|
Психологический аутсорсинг. Практический пример, СДВГАвтор статьи: Маргарита Ваелма
Психологический аутсорсинг Как это работает? Вид " из окна" Однажды я испытала потрясение, когда в общественном месте, взглянув на себя в зеркало, увидела не свое отражение, а чужое лицо. Все объяснилось просто: в помещении стояли несколько одинаковых зеркал и в одно из них было вставлено обычное стекло из-за которого на меня смотрел другой человек. Каждый из нас смотрит на мир из «своего окошка», где размер, прозрачность стекла и другие параметры "окна" устанавливаются нашими привычками, воспитанием, жизненным опытом. Если то, что мы видим из своего "окна" нас не устраивает, возникает проблема. Проблему для человека чаще создает не то, что он не знает, а то, что он знает правильно. Человек убежден в своих знаниях, а на практике это не подтверждается.
Нет ни одной проблемы, которая переживалась бы разными людьми одинаково, поэтому важно найти такое определение проблемы, которое соответствовало бы индивидуальному опыту человека. В аутсорсинге очень важны уникальные знания и навыки человека, которые и станут ключевыми моментами в решении его проблемы. Мы создаем новую характеристику проблеме человека, с помощью которой незнакомые и чуждые его опыту понятия становятся для человека актуальными и полезными. Но проблема - это еще не вся правда о человеке. Задача психолога — отодвинуть проблему человека из центра его жизни на периферию, показать другой «вид из окна». Аутсорсинг помогает трансформировать доминирующие жизненные проблемы и создавать новые альтернативные жизненные истории. Вместе с клиентом нам важно исследовать влияние проблемы на его жизнь. Для этого мы должны выяснить: Обычно последствия проблемы анализируются другими людьми: терапевтами, членами семьи, учителями и т. д., поэтому нам важно знать как человек сам оценивает влияние проблемы на его жизнь. Мы предлагаем ему остановиться и проанализировать события своей жизни, например, с помощью вопросов: - Как Вы относитесь к тому, что проблема делает в Вашей жизни? Вы это одобряете? Так же нам важно выяснить на каком основании человек оценивает свою проблему именно так, а не иначе: - Почему Вы думаете об этом именно так? История клиента → альтернативная история Человеческая жизнь многомерна и в ней много разных историй — пересекающихся и идущих параллельно. В разных ситуациях мы можем рассказывать разные истории и выбирать какую историю мы рассказываем себе, а какую другим. Нынешняя история клиента не единственная правдивая история, существует и ее альтернатива, варианты которой мы ищем вместе с клиентом. Наши вопросы помогают человеку оказаться на расстоянии от своих знаний и привычек. Если мы в ответ слышим: «Я не знаю», то стоит вернуться назад к привычному в жизни человека, и возвращаться до тех пор, пока не получим ответ на свой вопрос. Затем мы можем задать новый вопрос, который позволит человеку отойти немного подальше от его установок. В системной семейной психотерапии это называется движением от линейности к системности, от содержания к отношениям. С помощью горизонтальных вопросов мы можем, например, определить, что, по мнению клиента о проблеме думают другие. Вертикальные вопросы дают нам возможность рассмотреть проблему глубже. История рассказанная клиентом очень избирательна. Внимание клиента фокусируется только на тех моментах, которые вписываются в проблему, поэтому психологу стоит овладеть навыком двойного слушания: за содержанием уметь разглядеть отношения. Жизнь клиента полна мыслей, идей и намерений, как развернуть проблему к лучшему. Наша задача — это услышать и донести до клиента. Примеры проблемно-ориентированного и аутсорсингового направлений в психотерапевтической беседе:
Пример аутсорсинга в психотерапии(ситуация вымышленная, все совпадения случайны)
Примерный план психотерапии: 1. Отделение (аутсорсинг) СДВГ от ребенка 1. Как начать аутсорсинг проблемы? На начальном этапе работы можно: - представить проблему в виде существа, которое сидит, например в другом месте комнаты на стуле. -назвать по-другому это существо: на начальном этапе проблема может быть просто "это". Наша воображаемая семья поначалу называла СДВГ просто "Она" (проблема, болезнь), в дальнейшем у нее появилось имя - Сэмми. - задать ребенку (и родителям) Чудесный вопрос: "Представь, что ты лег спать сегодня вечером и пока ты спал произошло Чудо и Сэмми исчез. Откуда ты утром узнаешь, что Чудо произошло? Что ты заметишь необычного? Как окружающие узнают, что произошло Чудо? Что ты будешь делать? Как будешь себя вести? Как окружающие к тебе будут относиться?" 2. Далее психолог выясняет:
Для оценивание степени влияния СДВГ на жизнь ребенка и семьи психолог может задать вопросы: - Как Сэмми ведет себя в школе? Чем он хочет там заниматься? - Сэмми - это твой друг или враг? - Как к тебе относятся окружающие, когда Сэмми с тобой? А когда его нет рядом? - Находится ли Сэмми с тобой дома? Что он делает? - С кем Сэмми дружит? Может быть это Лень, Гнев, Истерика, ... что-то другое? - Как Сэмми заставляет тебя думать о себе, о папе, о маме? - Как Сэмми удается управлять твоей жизнью? И как он управляет тобой? - Как Сэмми влияет на твоих родителей? 3. Ищем исключения и создаем альтернативную историю - Были ли времена, когда Сэмми мог бы находиться в классе, но его там не было? - Сэмми когда-нибудь отдыхает, расслабляется? - Какие отношения ты хотел бы иметь с Сэмми? - Если вы следите за своим ребенком весь день, в каких местах, ситуациях или с кем он может сконцентрироваться и работать немного лучше? - Что работает в этих ситуациях? - Какие школьные предметы у вашего ребенка любимые? - Спросите своего ребенка, что делает учитель, чтобы поддерживать интерес к предметам? - Где сидит ваш ребенок в классе, когда дела идут немного лучше? 4. Ищем ресурсы, используя индивидуальные навыки и способности - Как ты можешь подготовиться к тому, чтобы быть более внимательным? - У тебя всегда была способность концентрироваться или это стало появляться в твоей жизни совсем недавно? Как это появилось быстро или медленно? - Можешь ли рассказать мне историю, на которой ты мог бы сосредоточиться? - Как ваш ребенок провел неделю без напоминаний? - Как вы объясните, что ваш ребенок сегодня слушал учителя два часа подряд? Что это говорит вам о вашем ребенке? - Кто бы нисколько не удивился, услышав это? - С помощью каких ваших качеств у вашей семьи получается справляться с ситуацией и работать в команде против СДВГ? 5. Внедряем новую историю в жизнь - Кому стоит рассказать о произошедших изменениях? - Кто мог предвидеть, что ты победишь /перехитришь Сэмми? - Если бы бабушка была здесь, что бы она подумала или сказала бы о твоей способности справиться / перехитрить Сэмми? и.д. Последнюю встречу можно снять на видео (с согласия родителей, конечно) для поднятия духа ребенка и всей семьи в трудных ситуациях. Человек, приходя на терапию, хочет видеть в наших глазах не свою проблему, а понимание, принятие и уважение. Задачей психолога является дать ему поддержку, построить с ним открытый, честный диалог, в ходе которого у человека могут появиться вдохновение, инсайты для изменения своей жизни. Фантазия психолога (как и клиента) безгранична! Используя свои профессиональные знания и опыт он помогает человеку взглянуть по-новому на происходящее в его жизни, и как следствие этого, изменить ее. Маргарита Ваелма, системный семейный психолог
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|