Как поддерживать позитивные отношения с ребёнком с СДВГ: памятка для родителей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическое расстройство, которое характеризуется сложностями удержания внимания, планирования, организации и контроля своей деятельности (а в детстве - это так же про сложность контроля со стороны взрослых). Симптомы СДВГ часто негативно влияют на взаимоотношения таких детей с родителями, поэтому ниже я приведу рекомендации, которые помогут вам упростить жизнь (помогут вашему ребёнку лучше контролировать своё внимание и поведение) и поддерживать отношения с таким ребёнком в позитивном ключе.

  • Помогайте ребёнку соблюдать режим дня.

Постоянный режим помогает ребёнку лучше контролировать своё поведение, оставаться более стабильным эмоционально. Изо дня в день время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр должно соответствовать этому распорядку. Помните, что наличие распорядка, однако, не ведёт автоматически к идеальному его выполнению самим ребёнком, ему нужна помощь и напоминания.

Помогайте ребёнку придерживаться одних и тех же ритуалов в повседневных делах (например, определённая последовательность действий утром: встать, застелить кровать, пойти умываться и чистить зубы, сделать зарядку, пойти позавтракать; для ребёнка с СДВГ принципиально важно соблюдать эту последовательность и не преступать к одному делу, пока не выполнено предыдущее).

Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем (но не слишком жестко). Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

  • Включайте в список повседневных дел прогулку на свежем воздухе и физически активные занятия. Это в принципе всем полезно, но для детей с СДВГ в особенности.
  • Напоминайте ребёнку делать дыхательные упражнения (медленное дыхание с концентрацией внимания на процессе).
  • Ограничивайте по времени использование ребёнком гаджетов, телевизора до 1 часа в день.
  • Если вы собираетесь пойти с ребёнком в место, где есть много всего, что легко привлечёт внимание (супермаркеты, кафе и т.д.), заранее проговорите с ним правила поведения. И старайтесь не проводить с ним в таких местах много времени (более часа), т.к. нервная система легко перегружается от обилия предметов, на которые он непроизвольно обращает внимание, и от усталости он может начать дурачиться, а вы злиться.
  • Помогайте ребёнку составлять список дел, обучайте навыкам планирования (но не ждите, что он будет выполнять этот план идеально от начала до конца самостоятельно, ему всё равно нужен внешний контроль и помощь взрослых). Для детей школьного возраста планер – вещь первой необходимости. Приучайте ребёнка его вести и просматривать хотя бы два раза в день.
  • Если вы хотите, чтобы ребёнок помнил о каком-то важном деле, напишите или нарисуйте с ним это на листочке и приклейте на видном месте. В частности, можно сделать список постоянных дел, которые ребёнок должен делать утром и перед сном.
  • Старайтесь предупреждать ребёнка заранее (5-10 минут) о том, что скоро должна произойти смена деятельности. Можно оставлять рядом с ним таймер, который даст ему понять, что время вышло, надо полностью завершить своё дело и приступить к следующему. Однако одного таймера может быть недостаточно, всё равно вам придётся подойти и проконтролировать, закончил он или нет.
  • Для более успешного выполнения заданий на данный момент ребёнку нужна помощь взрослого в поддержании и направлении его внимания. Без этого пока никак. Хотите, чтобы ребёнок сделал что-то от начала до конца, - делайте вместе с ним. При этом важно делать перерывы через каждые 20 минут (вы можете отметить, что в какой-то момент ребёнок начинает сильнее отвлекаться, вести себя дурашливо, баловаться, это повод для того, чтобы прерваться).
  • Если вы хотите, чтобы переодевание, приёмы пищи и прочие рутинные моменты не длились долгое-долгое время, не поддерживайте разговор ребёнка на отвлечённые темы, это ему никак не помогает доделать дело. Скажите, что вам интересно, и вы обязательно поговорите после того, как он завершит текущую задачу.
  • Старайтесь фиксировать своё внимание на позитивном поведении ребёнка.

Известно, что, если мы хотим, чтобы у ребёнка закрепилось какое-то поведение, важно его хвалить и выражать по отношению к совершившемуся положительные эмоции. При этом обратная связь, оценка со стороны взрослых, способствует формированию самооценки ребёнка.

Похвала может иметь большое значение для того, чтобы дети чувствовали себя успешными, даже если пытались делать вещи, которые, на наш взгляд, не важны.

Похвала бывает двух видов: оценочная похвала и позитивная обратная связь. Оценочная похвала помогает ребёнку понять, хорошо ли он себя ведёт или плохо в целом (например, «Молодец!» или «Хорошо!»). Позитивная обратная связь, - это позитивный комментарий конкретных действий ребёнка, которые вам понравились (например, «Мне очень приятно, когда ты убираешь за собой со стола» или «У тебя получилось построить такую ровную башню! Мне очень нравится!»). Позитивная обратная связь помогает ребёнку понять, что взрослый к нему внимателен, повысить самооценку посредством самостоятельного вывода о том, что он действует правильным образом, что у него всё получается. К позитивной обратной связи также относится и благодарность (например, «Спасибо, что помог мне убрать со стола!»). Кстати, самый лучший способ научить ребёнка говорить «спасибо», говорить «спасибо» ему. Вы можете использовать и то, и другое, но второй вариант предпочтительнее.

Важно помнить: нельзя хвалить только за идеальное исполнение работы.

  • Старайтесь как можно меньше упрекать и читать нотации за то поведение, которое является симптомами СДВГ.

Дети с СДВГ в возрасте старше 7 лет достаточно хорошо понимают, что они ведут себя «плохо». Ведь им об этом сказали все, кто только мог. И близкие люди, и незнакомые. Они понимают, но не могут вести себя так, как бы вам хотелось в том объёме в котором бы вам хотелось. Вот так вот они устроены.

Нет смысла говорить, чтобы ребёнок «сидел ровно», «шёл нормально» и т.д. Для него нормально быть непоседливым. Ваши комментарии вызовут либо злость, либо тревогу и чувство вины у ребёнка, которые ухудшат его самооценку и не самым лучшим образом отразятся на ваших отношениях.

Ребёнок перебивает и вклинивается в разговоры взрослых не потому что он их не уважает, а потому что ему сложно ждать и контролировать себя. Можно спокойно ответить ему, что вы видите, что ему тоже хочется сейчас поговорить, но вам важно сейчас обсудить что-либо между собой.

Ребёнок отвлекается, потому что у него так работает мозг. Ребёнок много говорит. Ребёнок шумный. Он не специально. Вам нужно запастись терпением. Да, вам нелегко.

Чем больше вы комментируете, как ребёнок «плохо» себя ведёт, тем хуже ваши взаимоотношения и представления ребёнка о себе.

 ______________________________________________________________________

 Что можно сделать вместо упрёков?

Шаг первый. Скажите ребёнку, что вы видите, как ему сложно себя сдерживать/ как ему хочется внимания или что-то сказать/ как ему не терпится что-то взять или сделать и т.д. (обратите внимание на его потребность, проявите к нему сочувствие; да-да, сочувствие, ему сложно сдерживаться, когда ему что-то надо)

Шаг второй. Либо помогите удовлетворить потребность (выслушайте/поиграйте и т.д.), либо переключите внимание: предложите игру или другое интересное занятие, расскажите историю из детства, пошутите, скажите что-то неожиданное.

Пример. Ситуация: ребёнок хочет порисовать фломастерами, но вы знаете, что они отпечатаются через бумагу на столе. Вариантов решения ситуации несколько: 1) помочь организовать рабочее место так, чтобы стол не испачкался, 2) предложить рисовать в другом месте, 3) предложить другое занятие (не «поиграй во что-нибудь другое», а конкретное предложение).

 Что можно делать, если ребёнок не реагирует на какие-либо слова и предложения и выглядит перевозбуждённым (дурачится, неуправляем)?

Постарайтесь помочь ему успокоиться (используйте дыхательные техники, можете предложить умыться холодной водой).

Чтобы дыхательные техники помогали, нужно тренироваться их делать в спокойном состоянии.

______________________________________________________________________

  • Старайтесь не прибегать к крикам и физическим наказаниям.

Это никакому ребёнку на пользу не идёт: не важно, есть СДВГ или нет.

Если всё же так случилось, что вы накричали или шлёпнули ребёнка, дайте себе и ему время успокоиться, потом проговорите ситуацию так, чтобы он уловил причинно-следственные связи. И да, в такой ситуации нормально извиниться за крик или шлепок, как бы он себя до этого не вёл.

  •  Заботьтесь о себе и не вините себя.

Старайтесь найти возможности для того, чтобы побыть наедине с собой и отдохнуть. Просите посидеть с ребёнком друзей и родственников.

Помните, что не стоит бесконечно винить себя, если вы прочитали ребёнку нотацию или накричали на него (понятно, что нельзя следовать рекомендациям выше на все 100%). Вам тоже сложно справляться со своими эмоциями, ваши границы постоянно нарушают (хоть и не преднамеренно). Вы стараетесь и вкладываете много своих ресурсов в воспитание ребёнка. И он старается.

 



Просмотров: 370
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • А что бы вы сказали, если бы мужчина признался, что ему стыдно?
  • Ребёнок кричит в истерике. Как ему и вам себе помочь?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Что делать если всё плохо и нету того, что хочется?
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Как, критиковать так, чтобы не отбить охоту что-либо делать.
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • «Ему все равно!», или что стоит за «каменным» лицом?
  • Что я могу ему дать, чтобы он остался?
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Уроки женской мудрости: Как сказать ему, если что-то не устраивает?
  • Мама, купи! Или что делать, если вы не можете спокойно заходить в магазин с ребёнком.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь