Как только происходит подобное массовоеубийство (в школе «Колумбайн», в начальной школе Данблейна, в начальной школе Икэда (Осака), недавний случай в Ивантеевской школе) все кому не лень бросаются анализировать убийц - что же побудило их совершить это преступление? Что это за ребенок? В чем его аномальность? Что на него повлияло?
Вполне понятная и логичная интенция, но каждый раз (подчеркиваю: на мой взгляд), подавляющее большинство аналитиков заблуждается, НАЧИНАЯ искать и, разумеется, находя причины в увлечениях: 1. Жестокие видео-игры; 2. Альтернативная музыка; 3. Субкультурная идентичность; 4. Мизантропия; 5. Нарциссизм. и т.д.
Составляется психологический портрет, анализируется образ и поведение, исследуются отношения в семье... И лишь самая малая часть аналитиков что-то там пытается сказать о буллинге и травле. "Буллинг? Да причем тут буллинг? Мы же убийцу пытаемся анализировать!", О да, сложно признать, что проблема в обществе, а не в конкретном, к тому же негативном, опороченном, непонятом и чаще мертвом подростке.
Контраргументирую также по пунктам: 1. Жестокие игры. Да больше половины детей играют в них. При гармоничном развитии ребенок ни в коем случае не интроецирует жестокое поведение, но наоборот, ассоциируется с главным героем и присваивает его моральные ценности. А почти во всех жестоких играх ценности, тем не менее, гуманистические. В любому случае, родительское должно превалировать. Если родители объясняют вред жестокость и воспитывают гуманизм, ребенок будет таким же, как они. Не игры детей воспитывают. А вот если родители непоследовательны, тираничны, равнодушны - то тогда не только игры, но и жестокие фильмы, клипы, литература могут повлиять, чего уж про игры только говорить. То, что не 50 процентов убийцы из детей, уже как бы говорит о том, что причина не в играх.
2. Альтернативная музыка. В общем, смотрите. Некий человек, совершает нечто неприемлемое. Его личную жизнь начинают досконально изучать, его интересы и увлечения. Думаете, в современной популярной культуре сложно найти то, увлечение которое можно было бы трактовать как аномалию? Возьмите буквально любого сейчас подростка и начните проверять то, что он смотрит, слушает и Вы найдете массу не положительного. Но это НОРМАЛЬНО. Пубертатный период - это большой стресс, и в этом возрасте хочется соприкасаться с тем, что идет в разрез с моралью родителей и, соответственно, общества. Я Вам больше скажу, фантазии о убийстве кого-то тоже являются нормой в этот период. И их могут записать в дневник. И нет ничего патологичного в этом. Просто не известна статистика того, как много детей имеют эти фантазии. Но как только крайний случай себя проявляет, так у него находят эти записи и считают, что в этом корень Аха.
3. Субкультура. Это уже признак и следствие дисфункциональности семьи, я этого ниже коснусь.
4, 5. Мизантропия и нарциссизм суть одно и то же - являются реакционными образованиями вследствие эмоциональной изолированности в семье и социуме.
ИМХО, причина массовых убийств именно в совокупности: локализованность, аутистичность в семье и жестокая травля в коллективе (это могут быть не только одноклассники, не только школьники, но и сами учителя, которые тоже могут быть неадекватными). Психологи трындят о нарциссичности, мизантропичности, антагонистичности, нигилистичности и проч. Вот, мол, по дневникам, беседам с родственниками, его интересам и соц.сетям явно можно заключить, что психически человек был с расстройствами, а причины этому лежат в семейном воспитании или физиологических нарушениях мозга.
Семейное воспитание, безусловно, важно. Но, например, в случае в Колумбайне, семьи Эрика Харриса и Дилана Клиболда, не были настолько аномальны, чтобы подросток начал убивать. Опросы матерей говорят лишь о дефиците внимания к сыновьям и их аутистичности, нарциссичности, повышенного ЧСВ, комплексе Бога (а это уже следствие отсутствия внимания, то есть мать вообще была никакая как мать).
Психологический портрет - это интересно. Однако, первый вопрос, который нужно задавать в данном случае, не "Кто пошел убивать?", а "Почему пошел убивать?".
Не просто же из нарциссизма. Главная причина каждого такого случая - БУЛЛИНГ. Причина семейного воспитания здесь в том, что оно определило слабую социальную адаптированность, вследствие чего ребята стали ОБЪЕКТАМИ буллинга, ведь, как известно, нападкам, давлению, издевательствам подвергаются в первую очередь как раз дезадаптированные ребята. А вот причиной, мотивировавшей их на убийство стала именно систематическая травля, унижение на глазах референтной группы, и, в конце концов, равнодушие и бездействие всех вокруг. Подростки просто не видели выхода, а жить так больше было невозможно.
В моей школе были два очень противоположных класса. "А" отборный и интеллигентный, где все учились. И "В", где царила анархия (был еще средний "Б"). Я учился в обоих. В "А" не было никакого буллинга, лишь легкая дискриминация, мы все очень были погружены в учебу, семьи большинства детей, разумеется, были гармоничны. В "В" 3-4-х ребят унижали так, что я уверен, что они травмированы на всю жизнь. В "В" определялись те ребята, кто на предварительном тестировании показывал более слабые результаты. То есть менее интеллектуально развитые. Корреляция не прямая, но все же менее развиты те, с кем меньше занимались родители, кто больше был предоставлен сам себе, короче говоря, где семья была не столь гармонична. Логично? Вот и выходит так, что коллектив априори предполагал буллинг.
Те, над кем издевались, не были нарциссами с ЧСВ и т.п. Они были либо новенькими, либо более слабыми, либо элементарно у них не было "пряги", то есть за них некому было постоять. А все это сразу же пробивалось, ибо наши самые активные буллеры постоянно были в поиске жертвы. А потом начиналось ежедневное издевательство, которое заходило все дальше и дальше. Как тут не вспомнить историю мальчика из ЮКО. Совершенно неудивительно, что он, можно сказать, был предоставлен сам себе в плане семьи, за него никто не мог заступиться, он ни с кем не мог поделиться. А детская жестокость довела других подростков до изнасилования. Будь мальчик постарше, он запросто мог взять нож и топор и попытаться убить не только насильников, но и учителей, как тех старших менторов, которые, ввиду своей слепости, тоже несли ответственность. Если ребенок очень подавленный на протяжении длительного срока, то на это необходимо обращать внимание. Как можно не замечать отношение других детей к нему?
И можно представить, чувствуют, чего желают, о чем фантазирует личность, будучи объектом буллинга. Они ненавидят всю эту систему. Вот в чем корень мотива взять однажды ружье и пойти отомстить всем изуверам и тем, кто либо поддерживает систему, либо равнодушно относится и не замечает их страданий. Ребятам не к кому было обратиться, родители были не теми, кого они помыслить как помощников, кто бы смог вникнуть в их проблемы и помочь. Это и есть изолированность. Она-то и определяет все эти интересы, вроде субкультуры и мизантропии, как способ эскапизма из этого неуютного мира.
Справочно, вот список тех, кто чаще всего становятся жертвами травли в школе: двоечники; круглые отличники; любимчики учителей; физически слабые дети; дети, гиперопекаемые родителями; ябеды; дети учителей; страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива; не имеющие современных электронных новинок или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям; вундеркинды; дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые вороны»); дети плохо обеспеченных (бедных) родителей; представители национальных меньшинств; представители сексуальных меньшинств.
То есть, кто выделяется и выбивается из нормы. Абсолютно животное стадное проявление. Если особь как-то выделялась в стаде, то чаще всего это говорило о ее аномальности - болезни врожденной и приобретенной. Ради здоровья других членов стада, молодого потомства и, главным образом, будущего, аномальную особь всячески травят и пытаются прогнать. У нас это проявляется в агрессии и издевательствах, хотя в корне лежит не желание того, чтобы слабый ребенок был в коллективе и желание прогнать его. Однако, ввиду садизма, многим буллерам это даже нравится.
Мы привыкли судить убийц, точнее осуждать. Клеймить и стигматизировать их. При расследовании обращать внимание в первую очередь именно на их личность. Однако личность - это индивид вписанный в общество. И именно такие поступки, как странные массовые убийства в месте, где они проводят большую часть времени (!) - проблема КОЛЛЕКТИВА в первую очередь, учебного, затем семейного, и только затем личностного характера!
Не каждый нарцисс, не каждый ребенок из дисфункциональной семьи идет убивать. Ответственность за эти убийства, считаю, несут, в первую очередь, преподаватели и психологи этих школ, кто не заметил и не предпринял действий по предотвращению травли, хотя бы банальный перевод. Кто не вел профилактические мероприятия. Проблема плохих родителей первичнее, однако каждый ли слабый ребенок, ввиду безответственности родителя по той или иной причине, должен страдать в школе?
Подводя итог, хочу сказать родителям: будьте близкими, честными с детьми. И не будьте глухими, жестко осуждающими, равнодушными - так можно не заметить даже явные признаки трагедии. Те же Харрис и Клиболд, как затем выяснило следствие, почти открыто и многократно говорили и показывали, что собираются сделать. Но НИКТО не воспринял всерьез их намерения, как и страдания.
Если же Вы жертва буллинга или член коллектива, где имеются акты травли, то постарайтесь повлиять на ситуацию: обратитесь к ответственному лицу, к третьим лицам, кто не является участникам коллектива, расскажите как можно большему количеству людей, вынесите проблему из локального круга, сделайте предметом обсуждения. Чаще всего, после того, как об этом узнает общественность, травля прекращается. Супер-Эго буллеров укрепляется общественным порицанием.
На иллюстрации, как ни банально, кадр из, надеюсь не бессмертного эстонского фильма "Класс" (если бессмертного, значит так никогда мы и не преодолеем тематическую проблему), который наилучшим образом раскрывает динамику развития буллинга, переживания жертвы, роста его злости и уровень жестокости. И это не утрирование, не перегиб, в плане издевательств, хочу Вам сказать.
Вы можете обратиться ко мне по следующим контактам:
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.