|
СДВГАвтор статьи: Курош Кристина Александровна
СДВГ Популярности этой аббревиатуры может позавидовать любая поп-звезда. На сегодняшний день наверное только ленивый педагог не поставил ни одного такого диагноза за свою карьеру. СМИ, Интернет пестрят самой разнообразной информацией о нём. Его лечат таблетками, упражнениями, заговорами, гомеопатией, иглоукалыванием, диетами… А где-то, я уверена, уже живёт ребёнок, который думает, что его зовут СДВГ, потому что эти четыре буквы он слышит чаще собственного имени. Страсти по диагнозу достигли такого накала, что стали появляться специалисты, утверждающие, что его нет. Давайте разбираться. Синдром дефицита внимания и гиперактивности - расстройство, которое в МКБ-10 относится к группе эмоциональных и поведенческих расстройств. То есть, так как он присутствует в МКБ-10 (в МКБ-11 он, кстати, тоже есть), рискнём предположить, что он всё-таки является признанным медицинским диагнозом (иначе придётся предположить, что все специалисты ВОЗ разом обезумели).
Из чего состоит СДВГ? Первая буква аббревиатуры, обозначающей расстройство (синдром), подсказывает нам, что нарушение в буквальном смысле «не простое», то есть, оно состоит из других нарушений, сочетающихся индивидуально в различных пропорциях. Классическая триада СДВГ (три основных симптома, составляющих синдром) включает:
В зависимости от преобладания того или иного симптома, будет меняться картина СДВГ:
Нетрудно себе представить, как разнообразна может быть картина расстройства даже в пределах всего одной подгруппы. Возьмём, к примеру, первую подгруппу: с преобладанием невнимательности: Отметим, что гиперактивность объединена с импульсивностью, потому что они чрезвычайно часто сопутствуют друг другу, то есть очень сложно встретить ребёнка с таким «пирогом»: Хотя, конечно, и такое бывает, но это уже частные редкие случаи. Теперь, когда наша машина визуализации раскочегарилась, осознаем, что СДВГ может сопровождаться такими неблагоприятными состояниями как:
И, наконец СДВГ почти всегда сопровождается нарушениями моторики, обучения, общения (тут всё также очень индивидуально: у кого-то нарушена только моторика, отчего он неловок, а у кого-то все три сферы, да так, что он не может учиться в обычной школе). Для наглядности представим, что неблагоприятные состояния - это украшения нашего пирога, а нарушения моторики, обучения и общения - посыпка. Теперь мы готовы «испечь» свой собственный СДВГ - пирог! (как бы ужасно это ни звучало). Смешаем основные ингредиенты (нарушение внимания, гиперактивночть, импульсивность), добавим пару сопутствующих расстройств (к примеру оппозиционно-вызывающее расстройство и моторный тик) и сдобрим всё это проблемами с учёбой, моторной неловкостью и нарушением коммуникации. Voila! - наш пирог готов! ( / / ) Используя немного другие ингредиенты, имеющиеся в нашем распоряжении, приготовим ещё один: Как будут выглядеть обладатели каждого из них? ( / / )
И вот перед нами два совершенно разных ребёнка с одним и тем же диагнозом СДВГ. Такая вариативность проявлений синдрома может вводить в заблуждение не только родителей и педагогов, но иногда и психологов или даже врачей. Отчасти отсюда, быть может, и пошла идея о том, что диагноза не существует, а есть только разные дети с разными проблемами. Но мы с вами теперь видим, что в основе этих проблем лежат одни и те же симптомы, требующие внимания специалистов.
Как диагностируют СДВГ?
Разумеется, тут можно возразить, что критерии получаются слишком субъективными: для кого-то «не следит за деталями» - это когда ребёнок путает букву «у» и цифру «4» на письме и не может объяснить сюжет простой картинки из книжки для трёхлеток, а для кого-то - это когда ма лыш не может по памяти ответить, сколько птиц изображено на левой створке триптиха «Искушение святого Антония». Именно поэтому диагноз выставляется врачом, а не родителями, педагогами, соседями.
Для регистрации этих самых нехороших признаков используют анкеты-опросники (популярна и хорошо зарекомендовала себя методика «Диагностический опросник СДВГ Коннорса», которая предполагает отдельные формы: для учителя и для родителя). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|