Аутизм и СДВГ, гиперактивность с чертами аутизма - как понять, как разобраться?

Как сочетаются, и сочетаются ли вообще, аутизм, АЧ и СДВГ?

Чтобы разобраться в этой теме, придется начать с самого начала. А конкретнее с того, что в медицине сосуществуют и дополняют друг друга два подхода синдромальный и нозологический.

Синдромальный подход – это такой,  который позволяет описать состояние человека с помощью «наборов» признаков (симптомов). Например:  депрессивный синдром, включает в себя в такие симптомы как сниженное настроение,  ангедония, чувство вины и проч.  или галлюцинаторно-бредовый синдром  с присущим ему ощущением «голосов» и попытками объяснить их появление воздействием «невидимых шпионских лучей»  или «действием внеземного разума».

Но умный доктор, который мыслит нозологически  ( пытается докопаться до сути) всегда спросит себя (или коллегу) – а в рамках какого заболевания проявляется этот синдром?  Может это депрессия в рамках биполярного расстройства, а может просто реактивная (то есть обусловленная очень серьезной психотравмой)? Или это вообще депрессивное состояние у больного шизофренией, который вышел из психоза и осознал тяжесть своего положения?

Важно и ответить на эти вопросы? Конечно! Ведь от этого зависит прогноз и стратегия  лечения…

 Иными словами, когда речь идет о синдроме, до диагноза еще далеко,  это скорее констатация факта – вот мы видим вот это, а еще вот это и это…

Достаточно запутанно. Но на самом деле, мы же помним, что, во-первых,  медицина не наука, а искусство, а во-вторых, практически всегда один и тот же психиатрический диагноз можно сформулировать немного по-разному (о вопиющих случаях, когда детский аутизм принимают, например,  за депрессию, речь не идет).  Однако, как правило, разными словами описывается общий круг состояний, причем суть от этого не меняется…

Теперь про аутизм и СДВГ. Аутизм – это синдром. И СДВГ – синдром. Но и их, при желании, можно разделить на кучу синдромчиков.  И слепить вместе. Например, аутизм, можно описать как: расстройство развития речи + гиперкинетическое расстройство + синдром двигательных стереотипий. Формально, это будет более-менее соответствовать реальности, но это не будет адекватным диагнозом.

Но, тут мы вспомним про традиции. Традиции современной зарубежной психиатрии таковы, что  благодаря (или «из-за») страховой медицины и сложных взаимоотношений с судебными инстанциями, врачам удобнее описывать психические заболевания синдромологически. «Что вижу, то пою». И подход к лечению соответствующий – могут назначить кучу лекарств от соответствующей кучи синдромов.  И даже так иногда бывает: к примеру, у врача  есть подозрение, что за двигательной расторможенностью скрывается психотическое состояние. И при этом, назначив  психостимуляторы – страттеру или риталин, можно этот психоз простимулировать. Но не каждый доктор (особенно западный) остановится перед этим. Он скажет «ОК! Если это произойдет – мы начнем  лечить галлюцинации!». Он будет действовать по протоколу и будет совершенно защищен юридически.  Поэтому, слыша о необходимости равнения на стандарты западной психиатрии, как эталона всего-всего,  можно только тихо улыбаться…  Отечественная психиатрия, порицаемая за кондовость и ригидность, в смысле диагностики иногда гораздо тоньше.  Ее слабое место – закрытость, плохая организация и отвратительное социальное обеспечение людей с особыми потребностями.  Но это уже совсем другая история.

Поэтому, с точки зрения нозологического подхода – аутизм и СДВГ – несовместимы. А двигательная расторможенность при аутизме или у детей с АЧ – имеет совершенно иную природу.

И хотя, некоторые маститые специалисты считают, что при СДВГ могут быть аутичные черты ( т.е. отдельные элементы аутистического поведения).

Другие специалисты – возможность сочетания этих двух диагнозов, отрицают, закономерно считая, что они взаимоисключают друг друга.
Вот что, к примеру, пишет Роберт Гудман:
И в МКБ-10 и в DSM-IV (классификации психических заболеваний, принятые в Европе и CША) - расстройства аутистического спектра (устойчивые расстройства развития ) имеют превосходство над гиперактивными расстройствами. И хотя дети с расстройствами аутистического спектра могут быть беспокойными и невнимательными, они не получают второго диагноза гиперкинеза или СДВГ. Диагноз гиперактивности не ставят, когда беспокойность и плохая концентрация внимания обусловлены расстройством настроения, тревожным расстройством или шизофренией.
Т.е такой подход предполагает, что наличие аутичных черт (даже если их очень сложно увидеть на настоящий момент, но они были в анамнезе), исключает попадание таких детей в категорию СДВГ.  Иногда пишут "нарушение развития" иногда добавляют "аутистического спектра" и "гипердинамическое расстройство". Потом, когда ребенок  с АЧ подрастает, ему ставят синдром Аспергера,  шизотипическое расстройство или, если появляется соответствующая симптоматика (бред, галлюцинации) – шизофрения.
Однако, хотя в раннем детстве природа и проявления этих нарушений могут быть сходны – прогнозы могут быть разными. Подрастая, (причем независимо от того, велась или не велась коррекционная работа в этом направлении), некоторые дети с легкими аутичными чертами, становятся способны на адекватное социальное взаимодействие, коммуникацию и символическое мышление (т.е. вся знаменитая «триада нарушений», которая позволяет однозначно диагностировать аутизм - отсутствует).  Остается только легкая «инаковость», «чудаковатость». Иногда изначально незначительно выраженные  «аутичные черты» усугубляются, ребенок ведет себе все более и более неадекватно.  Сказать заранее, в три-четыре года, каким может быть прогноз – мало кто возьмется.

Дело в том, что мозг, в отличие от любого другого органа, не выполняет только одну функцию (как, например, печень или легкие). И если речь идет о нарушении развития (к этой категории можно отнести и СДВГ и аутизм), то здесь не может быть абсолютно точного диагноза, и даже определенной, универсальной схемы лечения или коррекции.  Поэтому медикаментозное лечение назначается порой методом «подбора», что иногда пугает «неопытных»  родителей.


То есть, сочетание симптомов  тоже может быть самым замысловатым. А гиперактивность (а точнее – расторможенность) явление очень частое. Потому что сопровождает очень многие заболевания.

Вот поэтому, возникает такая путаница…  И поэтому возникает искушение найти того доктора, который поставит самый «приятный» диагноз, который легко воспринять как самый-самый точный.  Но, чем бегать по замкнутому кругу, выслушивая «авторитетные» мнения  очередных профессоров – 10-го или 100-го, лучше найти своего доктора, которому интуитивно доверяешь и просто выполнять его назначения.  И заниматься-заниматься-заниматься. Учить бытовым навыкам (это самое главное!), учить самостоятельности.

 Хотя очень заманчиво, чтобы аутизм диагностировался «по двум полоскам», такого в ближайшем будущем не произойдет.  Ведь это целый континуум состояний – с разным набором признаков и симптомов. И никакая машина, никакие анализы, лучше, чем опытный взгляд специалиста это не проанализирует и не оценит.

Ну а если, по каким-то причинам, к врачу обратиться проблематично?

Тогда, вспоминаем -  главный и основной критерий –  отсутствие негативной динамики, то есть ухудшения состояния. Если вы видите, что ребенок пусть замедленно, в своем темпе, но уверенно развивается – набираем побольше воздуха и учим всему: складывать пирамиду, завязывать шнурки, делать бутерброд. Самый простой, но действенный способ – берете карту развития ребенка в норме (типа: в 22 месяца должен уметь вытряхивать предмет из бутылочки) и учите тому, где есть отставание. Если состояние ребенка ухудшается: усиливаются стереотипии, пропадает речь, нарушается сон, возникают новые и новые страхи – то  тогда, независимо от того, насколько далеко и сложно добраться к врачу, сделать это будет необходимо.

В итоге, могу сказать, что формально, теоретически, правы и те, кто считает, что СДВГ может сочетаться с АЧ и аутизмом и те, кто считает – что это неправильно. Просто в первом случае – это синдромальный подход, во втором – нозологический.  Но, учитывая, что нозология – это категория более высокого порядка,  при разработке стратегии терапии и реабилитации, стоит отдавать предпочтение ей.
Поэтому пугаться не нужно, и фанатично бегать за однозначным и самым-самым точным диагнозом, тоже не стоит, а нужно постепенно избавляться от проблем. Если обычные дети многому учатся сами, то проблемных приходится этому учить.

 



Просмотров: 527
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Аутизм-что это и как с этим жить?
  • Ребенку поставили диагноз СДВГ, гиперактивность, аутизм,задержка психоречевого развития
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Синдром неудачника - что это? Или Недонарцисс! ;)
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • "Это он ухаживает и я ему нравлюсь или это просто вежливость?"
  • Быть богатым или быть бедным — это наш личный выбор! Что выбираете Вы?
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Самость...что это? Или как найти предназначение.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь