Вначале расскажу небольшую историю. Как-то (не так давно) ко мне обратилась мама ученицы одной из школ г. Кемерово с просьбой решить проблему взаимоотношений её дочери-подростка с одноклассниками – девочку в школе «травят». И причем, со слов мамы эта «травля» началась спонтанно и ни она ни её дочь не могут понять причины такого поведения остальных учащихся. Забегая наперед, скажу, что девочка в классе была новенькой – по семейным обстоятельствам вынуждена была перевестись сюда из другой школы. Вначале все складывалось хорошо, она была довольна переводом, говорила маме, что нашла здесь себе много друзей и т.д. Некоторые из её одноклассниц начали приходить к ним в гости, оставаться с ночевкой на выходные. В общем, дочь была счастлива! Ведь в предыдущей школе у нее такого не было. Да, были одноклассники, с которыми она дружила, но дальше стен школы и социальных сетей это общение не выходило. И вдруг ситуация начала резко меняться. Подруги перестали приходить к ним домой, а тем более оставаться с ночевкой. Прекратились звонки. Девочка начала каждый день приходить домой в подавленном настроении, стала нервной, агрессивной. На вопросы мамы о том, что происходит она отвечала, что все нормально, что сама разберется со своими проблемами. Закончилось это тем, что однажды утром у девочки случилась истерика с категорическим отказом идти в школу. Работая над этой ситуацией, мне удалось выяснить следующее. Девочка оказалась сильной ученицей, что вызвало зависть у одной из её одноклассниц. Эта одноклассница была круглой отличницей, а также в силу своих характерологическим особенностей, слыла негласным лидером класса, пользовалась неприрекаемым авторитетом среди своих одноклассников. Когда в классе появилась новенькая, «королевишна» почувствовала, что «трон под ней зашатался» и она решила выжить из класса соперницу. Для этого она притворилась её подругой, вошла к ней в доверие. Вместе с другими одноклассниками приходила в гости, оставалась ночевать. Во время одной из ночевок ей удалось узнать данные своей жертвы для входа в аккаунт одной из социальных сетей , которые она в дальнейшем использовала для рассылки своим одноклассникам различных непристойных сообщений. В результате таких действий на ничего не подозревавшую жертву обрушился шквал негодования как со стороны детей, так и со стороны их родителей, что и привело к эмоциональным срывам. Я не буду описывать всю процедуру разрешения данной ситуации. Отмечу, что она разрешилась благополучно, хотя это и заняло очень длительное время. Хочу отметить, что данная ситуация не является чем-то из ряда вон выходящим. В настоящее время, наоборот, среди школьников не только России, но и мира участились случаи «травли» своих одноклассников. Иногда это принимает формы изощренного садизма. Так, вопиющий случай проявления такого вида жестокости зафиксирован в феврале 2010 г. в Ростовской области. По данным ГУВД, драка между школьницами произошла в безлюдном дворе Цимлянской школы №2. Несколько подростков-восьмиклассников устроили «разборки» с ученицей 6-го класса своей школы – одна из них издевалась над девочкой, а другие снимали это на мобильные телефоны и комментировали. На видео, которое было выложено в интернете, восьмиклассница бьет девочку рукой, таскает ее за косу, заставляет целовать обувь своей подруги и несколько раз бьет ногой. В Польше девочка-подросток добровольно ушла из жизни после того, как одноклассники насильно раздели ее догола и сняли все на видеокамеру мобильного телефона. В Великобритании состоялся суд над школьницами, издевавшимися над 12-летней подругой: они прижигали ей лицо сигаретами, били по голове туфлями, хлестали крапивой. В Тюмени одноклассницы заманили 14-летнюю Наташу в квартиру одной из девочек, чтобы поиздеваться над ней. Не выдержав пыток, Наташа выпрыгнула с восьмого этажа, чудом оставшись в живых. Описанные выше виды агрессивного поведения относятся к такому понятию как «буллинг». В настоящее время под буллингом в общем смысле понимается агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части. Буллинг в школе проявляется в систематическом негативном влиянии на ученика его одноклассником или группой детей. Выделяют несколько типов школьного буллинга: 1. Физический - применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому буллингу относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча имущества, в результате чего могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи жертвы и др. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение, чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания. 2. Поведенческий. К нему относят бойкот, сплетни, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут вещи, портят дневник, тетради и т.д.). 3. Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях. Сюда также можно отнести использование анонимных телефонных звонков – очень распространенная форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя. 4. Кибербуллинг. Проявляется при травле с помощью социальных сетей, посылании оскорблений на электронный адрес, сьемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ и т.д. Поведенческий буллинг и вербальная агрессия разновидностями эмоционального буллинга целью которого является нанесение морального вреда жертве. Как не парадоксально это звучит, но причинами любого вида школьного буллинга являются взрослые. Это проявляется в двух плоскостях: 1. Семья и окружение. Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества, где в настоящий момент главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют компьютерные игры (опять же созданные взрослыми), в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить. 2. Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют самостоятельно справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других детей. Другие транслируют свое неуважительное отношение к плохо успевающим ученикам при помощи тона и выражения лица. Следует отметить, что дети, а особенно подростки, с большой неохотой признаются в том, что их «травят». По каким же признакам родители могут понять, что у их ребенка что-то не в порядке? Приведу 10 наиболее тревожных признаков буллинга: 1. Синяки, происхождение которых ребенок объясняет неохотно или невнятно 2. Поврежденные или потерянные вещи (включая одежду, книги, игрушки, электронику) 3. Симулирование болезни, чтобы не идти в школу (головные боли или боли в животе) 4. Изменение привычек в еде (в том числе пропуски еды, возвращение домой из школы голодными и т.д.) 5.Ребенку снятся кошмары, появляются страхи 6.Отсутствие желания ходить в школу или ездить на автобусе, потеря интереса к школьной работе или в итоге - худшие оценки, чем обычно 7.Желание избежать массовых мероприятий, сокращение общения с друзьями 8.Попытки запугивания младших братьев и сестер или других детей (иногда они начинают имитировать то, что с ними происходит) 9.Чувство беспомощности, снижение чувства собственного достоинства, более сдержанное или грустное поведение 10.Саморазрушающее поведение (травмируют себя, обвиняют самих себя, пытаются убежать из дома или говорить о самоубийстве).
Как же вести себя родителям если выяснится что их ребенок жертва буллинга? Прежде всего чего не стоит делать, так это: - Советовать ребёнку самостоятельно противодействовать травле, не обращать внимания, давать сдачи, оскорблять в ответ, просто перетерпеть сложный период. - Давать ребёнку понять, что он сам «виноват» через «неправильное» поведение, образ жизни или ещё что. - Пытаться самостоятельно «разобраться» с обидчиком ребёнка или его родителями. - Полностью полагаться на учителей и администрацию школы, не контролируя ситуации. - Отказываться от перевода ребёнка в другое учебное заведение, если ситуация зашла слишком далеко. А что необходимо делать? Здесь можно выделить несколько моментов: 1.Если у вас появилось малейшее подозрение относительно физического насилия, ни в коем случае не медлите. Практика показывает, что физическая агрессия не просто повторяется, но и нарастает — вплоть до угрозы жизни и здоровью. В этом случае следует одновременно сообщить и школьную администрацию, и полицию. Есть шанс не только защитить своего ребёнка, но и положить конец травле как явлению в конкретном учебном заведении. 2.Если вы убедились, что ребёнок подвергается психологическому буллингу, сообщите об этом классному руководителю, школьному психологу, директору школы. При этом четко сформулируйте проблему, называя вещи своими именами: ни в коем случае не говорите «у моего ребёнка плохие отношения с одноклассниками», а совсем иначе — «моего ребёнка подвергают травле и психологическим пыткам». 3.Настаивайте, что буллинг — это прежде всего проблема школы и только потом — жертвы и её мучителя. Когда явление получает своё определение и однозначную оценку, можно рассчитывать на адекватное реагирование. Возвращение к замалчиванию уже не будет. 4.Не позволяйте запутать себя разборками конкретных ситуаций — кто что сказал или сделал и, кто больше виноват. В этом случае вы утонете в деталях, и начнете играть в игру «а что я сделал?». Поэтому говорите только об общей картине. Как психологически поддержать ребенка если он жертва? 1. Прежде всего нужно объяснить ребенку что он не виноват в том, что происходит. Назвать явление тем, чем оно является – травлей. И пообещать справиться. Ребенок может быть против вашего вмешательства, поскольку побоится усиления давления. Но этот момент нужно преодолеть. 2. Важно выслушать и посочувствовать ребенку, показать ему, что вы на его стороне. 3. Сообща, вместе с ребенком разобрать варианты возможных выходов из ситуации 4. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребенка в другой класс. 5. При посттравматическом стрессовом синдроме немедленно обратиться к специалистам. А что делать если ваш ребенок не жертва, а, наоборот – агрессор? Первым делом нужно признать, что ребенок действительно является обидчиком (буллером). После этого твердо решить, что это не должно сходить ему с рук. Вот несколько рекомендаций для коррекции поведения буллера: 1.Найдите альтернативу, которая поможет ребенку заявить о себе в другом ключе. Запишите его в спортивную секцию, кружок, поощряйте активное участие в жизни класса. 2.Соблюдайте последовательность. Если принято решение наказать дитя определенном способом – значит нужно идти до конца без каких-либо поблажек. Без протестов дело не обойдется, но, четко понимая, для чего все это делается, настоять на своем будет куда проще. 3.Ограничьте доступ сына или дочери к возможным источникам агрессии: видеоиграм, музыке, фильмам и т.д. 4.Всегда находите время обсудить школьные конфликты. Это поможет понять корень проблемы. В заключении хочу отметить, что буллинг встречается не только в школе, но также и в дошкольных учреждениях и главная задача родителей – своевременно выявить и пресечь это явление, используя вышеуказанные способы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.