому, чтобы быть более внимательным?

- У тебя всегда была способность концентрироваться или это стало появляться в твоей жизни совсем недавно? Как это появилось быстро или медленно?

- Можешь ли рассказать мне историю, на которой ты мог бы сосредоточиться?

- Как ваш ребенок провел неделю без напоминаний?

- Как вы объясните, что ваш ребенок сегодня слушал учителя два часа подряд? Что это говорит вам о вашем ребенке?

- Кто бы нисколько не удивился, услышав это?

- С помощью каких ваших качеств у вашей семьи получается справляться с ситуацией и работать в команде против СДВГ?

 5. Внедряем новую историю в жизнь

- Кому стоит рассказать о произошедших изменениях?

- Кто мог предвидеть, что ты победишь  /перехитришь Сэмми?

- Если бы бабушка была здесь, что бы она подумала или сказала бы о твоей способности справиться / перехитрить Сэмми? и.д.

Последнюю встречу можно снять на видео (с согласия родителей, конечно) для поднятия духа ребенка и всей семьи в трудных ситуациях.

 Человек, приходя на терапию, хочет видеть в наших глазах не свою проблему, а понимание, принятие и уважение. Задачей психолога является дать ему поддержку, построить с ним открытый, честный диалог, в ходе которого у человека могут появиться вдохновение, инсайты для изменения своей жизни.

Фантазия психолога (как и клиента) безгранична! Используя свои профессиональные знания и опыт он помогает человеку взглянуть по-новому на происходящее в его жизни, и как следствие этого, изменить ее. 

Маргарита Ваелма, системный семейный психолог

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 464
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Благополучие человека – как найти проблему, которая отравляет жизнь? Часть 3
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Мой любимый ребенок с СДВГ и почему важно вовремя сказать себе "СТОП"
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Если видишь у человека проблему, проверь, не твоя ли она!
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • "Сколько консультаций может понадобиться, чтобы решить мою проблему?"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Общий ответ на вопрос "Как прокачать свою дисциплину, если с ней проблемы"?
  • "Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть2)
  • "Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть1)
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • "Не живи" - как человек рушит свою жизнь.
  • Гиперактивность и СДВГ у ребенка. Коррекция с помощью ТДТ
  • В какой степени человек влияет на свою жизнь?
  • О чем говорит фраза "Я за своего ребенка жизнь отдам!"?
  • Как вы ведете себя, когда в вашу жизнь приходит проблема?
  • Как устранить проблему СТОСН? Как убрать проблемы с потенцией и эрекцией? Работа психолога-сексолога
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Техника МАК - карт "Проблема ребенка как симптом семейной дисгармонии"
  • 4 развод, или я прожил жизнь зря. История из жизни клиента.
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь